Кабинет в усадьбе Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»

May 26, 2021 07:13

Кабинет - наиболее поздняя пристройка к дому Репина в «Пенатах», она была сделана в 1912 году. Задумав пристроить к своему дому кабинет, Репин как бы раздвинул одну из его стен и вышел в сад. Кабинет Репина с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда был полон светом и "напоминает корму большого парохода".
Эта комната понадобилась художнику тогда, когда он почувствовал необходимость подвести итоги прожитых лет. Центральное место в помещении отведено большому письменному столу.
В кабинете Репин проводил ранние утренние и вечерние часы: читал, отвечал на многочисленные письма и писал мемуары.
В своих мемуарах "Далекое близкое" Репин подробно рассказал о детстве, о студенческих годах в Петербургской Академии художеств, о товарищах по искусству, деятелях русской культуры.




На письменном столе в кабинете, в простых рамках, стоят фотографии близких. Справа портрет отца, военного поселенца города Чугуева Харьковской губернии Ефима Васильевича Репина, слева, в глубине, - портрет матери, Татьяны Степановны, и фотоснимок десятилетнего сына Репина Юрия. Здесь же лежат папки с поздравительными адресами, бювары. Прессом для бумаг Репину служил большой кусок зеленого стекла - память о посещении Брянского завода. Слева стоит ящик с большим увеличительным стеклом в деревянной рамке - приспособление, которым пользовались при рассматривании фотографий. Портфель с монограммой "И. Р.", подаренный ему почитателями: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств. Небольшая плита из розового мрамора, служившая подставкой для чернильницы, подарена Илье Ефимовичу Репину А. Свиньиным 21 августа 1910 года, в день открытия правого флигеля Русского музея, перестроенного по проекту этого архитектора.




Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек, иконописец из старообрядцев Абрам Балашов; после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново; помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Эта корреспонденция (436 писем) была передана художнику в резном ларце, изготовленном в кустарных мастерских села Абрамцево-Кудринское по образцам старинных "изголовников" и передана хозяину «Пенатов».




Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал хранится в Государственном Эрмитаже)




О дружеских отношениях Репина с представителями интеллигенции свидетельствуют не только письма, но и книги, полученные от авторов с их дарственными надписями. Вдоль стен кабинета на полках стоят книги по искусству и художественная литература, а также работы по физиологии, медицине, естествознанию.
На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки, изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, - «великанов в малом виде», как он о них говорил. Их автор - скульптор Илья Гинцбург. В частности, тут находятся скульптурные портреты. Справа портрет Д. И. Менделеева - сделана в 1890 году, который Репин очень хвалил, говоря: "...Менделеев сидит в кресле - совершенно похожий, как живой, и кажется - движутся мускулы на его характерном лице...", статуэтка большого друга Репина - юриста и литератора А. Ф. Кони - сделана в 1898 году. Художник высоко ценил разностороннее дарование и тонкий ум этого человека и в 1896 году создал его живописный портрет. Рядом со статуэткой А. Ф. Кони портрет А. Г. Рубинштейна. Скульптурный портрет В. И. Сурикова выполнен Гинцбургом в 1914 году. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л.Н. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. К 1900 году относится скульптура критика В. В. Стасова.




В кабинете, на кафельной печке, слева от стола стоит бронзовая статуэтка "Нарцисс", отливка с античного подлинника, хранящегося в Национальном музее в Неаполе, - память о путешествиях Репина по Италии.




В 1914 году И. Я. Гинцбург изобразил Репина за работой, с кистями у мольберта, - барельеф висит над дверью слева от входа в кабинет. Мы его к сожалению не увидели.




Заглавная запись здесь: Усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»

#достопримечательность, Репино, #Россия, дом, #Ленинградскаяобласть, путешествие, экскурсия, #экскурсия, архитектура, Ленинградская область, достопримечательность, #архитектура, #Репино, #путешествие, Россия, #дом

Previous post Next post
Up