Столовая в усадьбе Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»

May 27, 2021 13:09

Столовая в «Пенатах» - просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Здесь, в кругу друзей, в веселой, непринужденной атмосфере проходили знаменитые репинские обеды.




Как правило, обедали в большой столовой только по средам, когда в «Пенатах» собирались гости. Их привлекал сюда сам художник, его живой ум, талант. Хозяева «Пенатов» стремились к тому, чтобы все за столом чувствовали себя свободно и непринужденно. Илья Репин поддерживал любую беседу, бурно выражал восторг, иногда предавался воспоминаниям, а главное, был естественным в общении с людьми.
В гостиной, по жребию, каждый определял свое место за столом. Тот, кому доставался первый номер, становился председателем круглого стола, он занимал деревянный резной стул с высокой спинкой и должен был снять крышки с кастрюль с кушаньями. Их перед приходом гостей сама хозяйка дома вынимала из «волшебного сундука». Этот «волшебный сундук», выписанный Нордман из Дрездена, выполнял функции термоса и стоял у окна в столовой. В нем кушанья не только сохранялись долгое время горячими, но и доваривались после того, как были сняты с плиты.Сохранилось несколько карточек - меню репинских обедов. Меню в «Пенатах», было строго вегетарианским. Нордман не только сама придерживалась вегетарианства, но была его неутомимой проповедницей. Сам же Репин к затеям Нордман относился шутливо-иронически и после ее смерти многого уже не придерживался. Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство, и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Также художник заявил, что теперь «каждый сможет сесть, где вздумается и есть что вздумается, и это уже не преступление - помочь своему соседу»




На память гости уносили с собой листочки меню с правилами «круглого стола» и автографами присутствовавших. Одну из карточек - меню репинских обедов (10 августа 1911 г.) можно видеть на столе. Меню в этот день включало картофельный салат, репу в вине, запеченный рис, щи и орехи с грушами. На карточке напечатаны шутливые «Правила круглого стола». Так, например, председатель должен; был важничать. Еще в обязанности председателя входило напоминать присутствующим о «солнечной энергии», то есть о своевременном наполнении бокалов («солнечной энергией» или «соком солнца» Нордман называла вино, приписывая ему священное животворящее воздействие и иногда позволяя себе слишком перебирать с этим чудесным эликсиром даже в присутствии гостей).




Но в основе правил лежал тот же принцип самопомощи, за нарушение которого налагался штраф. Виновный должен был произнести экспромтом речь со специальной трибуны, расположенной в углу столовой. Причем речь должна была быть обязательно, как говорили, с «идеей». Личные тосты не разрешались. «Чем больше было провинившихся в нарушении пенатских уставов, тем обед выходил веселее, особенно когда попадали на новичков, впервые приехавших в «Пенаты». Однако не только новички давали повод к веселью и шуткам. Попадались и завсегдатаи круглого стола, в том числе и Репин.




Первое, что привлекает внимание при входе в столовую, круглый, оригинальной конструкции стол на двадцать персон, стоящий посередине. Он был сделан по специальному заказу Нордман и рисункам Репина (выполнил его финский столяр Пекко Ханекайнен в 1909 году). Подлинный стол не сохранился. В 1962 году он был сделан заново, по старым репинским чертежам.
Своеобразная конструкция этого стола позволяла не только обходиться без прислуги, но и не пользоваться помощью соседа. Каждый мог и должен был обслуживать себя сам. Все блюда ставились в центральной части стола. Достаточно было повернуть за одну из ручек центральную часть стола, чтобы пододвинуть к себе любое блюдо. Чистая посуда стояла тут же, а использованную гости складывали в нижние выдвижные ящики.




До последних лет Репин придерживался строгого распорядка дня. В августе 1930 года, в день 86-летия, Илья Ефимович в столовой в последний раз принимал своих гостей. Он был очень оживлен и весел. Одна из фотографий 1930 года запечатлела Репина сидящим за круглым столом.




Часть репинского сервиза сохранилась и демонстрируется здесь же, в столовой.







