Биолог читает Аристотеля

Aug 06, 2019 13:06

Долгожданный лонгий рид - моя рецензия на книгу Армана Мари Леруа «Лагуна»ЗЫ: книга действительно очень странная, и это совсем не та интеграция естественных и гуманитарных наук, которой бы мне хотелось. Но для всех, кто интересуется историей идей, она бесценна, потому что демонстрирует, откуда растут ноги у естественнонаучных концепций. Тем более ( Read more... )

естествознание, Древний мир, философия, книги, рецепция

Leave a comment

bbzhukov August 6 2019, 11:08:52 UTC
Спасибо.

Подробнее скажу чуть позже, а пока отвечу только на один вопрос:
мог ли малообразованный Лысенко каким-то образом познакомиться с идеей Теофраста или додумался до этого самостоятельно?
Мог. Лысенко, похоже, вообще ни до чего не додумывался сам, а все свои "теоретические" построения черпал из популярной литературы времен своей юности (нимало не смущаясь при этом, что одни из этих "теорий" противоречили другим). Скорее всего - из того, что он читал в Уманской школе садоводства в 1917-20 гг. А уж в тамошней-то библиотеке наверняка были если не труды самого "отца ботаники", то по крайней мере их пересказы.

Хотя не исключено, что он почерпнул эту идею не у Теофраста, а из пересказов де Фриза и вообще ранних мутационистов.

P. S. Пожалуй, все-таки не буду ничего говорить до прочтения "Лагуны". Только спрошу: а что Вы имеете в виду, говоря, что это совсем не та интеграция естественных и гуманитарных наук, которой бы мне хотелось? У книги есть какие-то конкретные пороки или просто автор работает не на том поле, которое Вам ( ... )

Reply

steblya_kam August 7 2019, 08:34:10 UTC
Ох, мне казалось, что я это изложила в самой рецензии. Ну если вкратце - я вижу интеграцию естественных и гуманитарных наук как взаимное ознакомление с накопленными данными и современным состоянием дел в этой области и привлечение специалистов для решения вопросов друг друга. Идеал для меня - когда благодаря изотопному или генетическому анализу археологических материалов историки могут, например, проверить данные исторического источника, а лингвисты - данные лингвистической реконструкции (как недавно красиво получилось с финно-уграми); и наоборот, когда климатологи обращаются к средневековым рукописям за данными об истории похолоданий и потеплений (если летописец пишет, что Чёрное море замёрзло, он вряд ли это сочинил). И эволюционным психологам не мешало бы почаще консультироваться у этнографов, чтобы не проецировать на австралопитеков психологию студентов конца прошлого века ( ... )

Reply

bbzhukov August 7 2019, 11:23:02 UTC
Ага, понял.

То, о чем Вы говорите - это, конечно, дело полезное и плодотворное. Но, во-первых, такое сейчас не только делается сплошь и рядом, а во многих областях стало уже просто требованием хорошего тона, если не обязательным. (Много сейчас публикуется работ по археологии бесписьменных культур, в которой нет хоть каких-нибудь оценок абсолютного возраста изучаемого материала? А такие оценки для таких культур могут быть даны только естественно-научными методами.) Во-вторых, в такой интеграции одна из сторон (как правило, естественно-научная, хотя бывает и наоборот) выступает просто как метод - один из методов в арсенале другой стороны. В чем, разумеется, нет ничего плохого, но все же это не единственно возможный модус взаимодействия ( ... )

Reply

steblya_kam August 9 2019, 08:04:32 UTC
Отвечаю:
1) Но, во-первых, такое сейчас не только делается сплошь и рядом, а во многих областях стало уже просто требованием хорошего тона, если не обязательным. - Увы, до нарисованной Вами благостной картины ещё далеко. Да, нельзя опубликовать работу по археологии бесписьменных культур, не ссылаясь на естественнонаучные датировки, но можно опубликовать стопиццот работ по истории, скажем, Древней Руси, совершенно игнорируя противоречие археологических, медицинских и прочих фактов данным летописей, записанным 200 лет спустя после самих событий. Это норма. Норма ссылаться на мифическую "устную народную память" (которая якобы всегда отражает истинные события), оставаясь в блаженном неведении о психологических экспериментах на запоминание и пересказ событий, текстов и т.п. (которые показывают весьма ненадёжный характер устной памяти). Я уже не говорю о целом ряде других областей, которые перечислять тут утомительно ( ... )

Reply

bbzhukov August 9 2019, 15:14:14 UTC
Спасибо за весьма интересный ответ ( ... )

Reply

bbzhukov August 9 2019, 15:16:11 UTC
2) Я, собственно, говорю не об обмене концепциями, а о том, что ему должно предшествовать - о сопоставлении естественного и гуманитарного знания. Об одном и том же предмете (например, о человеческой психике), о явлениях, демонстрирующих некоторое сходство (и тут важно разобраться: это сходство механизмов, сходство функций или вообще наша иллюзия), и т. д. Думаю, что простое заимствование метафоры и риторики (чего действительно было немало и с неизменно превосходным результатом - от социал-дарвинизма до теории Гумилева)- это как раз попытки перепрыгнуть через такой сравнительный анализ, заимствовать сразу готовую концепцию. В результате то, что в "родной" области было плодотворной, работающей концепцией, в другой превращается не более чем в метафору - причем зачастую misleading ( ... )

Reply

steblya_kam August 10 2019, 07:54:51 UTC
Ох, Борис Борисович, Вы в своём репертуаре многописания :-) увлекаетесь и делаете переписку технически затруднительной. Постараюсь сжато ответить по Вашим соображениям ( ... )

Reply

bbzhukov August 10 2019, 10:02:41 UTC
Вы в своём репертуаре многописания :-) увлекаетесь и делаете переписку технически затруднительной.
Каюсь, грешен. Но никак по-другому не получается. Все кажется, что если не сказать то-то и то-то, меня неправильно поймут. Понимаю, что всех возможных оговорок все равно не сделаешь (хотя бы потому, что они сами потребуют оговорок - и так до бесконечности) - и все же...

