Этноизменения России, часть 2: положительные

Jul 08, 2021 10:00


Само собой, методология при изучении и составлении списка растущих народов будет другая. Элементарная логика подсказывает, что если одни народы падают в числе и они некоренные, то это совсем другое, когда некоренные народы растут в астрономических пределах. Соответственно тут как раз важнее показать именно их, но и о других не забывать. Таким образом, здесь не будет:

  1. Спорные народы. В основном, это те, кто учитываются в составе других народов или имеют слишком радикальное изменение, не вписывающееся в рамки адекватного прироста/воспроизводства населения и другие социо-культурных факторы.
  2. Европейцы и японцы. Их диаспоры очень маленькие и их значительный рост обусловлен не реальной миграцией в нашу прекрасную Родину, а какими-угодно иными факторами, в том числе и личными.
  3. Черкесы. Адыги сами по себе как единая этническая группа имеют проблемы с переписным самосознанием. Так, их число значительно растёт в Карачаево-Черкесии, где они прописаны как черкесы, и в Краснодарском крае, где они являются шапсугами. В то же время в Кабардино-Балкарии и Адыгее кабардинцы и адыгейцы сокращаются, при том, что в КБР, например, уровень жизни лучше чем в КЧР, да и республика населена преимущественно ими.

Таким образом выстроилась примерно такая картина. Почему примерно будет ясно по ходу обсуждения каждого народа. Итак:



Цветами я разграничил этно-языковые группы. Косым шрифтом - маленькие народы, жирным - те, у которых есть национальное государство. Курды, езиды, уйгуры и др. не имеют государства, но имеют автономию. Да, в контексте уйгуров, автономия бумажная, но я больше фокусируюсь на том, что у этих народов место проживания большинства находится за пределами страны.

Наверно, здесь будет уместнее сначала обозначить, что значат цвета в степени риска, потому что я буду уже при описании положения каждого народа на них ссылаться:

  • Зелёный. Уровень угрозы этнической стабильности мал или отсутствует вовсе. В основном это малые народы, растущие на своей этнической территории, но есть и исключения.
  • Жёлтый. Определённая угроза может быть либо на местах, либо в целом, в зависимости от примера. В то же время, этноконфликты на территории основного проживания незначительны или полностью отсутствуют.
  • Оранжевый. Есть конкретная угроза определённой этнической группе на местах либо очень большое нерегулируемое количество в целом, плохая социализация, в случае приезжих - плохо регулируемая миграция, в т.ч. нелегальная.
  • Красный. Частичное или полное замещение населения в населённых пунктах различного размера, те же факторы, что и у оранжевого статуса, но в более острой стадии.

Оговорюсь, как и в предыдущей статье, уровни угрозы - это моё личное суждение, мои наблюдения - это мой личный опыт, который я здесь транслирую. Некоторые народы в моих обозначениях были буквально между категориями и пришлось выбирать. С учётом этого, можем двигаться конкретнее:

