В поисках Аральского моря

Dec 01, 2013 15:16

Оригинал взят у nashenasledie в В поисках Аральского моря
varandej: В поисках Аральского моря



Итак, в прошлой части я рассказал, как доехал по Ташкентской магистрали до станции Камышлыбаш, а там поймал автобус на Бугунь - ближайший аул к воде Аральского моря. На казахской стороне нет кладбищ судов посреди пустыни, которыми знаменита сторона узбекская - но зато с казахской стороны не так уж сложно увидеть сам Арал, а не пустыню на его месте.
Справедливости ради, этот маршрут я придумал не сам, а вычитал на известном форуме.

От Камышлыбаша до Бугуни - 80 километров вот по такой дороге. Всё-таки не понимаю тех, кто считает степь унылой. По-моему, этот пейзаж не уныл, а совершенен. Земля, небо и дорога - ничего лишнего:

2.


Здесь, правда, первые 25-30 километров справа тянется озеро Камышлыбаш необычайно голубого цвета. Заросшие берега, здоровенные оранжевые комары - но в степной стране и это сгодится для устройства мини-курорта: в прошлой части я уже показывал издалека юрточный лагерь и упоминал ребят из Чимкента, строивших на берегу дом отдыха. Вдобавок, в Казахстане такие "курорты" сугубо местного пользования, и Камышлыбаш "обслуживает" в первую очередь Байконур:

3.


В целом же озеро красиво, и местами почему-то напоминает морской залив. А насколько около озёр легче дышать! Это надо просто прочувствовать... Вот только почему кони такие тощие?

4.


При всём том, непосредственно на берегу аул всего один - Косжар:

5.


Куда автобус заезжает отдельно. Аул как аул - безликие белые домики, некрополь на холме:

6.


Хотя видно, что Косжар намного старше выросшего у станции Камбаша, вид его домов и улиц гораздо архаичнее. Например, здесь есть дувалы - высокие глинобитные даже не заборы, а стены вокруг дворов:

7.


На западной оконечности Камбаш-озера грузили кораблик - так и не понял, с воды или на воду и для чего:

8.


А тут на переднем плане не что-нибудь, а плавни Сырдарьи - у неё теперь, как у Тарима или Окованго, дельта посреди пустыни, от которой один рукав отходит в Камышлыбаш, а другой - в Малый Арал. Путь вдоль озера заканчивается тем, что мы переезжаем речную протоку.

9.


А дальше вступают в свои права Каракумы... не те: это название, означающее Чёрные пески, весьма распространено, и помимо Великих Каракум в Туркмении есть ещё небольшой Каракум в Семиречье и так называемые Приаральские Каракумы - через, которые, собственно, и тянется наша дорога:

10.


11.


12.


При этом, в пустыне есть аулы, куда также заезжал наш автобус. Вот например Аманаткёль - на том его конце будет Сырдарья, о чём напоминает фигурка рыбки на воротах, а чуть дальше также в стороне от трассы есть ещё небольшой аул Хан:

13.


Эти кадры сняты в обоих аулах, какие где - уже не помню:

14.


15.


16.


Воинский мемориал и чей-то мавзолей - тут может покоиться и древний святой, и председатель колхоза.

17.


Ещё у Камбаш-озера был момент - автобус внезапно остановился и в салоне повисла тишина. Я сидел на чьих-то сумках, и подняв глаза, увидел, что все тихо молятся - по мусульманскому обычаю глядя в открытые ладони. Как позже объяснили мне другие пассажиры - там покоится некий "ата" ("отец"), у могилы которого принято молиться. Учитывая, что обратно выезжал на сломанной "Газели" из Чимкента, которую тянула на буксире другая постоянно ломавшаяся машина из Казалинска (водители которых этого нюанса не знали) - видимо, поверие не беспочвенно.

18.


Вот и Бугунь. Он выглядит Краем Земли, хотя фактически таковым не является - автобус уходит дальше в Карашалан и Каратырен, от которого ещё десяток километров до Кокаральской плотины, которая "держит" Малый Арал. Новенький плакат не случайно - местность готовили к предстоящему визиту Назарбаева на эту самую плотину.

19.