Стены столовой заполнены произведениями самого художника, главным образом портретами близких ему людей, созданными в различные периоды его жизни. Раньше картин здесь было значительно больше, художник часто менял их, некоторые продавал, дарил, а на их месте появлялись новые.
Центральное место в столовой занимает портрет Н. Б. Нордман. Написан он в 1905 году во время их путешествия по Италии. Репин ценил в Нордман отзывчивость, трудолюбие, ему импонировала ее писательская деятельность. И, как всегда, он сумел это выразить в картине.
Репин изобразил Нордман в момент творческого раздумья. Портрет написан на балконе виллы на фоне желтеющей листвы сада. Исполненный широко и свободно, он является одной из лучших работ художника, хранящихся в коллекции «Пенатов».




Слева от портрета Нордман - картина, изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Это дочери Репина Вера и Надя. Портрет был написан в 1877 году, вскоре после возвращения Репина из Франции. В этой работе прекрасно передано живое выражение детских лиц в минуту серьезности, когда их оторвали от игр, чтобы позировать отцу. Выдержанный в черно-белой гамме, портрет очень красив по колориту.




Здесь же можно видеть исполненный пастелью портрет актера и режиссера Александрийского театра Г. Г. Ге. Он часто бывал в «Пенатах» и позировал Репину для картины «Пушкин на набережной Невы».
Ниже - маленький, написанный в парке, этюд-портрет И. П. Павлова. В 1924 году И.Репин написал портрет Павлова в белом халате (Государственная Третьяковская галерея). Видимо, этюд из собрания «Пенатов» был исполнен в том же году.
Слева, на той же стене, небольшой портрет скульптора И.Я.Гинцбурга, написанный в 1907 году в «Пенатах».
Крайний слева на этой стене - портрет профессора Н. Ф. Денисюка - этюд к картине «Пушкин на набережной Невы».




Долгое время в столовой висел портрет Е. Н. Званцевой, с которым у него были связаны воспоминания о сильном увлечении этой женщиной. Были здесь когда-то портрет Нордман в тирольской шапочке, написанный в 1900 году, автопортрет с Нордман (1903 г.) и другие. Среди картин, которые мы видим сейчас в столовой, есть и ранние работы, созданные Репиный еще в Чугуеве, и произведения последних лет.
Справа, у буфета, висит акварель «Бандурист» "(1859 г.), выполненная юным Репиным.




Слева, у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах. На обороте имеется полустертая надпись, выведенная неуверенной рукой: «снимал Илья Ефимыч Ацюту Петрову 20л.». Это произведение было, вероятно, создано Репиным вскоре после приезда в Петербург, в 1864 году.
Рядом с этой картиной - пейзаж «Нормандия». Он мог быть написан Репиным во время пребывания в деревне Вёль, расположенной на побережье Атлантического океана, где он провел лето 1874 года. Здесь Ильей Ефимовичем было создано много пейзажей. Однако в настоящее время большинство их находится за границей.
Патриотическая тема эскиза-картины «Клич Минина Нижнему Новгороду» была навеяна событиями сербско-турецкой войны, в которой приняли участие многие русские добровольцы. Он начат был еще в 1876 году в Чугуеве. Однако Репин так и не смог закончить картину, хотя вернулся к ней в годы первой мировой воины. Существуют два варианта (второй находится в Астраханской картинной галерее). В пенатском эскизе есть хорошо написанные отдельные части, но в целом композиционно он не решен.




В нижнем ряду эскиз «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) - эскиз беглый, но очень красочный и живописный. Репин так и не осуществил свой замысел. Причиной тому было, как предполагают, появление рисунка Крамского на этот же сюжет.




Поздний графический портрет работы Репина, исполненный в 1926 году литографским карандашом, реалистично изображающий его дочь Веру, еще раз свидетельствует о неувядаемом таланте Репина - блестящего рисовальщика и портретиста-психолога. Несмотря на привязанность к своей дочери, художник остался верен правде и раскрыл ее непривлекательный внутренний облик.




В конце 1920-х годов, когда Репин был уже настолько слаб, что не мог поднимаемся на второй этаж, столовая служила ему одновременно и спальней, и мастерской. Между трибуной и печью, отгороженной ширмой, стоял диванчик, где он спал.




В этой комнате Репин умер 29 сентября 1930 года после непродолжительной болезни - гриппозного бронхита, перешедшего в воспаление легких.




Заглавная запись здесь: Усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»

#достопримечательность, Репино, #Россия, дом, #Ленинградскаяобласть, путешествие, экскурсия, #экскурсия, архитектура, Ленинградская область, достопримечательность, #архитектура, #Репино, #путешествие, Россия, #дом

Previous post Next post
Up