Зимняя мастерская была выстроена летом 1906 года. Как и все остальные пристройки дома, мастерская была создана по замыслу самого художника и при его непосредственном участии.
Мастерская занимает почти весь второй этаж. Она может быть разделена на три части портьерами. Но главное, что поражает в мастерской и что так важно для работы художника, - это обилие света, льющегося через стеклянный потолок и большие окна.
Оформление этого помещения соответствует внешнему виду дома.
Бревенчатые стены, резные наличники на окнах и дверях, украшения лесенок - все это лишний раз свидетельствует о своеобразном использовании мотивов русской народной архитектуры.
Отделка вполне отвечает назначению этого помещения, так как естественный цвет дерева - хороший фон для любой картины.
После окончания строительства зимней мастерской рядом с ней, над кабинетом, был сооружен балкон под стеклянной крышей. Эта пристройка являлась продолжением мастерской, но уже на открытом воздухе. Балкой, с высоты которого виден парк и берег залива, Репин в шутку прозвал «аэропланом».
У входа на балкон, на мольберте - большое полотно, на котором круглый белоколонный зал, ряды кресел и несколько фигур, сидящих и стоящих. Это эскиз знаменитой картины «Заседание Государственного Совета», написанной по заказу Министерства императорского двора.
Первоначально и художник, и заказчик предполагали, что картина будет небольшого размера, но, принявшись за нее и, как всегда, увлекшись новой задачей, Репин почувствовал, что для того, чтобы представить эту сцену, ему нужно большое полотно.
Когда Репин начал «Заседание Государственного Совета», он был уже пожилым человеком, у него болела правая рука, и для того, чтобы осуществить этот замысел, он привлек учеников из своей мастерской в Академии художеств. Это были Б.М.Кустодиев и Куликов И.С. Они должны были расчерчивать холсты, а также писать детали интерьера зала, куда Репин затем вписывал фигуры.
Репин поставил непременным условием, чтобы все члены Государственного совета позировали ему в зале заседаний в тех же позах, в которых он решил изобразить их в картине. Предложение писать по фотографиям он категорически отверг.
Одновременно с Репиным портретные этюды писали его ученики, и, так как их портреты были сделаны уже в несколько другом ракурсе, они впоследствии служили И.Репину дополнительным материалом. Этюды, написанные учениками, конечно, слабее работ самого художника, находящихся в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее, но Репин ценил их, сохранил, и сейчас их можно видеть на стенах мастерской.
Лучшие из них - портрет великого князя Михаила Николаевича (на стене против входа) работы Б.М.Кустодиева
Портрет Э. Фриша работы Куликова (над дверью, ведущей на балкон).
Картина сейчас находится в Государственном Русском музее и занимает целую стену большого зала.
Стены мастерской всегда были заполнены этюдами и пейзажами Репина. Художник обычно работал над несколькими картинами сразу, и в мастерской стояло всегда несколько мольбертов с укрепленными на них холстами. Случалось, что он долгое время не подходил к какому-нибудь из них, а затем месяцами работал не отрываясь.
На золоченом мольберте картина Репина «Вид на Везувий ночью», написанная еще в традициях академической живописи во время путешествия художника по Италии в 1873 году.
В центре мастерской, на мольберте, последний автопортрет Репина 1920 года - художнику было тогда 76 лет.
Сохранилась теплая шапка, в которой художник себя изобразил.
Рядом с автопортретом на столике, в синей вазе, кисти Репина.
Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра. Уже в конце 1890-х годов у Репина от чрезмерной работы атрофировались мышцы между большим и указательным пальцами правой руки. Чтобы не прекращать работы, Репин начал писать и левой рукой, которой он стал владеть не хуже, чем правой. А чтобы освободить левую руку, он свою специальную палитру подвешивал на ремне у пояса.
В центре мастерской стоит знаменитый «шаляпинский» диван, на котором великий певец позировал Репину. Художник несколько раз писал Ф.И. Шаляпина, но ни один из этих портретов, к сожалению, до нас не дошел.
Репину о Шаляпине всегда напоминал бюст работы скульптора П. Трубецкого.
В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков, служившие Репину при его работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Конец Черноморской Вольницы», «Гопак».