...Чем знаменито Аральское море - думаю, пояснять не надо. В отличие от Каспия, который представляет собой "оторвавшийся" кусок Мирового океана, настоящим морем Арал не был никогда - но в лучшие годы своей истории был 3-м по величине озером Земли (после Верхнего в Америке и Виктории в Африке), по площади (67 тыс. квадратных километров) вдвое больше самого маленького в Мировом океане Азовского моря, а по объёму (1089 кубических километров) - и вовсе вчетверо (правда, в 20 раз меньше Байкала) при максимальной глубине в 69 метров. Слово "Арал" в переводе значит "остров", то есть - Островное море, и в этом скрыто целых два смысла: во-первых, Арал был усеян островами разного размера, самыми крупными из которых были Кокарал, Барсакельмес и Возрождения; во-вторых, это был как бы "остров наоборот", море посреди пустыни. Солёность его воды составляла 10 промилле - чуть меньше, чем у Балтики - самого "пресного" из настоящих морей. Арал был очень богат рыбой, и на его берегах стояли два портовых города - Аральск с казахской стороны и Муйнак - с узбекской.

20. здесь и далее - зарисовки из Бугуни.


Его питали две реки - Сырдарья и Амударья, и в общем-то жизнь Арала всегда зависела от них. В советское время реки разобрали на орошение полей Узбекистана, Туркмении и Казахстана, причём сам по себе этот шаг был отнюдь не безумным - в Средней Азии нет дефицита воды, столь характерного для стран в пустынях. Однако сток уже не мог превысить испарение, и с 1960-х годов неглубокое море начало на глазах мелеть и уходить. К 1989 году, сжавшись по площади вдвое, а по объёму втрое, Арал распался на два озера, Малый и Большой Арал в Казахстане и Узбекистане соответственно. Большой давно уже стал меньше Малого и сама распался на несколько частей, а вся рыба в нём давно погибла - его солёность сейчас более 100 промилле, что несовместимо с высокоорганизованной жизнью. Солёная пыль, оставшаяся на дне, оказалась заражена пестицидами, которые Амударья и Сырдарья несли с полей. "Причалил" к берегу остров Возрождения, на котором в советское время был полигон для испытаний бактериологического оружия. На другом бывшем острове Барсакельмес (о котором ещё до усыхания моря было полно легенд и слухов, само собой антинаучных, самый известный - якобы там сохранились птеродактили). создан специальный заповедник, в котором изучается влияние быстрого опустынивания на живых существ. Даже климат окрестной пустыни стал суше и жёстче.

21.


И тем удивительнее, что это высыхание Арала - не первое. На его дне арехологи обнаружили городища и фундаменты дворцов и мавзолеев (Кердери, Арал-Асар), причём не такие уж и древние - 11-15 веков. Недалеко от Арала, уже в Туркмении, находится ещё и Сарыкамышская впадина (там происходили события повести "Джан" Платонова), а пересохшнее русло Узбой ведёт в Каспийское море. Каспий, Арал и Сарыкамыш образовывали единую систему, а Амударья то и дело меняла русло и уходила то к одному, то к другому, то к третьему. По той же причине и уровень Каспия колебался очень сильно - от нынешнего Волгограда до нынешнего Баку. Считается, что в прошлый раз Арал высох в 4 веке, когда Амударья ушла в Каспийское море по Узбою, а вновь начал заполняться в 1572 году, когда уж не знаю по каким причинам великая река вновь оставила Узбой. Неслыханная катастрофа для пустыни - людям пришлось оставить свои селения, на которые неотвратимо наступала вода! Но 16-й век был давно, и что когда-то на месте моря была пустыня - уже никто не помнил.

22.


Но казахстанцы сумели спасти свою часть Арала. Как и Байкал, Арал делился на Большое и Малое море, разделённые длинными островком Кокарал ("Зелёный остров") - на карте по ссылке выше он хорошо заметен, этакая "кость в горле". Он довольно быстро превратился в полуостров, "причалив" с западного конца, а вот с восточного оставался глубокий пролив Берга, по которому вода Сырдарьи уходила в пересохший Большой Арал, растекалась тонким слоем и испарялась. Кто-то догадался в 1992 году перекрыть его земляной дамбой - спасти весь Арал невозможно, но для Малого моря вполне хватит стока Сырдарьи. В 2005 году наконец построили капитальную Кокаральскую плотину, и Малый Арал не только перестал мелеть, но и начал вновь подниматься: с 2004 года уровень вырос уже на 12 метров (из 20 потерянных), солёность упала с 23 промилле до 9, а рыба размножилась так, что вновь появилось промышленное рыболовство.
В общем, на Малый Арал я и хотел посмотреть и покинул автобус на этой площади у мечети:

23.


Что дальше? Безлюдный жаркий полдень, высокие заборы... Вот из-за ворот выглянула женщина средних лет с золотыми зубами, и я сразу же поприветствовал её и рассказал, кто я и что мне тут надо. Женщина обрадовалась: "А, диссертацию пишете!", и постучалась в ворота дома через улицу. Оттуда вышел суровый пыльный казах в старом камуфляже, разговор повторился, и он тоже решил, что я "пишу диссертацию". Собственная машина у него оказалась не на ходу, но он вызвался найти кого-нибудь другого. Пока искал - оставил меня в доме пить чай с бабушкой.

