Самой ранней пристройкой к дому была восьмиугольная зимняя веранда, увенчанная застекленным пирамидальным куполом. Это светлое помещение, до постройки второго этажа, служило Илье Репину мастерской. Она стала его любимым местом отдыха и работы. Увенчанная прозрачным шатровым перекрытием веранда почти на две трети стеклянная.
С веранды открывается чудесный вид в парк, привлекательный всегда - и зимой и летом.
Художник писал здесь портреты на фоне сада.
На веранде принимали гостей, пили по утрам чай, слушали музыку, а иногда, раскрыв двери и выдвинув из гостиной рояль, устраивали домашние концерты.
Веранда считалась одним из интереснейших уголков усадьбы. Гости "Пенатов" называли Зимнюю веранду - "киоском", "птичьей клеткой" и "вестибюлем бюстов", так как здесь вдоль окон стояли скульптурные работы Репина.
Еще в молодости, только поступив в Академию художеств, Репин решил помимо живописи, заняться лепкой и стал посещать скульптурный класс, что принесло ему большую пользу как живописцу. Многие художники XIX века обращались к скульптуре при решении композиций картин.
Репин исполнил в глине фигурки запорожцев (они сейчас находятся в мастерской Репина) для своей картины "Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану". Часто, работая над живописным портретом, Репин одновременно лепил свою модель.
В 1880 году в Абрамцеве, известным живописцем Виктором Васнецовым, был выполнен скульптурный портрет Репина, который сейчас находится на зимней веранде. Работа удачная, она считается единственным произведением Васнецова в скульптуре. Портрет очень нравился самому Репину, так как Васнецову удалось передать то настроение романтической приподнятости, которым был охвачен Репин в пору расцвета своей творческой деятельности.
Никто из художников так много не рисовал и не писал Толстого, как Репин. Увлеченный этой гениальной личностью, он стремился запечатлеть все, что ему было дорого в Толстом. В 1891 году, в Ясной Поляне, Репин вылепил бюст Л. Н. Толстого. Бюст Толстого нравился не только писателю, но и его жене Софье Андреевне, которая находила его самым похожим из всех.
На небольшом возвышении стоит мягкое кресло.
В нем позировали Репину М. Ф. Андреева, Н. Б. Нордман-Северова, писатели Л. Н. Андреев, В. Г. Короленко, актер П. В. Самойлов, ученый В. М. Бехтерев и другие.
Сохранились фотографии, сделанные на Зимней веранде:
- А. М. Горький читает В. В. Стасову свою поэму "Человек". Фотография 1904 года.
- М. Ф. Андреева на зимней веранде. Фотография 1905 года.
- Репин за работой над скульптурным портретом Е. П. Тархановой-Антокольской. Фотография 1908 года. У этой фотографии есть своя история. Жена известного физиолога И. Р. Тарханова, племянница скульптора М. М. Антокольского, сама была талантливым скульптором-любителем. В то время, как Репин исполнял ее портрет, Тарханова работала над бюстом Репина. Этот своеобразный сеанс одновременной лепки был запечатлен фотографом, а также художником К. Я. Крыжицким на небольшом этюде, который сохранился и экспонируется в зимней мастерской. Местонахождение этих работ Тархановой-Антокольской и Репина в настоящее время установить не удалось.
Со стороны улицы зимняя веранда декорирована резными изображениями грифонов
И двухцветным узором "шашечка".
В 1930 году Зимней веранде было суждено стать местом, откуда Репина проводили в последний путь. Здесь стоял гроб с телом великого художника.
Заглавная запись здесь:
Усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»