Участок земли в 8687 квадратных метров в поселке Куоккала был оформлен в мае 1899 года на имя Наталии Борисовны Нордман, гражданской жены Ильи Ефимовича Репина.
Усадьба представляла собой запущенный, заросший кустарником и густым лесом заболоченный участок с небольшим одноэтажным домиком, стоявшим в глубине участка. Это был обыкновенный низенький финский домик, срубленный из бревен и обшитый тесом.
Участок был обнесен деревянным забором. На его деревянных воротах появилась дощечка с надписью «Villa Penates». Другая табличка извещала, что это «Дача Н. Б. Нордман».
В 1903 году у входа в усадьбу появились яркие расписные деревянные ворота с резной надписью «Пенаты».
Раскрашенные резные ворота с калиткой и названием усадьбы были выполнены по рисунку самого Ильи Репина. В 1922 году художник слегка переделал дизайн ворот, но основой их рисунка по-прежнему остались узоры народной вышивки.
Летом 1899 года Репин и Нордман принялись за благоустройство территории.
Чтобы осушить и привести в порядок заброшенный участок, самые сырые места решено было углубить и превратить в пруды. Пруды соединялись с протекающим рядом с усадьбой ручьем.
Грунт, доставаемый со дна, укладывался в горки и укреплялся валунами. В итоге, вокруг усадьбы получился небольшой парк с березами, елями и яблонями.
В парке были цветущие клумбы, мощеные дорожки, пруды, деревянные мостики, скамейки и беседки.
В 1907 году Илья Ефимович Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника, и обосновался в «Пенатах», работая над картинами практически без отдыха.
С его переездом дом начали перестраивать, добавляя к нему различные причудливые пристройки, веранды и балконы.
Зимняя веранда дома Ильи Репина была пристроена со стороны парка в 1904 году.
Это светлое помещение, наподобие стеклянной пирамиды, использовалось Ильей Ефимовичем Репиным в качестве мастерской.
Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов.
В 1906 году появился второй этаж с затейливыми скатами кровли.
Резными украшениями и стеклянной крышей над двумя мастерскими.
В оформлении дома были использованы мотивы народных узоров.
К дому был пристроен кабинет, а над ним - просторный открытый балкон, примыкающий к мастерской.
Работы осуществлялись по замыслу и эскизам самого Ильи Репина и под его непосредственным наблюдением, без предварительного плана. Все помещения создавались по рабочей необходимости. Перестроечные работы завершились только к зиме 1911-12 года. Дом стал выглядеть как причудливый сказочный терем.
В архитектуре жилища соединились мотивы древнерусского искусства и северного деревянного модерна. Необычность конструкции заключалась еще и в том, что дом почти на две трети был построен из стекла (художник стремился создать идеальное естественное освещение).
После смерти Наталии Нордман, в июне 1914 года, согласно ее завещания, Репин становится пожизненным владельцем «Пенатов».
Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 года после непродолжительной болезни - гриппозного бронхита, перешедшего в воспаление легких. Илья Репин был отпет в Куоккальской церкви по православному обряду и похоронен на том месте в усадьбе, которое выбрал для себя в 1927году.
Эта запись начинает более подробный рассказ о комнатах в Усадьбе Ильи Ефимовича Репина «Пенаты».
-
Прихожая в усадьбе Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»-
Зимняя веранда в усадьбе Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»-
Гостиная в усадьбе Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»-
Кабинет в усадьбе Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»-
Столовая в усадьбе Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»-
Зимняя мастерская в усадьбе Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»-
Знаковые места Усадьбы Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»