24.


У казахов в аулах есть летние и зимние дома (в одном  дворе): зимний - хата вроде русской или украинской, с несколькими комнатами и вполне городским интерьером, и посторонних они туда обычно не водят. А вот летний - неизменная уже много веков глинобитная хижина из одной комнаты с плоской крышей, которую поддерживает толстый деревянный столб посредине. На полу - ковры и лежанки, и низенький стол. за которым сидят на подушках... лишь диван и включённый телевизор у стены напоминали, в каком мы веке. Мне очень хотелось это сфотографировать, но я постеснялся, о чём теперь страшно жалею. Бабушка ("апа") же почти не владела русским, но кое-как объясниться сумели. У неё 6 сыновей, из них пятеро в Астане на заработках (в аулах работы нет), а один ухаживает за ней и за домом. Это чаепитие было одним из сильнейших впечатлений всей поездки: спокойная и светлая апа, незыблемые глиняные своды, пустыня за узким оконцем...

25.


Потом вернулся хозяин, разыскавший какого-то товарища. Они запрягли УАЗ - дорога к морю вроде и не очень дальняя (по прямой 11км, со всеми зигзагами может и все 20), но очень плохая, лёгковушка её не пройдёт. Цену запросили 4000 тенге (порядка 800 рублей) - уж не знаю, много это или мало для данного расклада, но торг был неуместен. В конце концов, меня встретили очень тепло, и если я и переплатил - это не переплата, а подарок. По словам водителя, я просто неудачно приехал - сейчас несезон, рыбалка запрещена, а вот в сезон на озеро можно и бесплатно попасть с какими-нибудь рыбаками. Да и на своих машинах с палатками народ издалека приезжает нередко - отдохнуть, искупаться, или посмотреть - бывают даже иностранцы. Заправиться заехали к бывшему берегу - тут нет бензоколонки, но есть специальный казах, который торгует бензином. Рядом с домом - стадо верблюдов с верхнего кадра.

26. аульная управа.


Как часто бывает в постсоветских сёлах, аулах и кишлаках, самое капитальное здание - школа:

27.


А мы пошли в море - из аула я так и не разглядел, где же был его берег.

28.


Видимо, здесь пристань, действовал небольшой рыбхоз:

29.


В Узбекистане остались, говорят, целые "кладбища судов" посреди пустыни и там их сделали официальным объектом туризма. В Казахстане в основном суда порезали на металл, кое-где валяются лишь жалкие остатки:

30.


Теперешний "корабль" - это УАЗ или джип. Как сказали местные, с конца 1960-х море начало отступать, каждый год всё дальше и дальше и наконец в 1970-м ушло за горизонт. В 2003 отсюда до моря было не 11, километров, а все 25. В те годы строили многочисленные дамбы, видимо надеясь, что они хоть как-то помогут его удержать... но местных родников и ручьёв не хватило.

31.


Едем по дну моря. Образовавшаяся на его месте пустыня официально называется Аралкум, но в переводе с тюркских языков это довольно бессмысленно - Островная пустыня. Мне больше нравится название Аккум - Белые пески, в дополнение к уже существующим Каракумам, Кызылкумам и Муюнкумам (Чёрные, Красные и Жёлтые пески соответственно). Песок Арала действительно потрясающе белый:

32.


Ещё удивительнее, что Аккум успел порядком зарасти - видимо, ветра постепенно развеяли его соль или занесли её песком:

33.


Вот и рыболовецкая база с вагончиками-времянками - в сезон жизнь здесь кипит, а прилегающий участок берега разделён на угодья:

34.


На берегу десятки перевёрнутых лодок и красная галофитная трава:

35.


Вот он - берег Аральского моря:

36.


Его вода и далёкие белые чинки:

37.


38.


Вода, как видите, мутная и грязная, и как ни странно - достаточно холодная. Неряшливый заросший берег да химическая пена у кромки:

39.


Честно сказать, печальное зрелище. Это не море, а серое мутное озеро. Как некогда сильный и достойный человек, которого без его вины сделали жалким калекой. Камышлыбаш смотрится гораздо привлекательнее нынешнего Арала...

40.


Берег, впрочем, усеян ракушками:

41.


И несмотря на муть воды, тут много птиц:

42.


Высокие тростники, а рабачьи лодки напоминают, что здесь совсем не "нечего ловить":

43.


В общем, хотя от вида Аральского моря остался осадок, такой же мутный, как это вода - пусть последний кадр с аральского берега будет жизнеутверждающим.