  1. Киргизы. Имея колоссальный рост киргизов и тех, кто за ними последует, важно понимать, что Россия - страна с одной из самых больших проблем нелегальной иммиграции, существенную долю которой формируют жители республик Средней Азии, за исключением Казахстана и Туркмении. Если по переписным данным, киргизы единственные, кто преодолел планку в 200%, какое же их реальное число? Сложно сказать, любые негосударственные исследования, лишённые госаппарата не способны априори дать ответ на этот вопрос. По оценкам, только сами власти Кыргызстана назвали число в 650 тысяч человек, что больше переписных данных в 6 раз. Естественно, такое большое число не может не наложить свой отпечаток. Если посмотреть с одной стороны, то даже такое число будет размыто в контексте их проживания, поскольку большинство киргизов живут в Москве. Будет расти доля, но она везде будет достаточно минимальной и не угрожает прямо нарушению этническому балансу регионов даже в отдельных населённых пунктах. С другой стороны, нерегулируемая миграционная политика приводит к тому, что среди доли простого люда, которая ищет путь к лучшей жизни легальными и нелегальными путями, попадаются крайне маргинализированные антисоциальные элементы. Трудовым мигрантам - гражданам государств - членов ЕАЭС (в которые входит Киргизия) - покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ. Но это не спасает от того нелегального потока, что мы имеем. Это приводит к тому, что по сути киргизы не видят никакого прока оформляться по закону, если у них нет цели переехать жить в Россию насовсем. И получается, что даже те, кто получает гражданство, не всегда проходят процедуру натурализации должным образом. Например, если верить следствию то теракт в метро 2017 года совершил Акбаржон Джалилов, киргиз, который накануне взрыва получил российское гражданство. Про отдельные случаи насилия мигрантами и доля подобных преступлений в общей статистики на местах говорить не приходится. Именно поэтому, не смотря на отсутствие огромной процентной доли киргизов где-либо, они в красной зоне. Тоже самое последует и по другим среднеазиатским народам дальше.
  2. Узбеки. Та же ситуация, что и с киргизами, но в куда больших масштабах. Количество непереписных узбеков по оценкам также выше в разы и речь идёт уже о миллионе-трёх, что уже совсем выходит за грани понимания, входя в максимальный уровень угрозы, в таком случае узбеки даже становятся народом №3 после русских и татар. Интересно только, почему в сравнении с киргизами, у узбеков куда меньший процент прироста? Вразумительный ответ я для себя не нашёл, но что важно понимать - если Кыргызстан входит с нами в ЕАЭС, со всеми вытекающими, из которых мы не смогли бы просто взять и ввести визовый режим, с Узбекистаном у России нет ни такого тесного экономического сотрудничества, ни оснований для будущих изменений как сотрудничества, так и миграционной политики, что по сути не даёт даже политических мотивов отклонить вопрос введения визового режима. Уж тем более потому, что численно граждане Узбекистана являются главными нарушителями. 
  3. Русины. Неожиданное появление. Многих мог бы смутить, почему этот народ не был отнесён в категорию спорных. Всё просто - спорным он считается только в Украине, весь мир и в т. ч. Россия давно признали русинов. Тот факт, что у русинов оказалась непростая судьба с самосознанием в Закарпатской области, которую я тут рассматривать не стану, не делает этот народ каким-то неполноценным. Объяснить их рост довольно сложно. Это вполне могли бы быть и русины-русофилы, переписавшиеся из Закарпатья, но это моё совсем мутное предположение.
  4. Дунгане. Не смотря на огромный рост, явно обусловленный миграционными и демографическими процессами вместе, китайцы-мусульмане отнесены к оранжевому статусу неспроста, т. к. большинство из них живут не просто в одном регионе, но в одном районе и в одних населённых пунктах - Ровенский район Саратовской области. Здесь видно, как они селятся. Нет никакой претензии к желанию однонародцев жить рядом. Претензия есть к тому, что это небольшие населённые пункты, населённые русскими, которых становится меньше не только по доле, но и численно, что в перспективе ведёт к полному замещению населения исторически русско-немецкого посёлка дунганами, что лично для меня неприемлемо. Это работает и во втором субъекте по численности, Алтайском крае. Там их две сотни человек, одна из которых в одном районе на 11 тысяч человек. Всё бы ничего, но все сто живут в селе с населением две сотни с небольшим. Сегодня по различным оценкам во всех перечисленных местах они составляют абсолютное или относительное большинство, отбирая таким образом один сельсовет и пару посёлков из соседних в Саратовской области, плюс один посёлок в Алтайском крае. Даже если бы они строили посёлки с нуля где угодно (в Сибири полно места, пусть пугают кого надо «китайской угрозой захвата Сибири»), лично я бы не был против, если они проходят нормально процедуру натурализации и социализируются с окружающей их действительностью. Но лучше, для спокойствия всех, если бы они селились ко всем, составляя незначительную диаспору. По факту же получается так, что русские мягкой силой выдавливаются из мест исторического проживания, а интеграция дунган в том числе из-за этого идёт хуже. Если же посмотреть мнение людей в интернете, то оно довольно положительное. Как китайцев, наши хвалят их за трудолюбивость, как мусульман - поддерживаются мусульманским лобби. С социализацией у них куда лучше, чем у многих народов, приезжающих в Россию после распада СССР, но с проблемой замещения населения нужно определённо что-то делать. По переписи 2010 года насчитали 1651 человека дунганского происхождения. По различным оценкам сегодня их от 2,5 до 3,5 тысяч.
  5. Таджики. Та же ситуация, что с киргизами и узбеками - огромный рост, который тем не менее не отображает реальной картины. Добавить что-то исключительно про них сложно, да и думаю не нужно.
  6. Сойоты. Первый коренной народ России с чуть ли не самым запутанным происхождением. Будучи самодийцами по происхождению, сначала тюркизировались, переняв язык и большую часть обычаев. После, живя рядом с бурятами, бурятизировались, переняв уже их язык и религию. Возможно, что их рост обусловлен именно продолжением перехода части населения Окинского района Бурятии из бурятского самосознания в сойотское. поэтому я их отнёс к зелёному статусу, ведь в таком случае это не замещение населения, а продолжение становления народа, укрепление его самосознания. Если тюркские веяния возымеют больший интерес, то вполне возможно, что их самобытный язык тюркского происхождения снова будет играть большую роль.
  7. Езиды. Очень похожи в способах переселений на дунган - стараются селиться вместе. Однако тот факт, что в отличии от дунган, их в десятки раз больше, не позволял им занимать исключительно малые населённые пункты. Особенно это видно на примере Краснодарского края, где езидов больше всего, но они нигде на уровне населённых пунктов не составляют большинство. Чего не скажешь уже о следующем субъекте по численности, Нижегородской области - там уже в черте подчинённой территории Нижнего Новгорода есть посёлок Луч, где абсолютное большинство составляют езиды. В итоге таких потенциальных участков этнической стабильности накапливается довольно немало. При этом, это могут быть совершенно разные езиды, как переселившиеся из различных зон Советского Союза, так и бегущие вот уже почти 10 лет от войны в Сирии. Таким образом, у многих из них разная база при переселении, как материальная, так и этно-социальная.
  8. Уйгуры. Гонимый китайцами народ, имеющий довольно большую диаспору в Казахстане, возраставшую постепенно на протяжении всего 20-го века и поныне. Собственно, основной приток уйгуров идёт именно оттуда. Даже говоря о китайских уйгурах, в случае побега из КНР, они всё равно сначала оседают в пограничных Казахстане и Киргизии. Говоря же о них в России, не смотря на стремительный рост, уйгуры являются полной противоположностью езидов, курдов и дунган. Имея почти 4 тысячную диаспору, самая большая часть по субъектам в Тюменской области - 300 человек. Но в самой области они нигде не живут отдельно и в больших количествах. В других субъектах ситуация никоим образом не меняется, потому угрозы, не смотря на такой бурный рост, от уйгуров ожидать не стоит.
  9. Цахуры. Первый кавказский народ. При обсуждении практически всех народов Дагестана, стоит отметить, что бурный рост обусловлен не (только) огромной рождаемостью или миграционным притоком, а огромными фальсификациями, в той или иной степени коснувшиеся каждый народ. Большой проблемой является тот факт, что уже перепись 2002 года имела такие же проблемы, а т. к. здесь я сравниваю положение между переписями (страшно подумать, что насчитают в этом году), узнать реальную численность народов кавказа крайне сложно, не говоря уже о росте/падении. В этом отношении, реальное положение цахур виднеется мне наиболее ясным - у них хорошая рождаемость, они живут также в Азербайджане, из-за чего есть также миграционный приток. Но в целом они живут в пределах общего с рутульцами района, а также Махачкале. Изменение их ареала значительно не прослеживается, видно здесь. Но повторюсь, картина ввиду с фальсификациями очень мутная
  10. Агулы. Следующий кавказский народ, положение которого в Дагестане трудно распознать, но уровень приписок считается довольно высоким. В целом в той же статье можно всё посмотреть, там же идёт описание, где их и сколько. Постепенно занимая отдельные населённые пункты в Ставрополье и на Дону, я определил их статус несколько гуманнее большинства.