Фольклористы, к сожалению, ни с чем не "разобрались" - разобрались отдельные группы и школы фольклористики, а другие продолжают делать вид, что об этом не знают.
Ну так это обычное дело. В физиологии и поведенческих исследованиях до сих пор масса народу твердо стоит на рефлексах, а уж преподают-то, почитай, везде (кроме спецкурсов в некоторых местах) только их. В антропологии до сих пор можно найти не так уж мало полицентристов - при всей нелепости этой теории в свете современных данных. И т. д.

Я все это к тому, что вера в валидность "народной памяти" - это не пример того, как гуманитарии игнорируют естественно-научные данные. Это пример того, как некоторые гуманитарии ( ... )

Reply

steblya_kam August 12 2019, 08:41:29 UTC
Мы с Вами пришли к странному положению: не-гуманитарий защищает гуманитарные науки от гуманитария, доказывая их специфичность!
Знаете ли, мне про эту специфичность рассказывали 20 лет, но я так и не поняла, в чём она. Кроме предмета: гуманитарий имеет дело с тем, что в мозгах у человека (и тут Вы совершенно правы, приводя пример с зоологом, описывающим животное по охотничьим рассказам: он имеет дело не с реальным животным, а с тем, что в головах у охотников).
Проблема в том, что гуманитарии в большинстве случаев выдвигают утверждения, которые вполне проверяемы эмпирически - но не хотят этого делать. А под 3/4 балласта я подразумеваю устаревшие концепции, которые основываются на презумпциях, давно отвергнутых смежными науками.

Reply

bbzhukov August 12 2019, 10:54:41 UTC
Мы с Вами пришли к странному положению: не-гуманитарий защищает гуманитарные науки от гуманитария, доказывая их специфичность!
:-)
"Чукча зря работать не будет!" ((с) анекдот).

Кроме предмета: гуманитарий имеет дело с тем, что в мозгах у человекаИменно. Это и есть основание для выделения некоторой группы дисциплин в таксон "гуманитарные ( ... )

Reply

steblya_kam August 12 2019, 11:45:06 UTC
Именно второго субъекта. Да. И про разницу между зоологом и фольклористом точно сформулировано. Кстати, снежный человек уже давно стал объектом фольклористики. Как только фольклористика осознала, что фольклор - это не только то, что рассказывают неграмотные бабушки в деревне.

Reply

caenogenesis August 13 2019, 09:16:29 UTC
и цена его работе такая же, как работе Б. Ф. Поршнева о снежном человеке на Памире

Интересно, что Поршнев как раз профессиональный гуманитарий, академический историк. Насколько я знаю, никто не ставил под сомнение профессионализм его работ, которые посвящены истории Франции и Тридцатилетней войне. Это к теме "как такое сочетается в одной голове".

Reply

bbzhukov August 13 2019, 13:49:08 UTC
Да. Я хотел это отметить (он, конечно, не фольклорист, но что такое критика источников, он уж точно должен был понимать), но решил, что и так слишком длинный коммент получается.

Reply

steblya_kam August 15 2019, 08:31:51 UTC
Так это же классика - человек полез не в свою область. Фоменко вот в гуманитарии полез. (Под "не в свою" я понимаю не отсутствие корочки, а отсутствие понимания, как она работает).

Reply

bbzhukov August 9 2019, 15:16:27 UTC
именно пример эволюционизма демонстрирует, что, как бы ни была красива идея, она должна вырастать из эмпирических наблюдений, а не просто так заимствоваться из другой области.
Ну как раз в лингвистике с этим все было почти идеально: идея изменения языков во времени и происхождения разных языков от общего предка существовала и развивалась в ней аж с конца XVIII века. И у лингвистов не было своего Кювье, который маргинализировал бы эту идею лет на тридцать. Тем не менее (а может быть, именно поэтому - потому, что лингвистика и сама уже созрела для восприятия таких идей) расцвет компаративистики начался именно после "дарвинианской революции" и в общем русле тотального эволюционизма.

Идея культурной эволюции, может быть, и обязана биологии новой моделью мышления, но гуманитарная наука тут в конечном тогде сделала независимое обобщение конкретных фактов своей области, а не механически перенесла естественнонаучную концепцию в свою сферу.Смотря какая "гуманитарная наука". Компаративистика - да, при всей вдохновленности дарвинизмом работала ( ... )

Reply

steblya_kam August 10 2019, 07:34:39 UTC
1) А язык - это не культура? Сюрприз-сюрприз: в языке тоже есть механизмы, позволяющие говорить об отборе (например, лексика отбирается в сторону краткости, грамматика - в сторону унификации и сокращения числа парадигм; я не говорю уже о сознательном отборе в сторону престижности, тот же "менеджер").
2) Все-таки культурные новации - будь то перспектива в живописи, реформирование церкви или паровоз - с самого начала имеют целью улучшение того, что они изменяют. В биологии этому соответствует не дарвинизм, а ламаркизм - Неочевидный тезис. Сравните античную скульптуру с романской, античные фрески с византийскими, Матисса с Энгром. А улучшилась ли церковь после реформирования - тоже, хммм, неочевидно, то-то английская интеллигенция в католицизм ударилась, как только католикам предоставили равные гражданские права ( ... )

Reply


Leave a comment

Up