44.


Лет через 10-15 вода вернётся в Бугунь. И до этого момента доживут те, кто были детьми, когда она уходила:

45.


Высадив меня у выезда из Бугуни, мужики поехали куда-то в другую часть аула. Жизнь в глуши всё-таки очень скучна, а им теперь будет, что вспомнить. Я же, стоя на околице, вдруг понял, что мне видимо п-ц - ну правда, кто поедет из этой глуши в сторону цивилизации во второй половине дня?! В этом проблема автостопа в сельской глубинке: из аулов народ едет утром, в аулы - вечером, путешественник же наоборот. В общем, постоял с полчаса в ожидании хоть чего-нибудь... а потом из-за поворота вдруг показалась "Газелька" на буксире. Двое казахов в ней оказались инженерами ни то из Чимкента, ни то даже из Алма-Аты (я не запомнил) и ездили на Кокаральскую плотину перед визитом Назарбаева. Вот, собственно, как она выглядит - фотография из Циклопедии.

46.


Далеко в степи разгорелся пожар. А мы ползли до трассы добрых три часа. Дважды ломалась машина-буксир, которую казахи вчетвером приводили в чувство минут по 20-30. Собственно, тогда я снял большинство кадров с дороги (из переполненного ПАЗика это было бы куда проблематичнее). И вечером в гостинице Аральска я не мог заснуть от осознания - я видел Аральское море!

47.


про Аральск, порт без моря.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".
____________________________________



Еще не так давно Аральское море было четвертым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой. Уникальная замкнутость и разнообразие Арала не оставляли никого равнодушным. И неудивительно, что озеро получило такое название. Ведь слово "арал" в переводе с тюркского языка означает "остров". Наверное, наши предки считали Арал спасительным островом жизни и благополучия среди пустынных горячих песков Каракумов и Кызылкумов.

Справка.
Арал - бессточное соленое озеро-море в Узбекистане и Казахстане. К 1990 г. площадь составила 36, 5 тыс. кв. км (в том числе так называемое Большое море 33, 5 тыс. кв. км); до 1960 г. площадь равнялась 66, 1 тыс. кв. км. Преобладающие глубины 10-15 м, наибольшая - 54, 5 м. Свыше 300 островов (наиболее крупные - Барсакельмес и Возрождения). Однако из-за неразумной деятельности "властелина природы" - человека, особенно в последние десятилетия, ситуация резко изменилась. Уже к 1995 году море потеряло три четверти водного объема, а площадь поверхности сократилась более чем наполовину. Ныне обнажилось и подверглось опустыниванию свыше 33 тысяч квадратных километров морского дна. Береговая линия отступила на 100-150 километров. Соленость воды возросла в 2, 5 раза. А само море разделилось на две части - Большой Арал и Малый Арал. Одним словом, Арал высыхает, Арал умирает.

Последствия Аральской катастрофы уже давно вышли за рамки региона. С высохшей акватории моря ежегодно, как из кратера вулкана, разносятся свыше 100 тысяч тонн соли и тонкодисперсной пыли с примесями различных химикатов и ядов, пагубно влияя на все живое. Эффект загрязнения усиливается тем, что Арал расположен на пути мощного струйного течения воздуха с запада на восток, способствующего выносу аэрозолей в высокие слои атмосферы. Следы солевых потоков прослеживаются по всей Европе и даже в Северном Ледовитом океане.

Государствами Центральной Азии и международным сообществом принимаются меры по решению проблем Приаралья. Однако они, к сожалению, большей частью направлены не на борьбу с первопричиной экологической катастрофы, а продиктованы, в первую очередь, стремлением ликвидировать ее последствия. Основные силы и средства, выделяемые государствами и международными гуманитарными организациями, уходят на поддержание жизненного уровня населения и инфраструктуры региона. О восстановлении моря практически забыли.

Следует также подчеркнуть, что сегодня мировой капитал заботит не столько судьба самого Аральского моря, сколько природные запасы региона. Прогнозные запасы газа здесь составляют 100 млрд. кубометров, а нефти - 1-1, 5 млрд. тонн. В бассейне Арала уже ведется поиск нефти и газа японской корпорацией JNOC и британо-голландской компанией Shell. В привлечении мировых инвестиций видят спасение региона и многие местные чиновники, сознавая огромную выгоду и для себя. Однако вряд ли это решит проблему Аральского моря. Скорее всего, разработка месторождений только ухудшит экологическую ситуацию в регионе.

полностью

Энергия, маразм.придурки, Уроки истории, Волюнтаризм, Охрана природы, СССР, Очевидное -невероятное, Научный подход, Опасность

Previous post Next post
Up