  11. Кумыки. Также зафиксирован высокий уровень приписок, но статус зелёный. Всё просто - приписки это единственное, что позволяет кумыкам удержать своё положение в республике. За пределами её они живут за редким исключением в местах своего исторического проживания. А вот у себя дома кумыки стремительными темпами теряют свои земли, что хорошо видно здесь, что по сути ставит их в положение народа, нуждающегося в защите.
  12. Курды. Уже к 2010 году они заняли одно сельское поселение в Адыгее, а уже сегодня вполне возможно, что аналоги тому появились в Саратовской области и, что самое интересное, в традиционно русской Орловской области (видно здесь, здесь и здесь). Образовываться места скопления курдов начали также после распада СССР, но что интереснее, так это то, что ещё до распада Союза курды заявляли о массовых притеснениях в Средней Азии и Закавказье, в 1990 году даже была создана специальная комиссия, которая должна была решить этот вопрос. Больше всего курды желали восстановления своей автономии, территория которой располагается на пограничье Армении и НКАО, в Азербайджане, до недавнего времени контролируемая НКР. Желали на столько, что готовы были основывать поселения с нуля. Но Союз распался, на тех землях началась война, национализм в отношении курдов (и не только) в Средней Азии достиг своего предела, и они начали искать себе новый дом. Естественно вместе, что и привело к нынешнему положению дел. Будь та же территория Адыгеи подведомственна Краснодарскому краю, едва ли бы им позволили это сделать. По сути, если курды были готовы строить себе дом с нуля - почему тогдашнее руководство просто не дало им возможность это сделать? Там, где бы это  в будущем могло пойти на пользу, под чёткими условиями и контролем процесса натурализации. Вопросов бы возникло меньше всего, а сейчас их очень много. И чем дольше это будет продолжаться, тем тяжелее будет их решать.
  13. Рутульцы. Огромная приписка населения, аналогичная цахурам миграция из Азербайджана. Но их численно больше, чем цахур, а что важнее - больше диаспора за пределами Дагестана, из самого явного - в Ростовской области, где они уже заняли один хутор. Видно здесь.
  14. Даргинцы. На них я перестану повторять о приписках и перейду к непосредственным факторам. Их очень много за пределами Дагестана, но и в Дагестане они активно осваивают не традиционно свои земли, в первую очередь - кумыков и русских. За пределами республики присутствуют в значительной мере в каждом южном субъекте как количественно, так и по долям, видно здесь.
  15. Лезгины. Почти аналогичная ситуация даргинцам, только в меньших масштабах и вместо занятия кумыкских земель, они занимают азербайджанский Дербент и окрестности, видно здесь.
  16. Турки-месхетинцы. Наравне с курдами, они сильнее всех нарушают этнофон. Если к тем туркам, которые начиная с 50-ых начали селиться на пограничных землях КБР, Ставрополья и РСОА, можно относится как к устоявшейся диаспоре, то их присутствие на Дону вызывает огромные беспокойства, видно здесь. На Дону они не составляли большинство по сельским поселениям в 2010 году, однако заняли немало хуторов и думаю уже по новой переписи ряд сельских поселений будут иметь турецкое большинство. И это при том факте, что Ростовская область - лидер по численности турок-месхетинцев в России.
  17. Удины. Наверно единственный кавказский народ из списка, приписок по которому нет. Причина проста - их нет в Дагестане и их очень мало. Они также имеют существенный миграционный приток из Азербайджана, но селятся весьма размыто, незначительно присутствуя в Ростовской и Волгоградской областях, видно опять же здесь здесь.
  18. Эвены. Будучи представителями коренных народов севера, можно было бы положительно оценить данную тенденцию, если бы не одно но - таким народам зачастую предоставляют определённые привилегии, что наталкивает другие, приезжие народы, переписывать себя в тех же эвенов, дабы стать такими же выгодоприобретателями. Поэтому установить реальный рост эвенов сложно, но в любом случае, они в своём большинстве живут на своей автохтонной земле и никуда не собираются. Видно здесь.
  19. Ногайцы. Будучи абсолютно некавказским народом по своей сути, находятся в большинстве своём в Дагестане в одноимённом районе, что не уберегло и их от всяческих приписок к численности. Однако большой проблемой является то, что как на всей Ногайской степи, так и в местах компактного проживания, их вместе с русскими за Тереком теснят кавказцы, что ставит их частично в положение тех же кумыков. Единственное что, ногайцев очень много в автономных округах Урала, но пока их доля не на столько существенна, чтобы это создавало существенные поводы для беспокойства (видно здесь и здесь).
  20. Абазины. Не только в Дагестане занимаются приписками населения. В КЧР приписывают всех подряд, но если черкесов в таблице нет потому, что я считал адыгов вместе, то абазины живут практически в пределах республики (видно здесь).

