Когда Репин окончательно переселился в "Пенаты", здесь стали бывать его товарищи - передвижники, писатели, музыканты, чье творчество было знаменательно для русской культуры второй половины XIX века. В "Пенатах" бывали не только старые друзья художника, но и представители самых различных кругов русской интеллигенции начала нового века.
Гостиная, где собирались по средам, отличалась от обычно нарядных петербургских гостиных простотой своего убранства и непритязательностью, а хозяин был добродушен и гостеприимен.
Здесь всегда стоял рояль. Почти ни одна "среда", ни одно собрание гостей в "Пенатах" не проходили без домашнего концерта. Сам Репин очень любил петь. Он не умел играть ни на одном музыкальном инструменте, кроме гитары, и часто настроение свое изливал в песне. В кругу друзей художника было принято петь хором, и, даже в день своего восьмидесятилетия пел друзьям старую украинскую песню.
На стене, слева от рояля, висит ковер ручной работы от певицы А. Н. Молас, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна.
Возле рояля на стене висит фотография молодого А. М. Горького с надписью: "Илье Ефимовичу Репину от Горького на память".
Здесь же, в гостиной, хозяйка «Пенатов» Наталия Нордман отвела себе уголок с рабочим столом для занятий. Таким образом, в обычные дни эта комната служила ей кабинетом.
Около рабочего стола Нордман установлен слепок со знаменитой статуи Венеры Милосской, из-за чего гостиную иногда называли «комнатой Венеры».
Работа художника К. К. Первухина "Мостик в Венеции", подарок автора Репину, висит над столиком Нордман
На столике с подлинной шелковой, серой в лиловую полоску скатертью, когда-то купленной в Палестине, стоят фотографии Репина и Нордман.
Слева на стене рисунок-портрет Наталии Борисовны, нарисованный художником во время их поездки в Париж на Всемирную выставку в 1900 году, в пору начала романтических отношений.
Главным украшением Гостиной картины - работы учеников и друзей Репина.
Над роялем - пейзаж одного из верных учеников Репина И. И. Бродского. Во время Великой Отечественной войны этот пейзаж был утрачен, сейчас вместо него - "Лунная ночь" из собрания музея-квартиры И. И. Бродского.
Над входом в кабинет висит портрет его сына, художника Юрия Репина, написанный В. С. Сварогом. Портрет создан в 1915 году, и Репин восторженно отзывался о нем.
Как память о дружбе с группой художников-передвижников сохраняется в музее небольшой натюрморт "Ваза с цветами", на котором поставили свои подписи И. Репин, В. Маковский, И. Прянишников, В. Поленов.
Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова - ученика Репина. Это этюд, написанный с рыжей охотничьей собаки "Пиратка".
Над дверью, возле лестницы, ведущей в мастерскую, висит портрет Чуковского, исполненный И. Бродским в 1916 году.
В гостиной, справа от двери, возле лестницы в мастерскую, висит небольшой акварельный портрет пожилого рыжебородого мужчины в синем халате. Это квартирный хозяин Репина - архитектор Александр Дмитриевич Петров, у которого он снимал комнату на Малом проспекте Васильевского острова.
Над дверью на зимнюю веранду висит картина "Пейзаж", сына Репина Юрия.
Справа от входа на зимнюю веранду можно видеть работы чугуевских живописцев - первых учителей Репина.
По репинским описаниям были предприняты их розыски. Многие из картин были найдены в Чугуеве и переданы в "Пенаты", где заняли почетное место в гостиной.
Среди них работы чугуевского художника Леонтия Ивановича Персанова: парные портреты супругов Нечитайловых, профиль Якова Логвинова, а также портрет мальчика на берегу реки.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой. Исполненый художником И. Н. Шамановым.
Также в гостиной «Пенатов» можно увидеть бюст Наталии Нордман.
Скульптурный портрет своей гражданской жены Репин вылепил в 1902 году в Петербурге. Затем бюст отлили в бронзе и перевезли в «Пенаты».
Заглавная запись здесь:
Усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»