У камина, на стене, на украинской плахте висит старинное оружие - кривая турецкая сабля с красивой изогнутой рукояткой бледно-зеленого рога и фитильное ружье, тоже восточного, турецкого происхождения. Его металлические части богато орнаментированы золотой таушировкой. Таким трофейным оружием пользовались запорожцы.
Ниже на подставке лежат кожаная фляга для вина и кисет из кожи с бахромой. К подставке прислонен любимый музыкальный инструмент запорожцев - торбан. Он изображен в картине «Запорожцы».
В Пенатах сохранился один этюд к картине «Черноморская Вольница» - «Молящийся запорожец». Он стоит на мольберте.
Здесь же помещен небольшой круглый барельеф из обожженной глины. Его сделал украинский мастер Василий Поросный из местечка Опошня. Этот барельеф представляет собой свободную интерпретацию сюжета репинской картины. Репина очень трогало это самобытное произведение простого народного умельца.
Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобеняк з видлогою»-верхняя одежда запорожских казаков. Она сшита из белого домотканого сукна.
Справа от большого окна на стене размещены этюды Репина: портрет финского поэта Эйно Лейно - к картине «Финские знаменитости», двух солдат - к картине «В атаку с сестрой», эскиз к неосуществленной картине «Петр I на верфи».
Репин не успел закончить полотно, которое находится в глубине мастерской. Это - портрет А.С. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта и менял его композиционно. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. 1835 год». После этого холст претерпел еще ряд изменений.
Как и над другими своими произведениями; Репин при работе над этой картиной пользовался советами пушкинистов, тщательно собирал исторический материал. Сохранился сюртук, сшитый по заказу художника для его работы над фигурой Пушкина.
Всю жизнь Репин преклонялся перед гением поэта и много раз обращался к созданию его образа в живописи. В 1887 году он исполнил вместе с И. К Айвазовским картину «;Пушкин на берегу Черного моря»; в 1911 году в «Пенатах» - «А.С.Пушкин в Лицее».
В глубине мастерской и на лесенке-подставке можно видеть доспехи римского воина, также служившие Репину для работы над картинами последних лет. Здесь же находится ваза с кистями художника.
Также тут находится портрет Юрия Репина (на портрете Юрий Ильич похож на Петра I: это сходство очень льстило ему).
Задумав написать «Черноморскую Вольницу», Репин просил сына скопировать знамя запорожцев, которое находится в Эрмитаже. Юрий Репин изобразил центральную часть знамени: на малиновом фоне посредине - корабль - знаменитая запорожская «чайка» с фигурами запорожцев.
Из зимней мастерской одна из лесенок ведет в летнюю мастерскую, окна которой выходят на север. Она построена в 1906 году, одновременно с зимней. Здесь Репин работал летом. Здесь же хранил те картины, которые не считал законченными и не хотел никому показывать. В летнюю мастерскую редко входили посторонние, поэтому ее иногда называли «секретной».
Рядом с летней мастерской находится маленькое помещение, так называемая «костюмерная»; где хранились костюмы для натурщиков. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Многие из этих вещей изображены Репиным в картинах. Костюм (телогрея) царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна», сшитый, так же, как и воротник к этой одежде, по рисункам И.Репина. Валик из пестрой ткани изображен в картине «Иван Грозный и сын его Иван». В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображен Репиным В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Здесь же можно видеть национальную одежду арабов абу (распашной плащ) и полосатое шелковое головное покрывало, купленные И.Репиным в Палестине в 1898 году. Они были использованы художником при работе над несохранившейся до наших дней картиной «Иди за мной, Сатано».
Над лесенкой, ведущей в «костюмерную», находится большой портрет девушки в полный рост. Она одета в простое платье с передником, в руках держит этюдник и кисти. Это написанный Ф.А.Малявиным портрет А. И. Тхоржевской-Петровой, с которой они занимались в академической мастерской Репина. Тонкий по живописному решению, портрет интересен еще и тем, что передает типичный облик ученицы Академии художеств тех лет.
Ранняя работа Б.М.Кустодиева. Это профильный портрет седовласой пожилой женщины, М. П. Грек. Она написана на фоне темной зелени.
В зимней мастерской висит портрет самого Б.М.Кустодиева, написанный его товарищем Куликовым. Молодой человек изображен полулежащим с книгой в руках.
Заглавная запись здесь:
Усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»