Пожалуй, здесь также остановлюсь на двадцатке, отметив самые интересные моменты. Тёмно-красным отмечены также сильно приписываемые народы Кавказа и цыгане. Цыган не приписывают, но они осваивают мелкие русские населённые пункты, как и другие народы Кавказа с народами-беженцами 80-90-ых. На положение сегодня можно посмотреть здесь, здесь и здесь. Табасаранцы один из двух народов по моей информации, который в Дагестане наоборот отписывают или переписывают как другой народ. При этом табасаранцы массово осваивают вместе с лезгинами Дербент и окрестности, а также в небольшой степени Затеречье и традиционно русские регионы юга, видно здесь. Карачаево-балкарцы в лице балкарцев имеют приписки и почти замкнутым кругом освоили равнинные земли, которые населяли русские, а ранее адыги, видно здесь. Тувинцы же замыкают обратный процесс превращения в монореспублику, которой они были в 20 веке, что Тыве явно на пользу не пойдёт.

Я постарался максимально кратко и понятно отобразить ситуацию, чтобы понять мог и тот, кто с этой проблемой никогда не был знаком. Никакого руководства к действиям я не предлагаю, поскольку в моей системе координат, любые меры должны руководствоваться законом, который пока у нас не работает.

В отличии от вопроса сохранения и развития народов, по росту численности, создающему этно-социальные конфликты в Конституции конечно же ничего нет. Но опыт, сложившийся уже на протяжении всего существования СССР/РФ, нам недвусмысленно намекает на то, к чему это приводит. Самым опасным и неприятным для меня в подобных моментах является полное замещение населения. Не важно, какого размера этот населённый пункт, если население в нём полностью изменилось, вернуть обратно это несталинскими методами уже невозможно.

Положение отдельных остальных народов, не вошедших в обсуждение также можно найти при желании у меня по меткам.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.

Спасибо

Эвены, Аварцы, Сойоты, Цыгане, Агулы, Манси, Таджики, Туркмены, Езиды, Рутульцы, Ногайцы, Узбеки, Дунгане, Карачаевцы, Уйгуры, Удины, Монглолы, Якуты, Трухмены, Ингуши, Ханты, Турки-месхетинцы, Тувинцы, Балкарцы, Лезгины, Даргинцы, Цахуры, Этнические таблицы, Гагаузы, Ненцы, Кумыки, Табасаранцы, Долганы, Киргизы, Россия, Лакцы, Этноизменения, Курды, Эвенки, Русины, Абазины, Турки, Юкагиры

Previous post Next post
Up