8. В чём отличие конфликтов при социализме?

Nov 22, 2021 18:48



Рабочий и руководитель, автомобильный завод, Москва, 1954. Фото Анри Картье-Брессона

Отличаются ли конфликты при социализме от конфликтов в обществе при всяком ином строе? С одной стороны, нет. Потому что и при социализме имеет место классовая борьба, иногда самая жёсткая. А с другой стороны - да. Потому что был при социализме другой тип конфликтов, который являлся характерным именно для социализма и которым в СССР, пожалуй, даже гордились. Вот пример такого конфликта, запечатлённого на фотографии.



С. Красинский. «Пионер руки не подаёт!». 1926. Фотография из журнала «Советское фото»

Это глава Советского правительства Алексей Иванович Рыков, занявший этот пост после В.И. Ленина. То есть один из лидеров государства, СССР. Как видим, он в 1926 году протягивает руку пионеру для рукопожатия. Но тот отказывается пожимать её! Почему? Потому что одно из правил пионеров 20-х годов гласило: «Пионер не подаёт руки: для приветствия у него есть салют пионеров, а через руки можно передавать заболевания».
Фотоснимок стал знаменитым: он демонстрировался на выставке 1928 года «Советская фотография за 10 лет» и получил почётный отзыв «За разносторонность, владение условиями съёмки, жизненность и документальность снимков». Думается, снимок стал популярным ещё и потому, что советским людям нравилось: вот какую самостоятельность и достоинство в поведении у молодёжи они воспитали за 10 лет революции, что простой пионер отказывает по своим убеждениям в рукопожатии самому главе правительства!
Вот другой пример такого конфликта из СССР:



Пожилая женщина спрашивает у Ю. Гагарина, видел ли он на небесах Бога. Характерна реакция окружающих

Из книги брата первого космонавта, Валентина Алексеевича Гагарина: «Мой брат Юрий»:
«- Юра, сынок, ты скажи нам: видел ли ты его?
- Кого?
- Кого... Ну, его... Господа бога нашего, - решилась наконец тетя Маня.- И как он допустил тебя туда?
Юра громко рассмеялся:
- Нет, не видел, бабушки, и думаю, вы только не обижайтесь, но думаю я, что его совсем в природе не существует. [...]
- ...А вот про бога с батюшкой посоветуюсь. Трудно так сразу-то... Шестьдесят пять лет на белом свете живу, в церковь хожу и богу молюсь. А ты говоришь, не увидал его...
Юре, видимо, по душе пришёлся этот разговор со старушками.
- Знаете, бабушки, - весело пообещал он, - вот чуть-чуть подучимся летать - и вашего батюшку в космос пригласим. Пусть сам убедится, что к чему. А захотите - и вы полетите.
Тетя Маня разошлась вовсю:
- Я чего? Была бы я помоложе, нешто не полетела бы? Да с тобой, Юрушка, хоть на край света...
- Истинную правду Петровна говорит, - дружно поддержали её другие старушки».

А вот посмотрим на снимки посетителей знаменитой выставки в Манеже 1962 года, которая была раскритикована Н.С. Хрущёвым и вызвала столько споров. Дискуссии кипели на продолжении всей выставки, это видно и по лицам посетителей на фотографиях:













Но есть в этих лицах что-то особенное... Мне лично вспомнились лица спорщиков на улицах времён перестройки: у них были вот такие же увлечённые дискуссией, но при этом не враждебные, а заинтересованные выражения лиц. Потом, с победой контрреволюции, споры стали совсем иными. А тогда спорили ещё граждане социалистического общества, в которых было как бы «прошито» стремление дружественно, а не враждебно решать любые разногласия.
Очень метко такие конфликты определил Мао Цзэдун, который все конфликты при социализме разделил на два типа: «В нашем обществе существуют противоречия двух типов - это противоречия между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа. Эти два типа противоречий совершенно различны по своему характеру». «Вообще говоря, противоречия внутри народа - это противоречия, существующие в условиях, при которых интересы народа в основном едины».
Однако противоречия внутри народа, если разрешать их неправильно, могут перерастать в антагонистические классовые противоречия. И наоборот, классовые противоречия при социализме смягчаются и порой приобретают парадоксально «дружественный» характер.
Вот типичный пример - встреча старого большевика Фёдора Петрова и старого монархиста Василия Шульгина в кулуарах XXII съезда КПСС в 1962 году. Она была показана в документальном фильме о Шульгине «Перед судом истории». Собеседники, несомненно, классовые враги, по крайней мере, бывшие. Но их борьба смягчена всей атмосферой социализма и может даже показаться «дружественной».



Василий Шульгин и Фёдор Петров беседуют в неформальной обстановке

Из их диалога в фильме. Шульгин: «Я верю, что нынешние руководители России стремятся к добру, то есть к миру и к творческому созиданию. Я считаю, что программа, предложенная XXII съезду, прекрасна. Людям необходимо верить в высокие идеалы. И в этом смысле она, программа, утоляет и насыщает голод сердца. И я вам говорю, Фёдор Николаевич: то, что вы, коммунисты, делаете сейчас для России, не только полезно, но и необходимо. И это должны понять все русские люди... и те, кто отрезаны от России, и даже те, что родились вдали от Родины».
Петров: «Хорошо, что вы со своей стороны пришли к таким же мыслям. Ведь дело не в том, чтобы зачеркнуть нашу былую борьбу. История памятлива, но не злопамятна. Вот почему мы вас и пригласили на наш съезд, и это правильно, что вы пришли. Пора! И это правильно, что вы пришли».



Шульгин и Петров в Кремлёвском Дворце съездов. Кадр из фильма «Перед судом истории»



Рукопожатие старого монархиста и старого большевика

Вот ещё один спор из СССР, который идёт в форме дружественного, но за которым стоят классовые противоречия. Спорят двое советских граждан (причём справа - милиционер) на фоне приехавших в СССР в 1959 году в Москву парижских топ-моделей Кристиана Диора:



Разумеется, своими нарядами они рекламировали буржуазный образ жизни, никто этого особенно и не скрывал. Но спорили и вокруг них, и с ними самими во всё том же дружественном формате, это хорошо видно, например, на этом снимке:



Возможно, в этом была заключена ошибка? Не следует забывать предупреждение Мао: не только пригашенные классовые противоречия при социализме могут вновь обостряться и разгораться, но и любые противоречия внутри народа при неправильном их разрешении могут доходить до степени настоящего антагонизма.
А всё-таки есть в лицах этих спорящих людей из СССР нечто удивительное. Можно ли сейчас встретить такие лица спорщиков? Мне они что-то давно не попадались, думаю, со времён перестройки, то есть СССР. Да, это была не схватка бульдогов, норовящих вцепиться и перервать друг другу глотки, во что выливается абсолютно любой конфликт при капитализме, а другой тип разрешения противоречий, который неизбежно станет преобладающим и даже будет считаться единственно нормальным в будущем обществе.

Все посты серии:
1. Чем отличается оппозиция при капитализме и социализме?
2. Чем отличается критика вождей при социализме и капитализме?
3. «Народ нас не поймёт»
4. Как критики властей в СССР добились своего
5. Голосование «против» при социализме и капитализме
6. Возражение в форме согласия как приём политической борьбы
7. Покаяние (признание ошибок). «В Каноссу!»
8. В чём отличие конфликтов при социализме?

История, СССР

Previous post Next post
Up