Решил немного отойти от привычного формата карт и попробовать себя в чём-то новом. В конце концов, это такое же поле этнодемографии, важное для меня, просто в общих цифрах.
Что здесь будет? Здесь будет много текста. Я составил список народов, численность которых в России в имеет огромное изменение. В данном случае, это отрицательный баланс.
Те, кто хоть немного знает основные этнокультурные проблемы и неоднозначности в переписях, понимают, что просто открыть
список, где все перечислены и посмотреть, где, кто и как поменялся недостаточно и может натолкнуть на сомнительные выводы. Например, астраханских татар по переписи 2002 года было 2003 человека, по переписи 2010 года - 7 человек, т.е. сокращение на 99,5%. Естественно, что не было никакого геноцида, массового уезда из России, голода и прочих вещей. По факту их численность может быть от десятка тысяч до 70 тысяч человек, смотря как считать вне рамок переписи, может и вовсе 0 человек. Я предпочёл магией вне Хогвартса не заниматься, поэтому обозначу, каких этносов, этногрупп и подгрупп здесь не будет:
- Спорные народы. В основном, это те, кто учитываются в составе других народов или имеют слишком радикальное изменение, не вписывающееся в рамки адекватного прироста/воспроизводства населения и другие социо-культурных факторы.
- Народы, для которых РФ не родное государство. Речь идёт не о тех, у кого есть национальное государство, а скорее о тех, кто начал мигрировать в Россию после распада СССР и которые расселены размазано по всей стране. Т.к. эти народы не коренные, Россия не несёт даже моральной ответственности за их сокращение/рост (с ростом без радикализма, конечно же, миграционную политику никто не отменял). Их выживанию и культурному сохранению ничего не угрожает.
- Крымских татар. Да, можно было бы провести оценку на основании переписи Украины за 2001 год и переписи в Крыму 2014 года после его захвата. Но я тут больше хочу сосредоточится на влиянии Российского государства на численность народов, а за крымских татар мы ответственность за тот период никакую не несли.
В данной статье тем не менее я сделал исключение для т.н. камчадал. Многие не знают, но это этнографическая группа русских. Почему включил? Это пожалуй единственная группа русских из посчитанных, у которой нет пробелов в самосознании, как у поморов, казаков и прочих, численность которых скачет с такими же неадекватными амплитудами, но есть чётко обозначенная серия населённых пунктов, где они живут.
Цветами я разграничил этно-языковые группы. Косым шрифтом - маленькие народы, жирным - те, у которых есть национальное государство. Пойдём прямо по списку:
- Юги. Маленький народ, сохранить который уже конечно же невозможно. К сожалению, проследить динамику численности глубже не получится, т.к. раннее их считали в составе кетов. Так или иначе, если бы в 2002 году после обнаружения народа в 20 человек, государство возымело интерес что-то с этим делать - а что вообще возможно? из ненасильственных методов, только если бы эти 20 человек жили в одном месте - давать субсидии на размножение? А если нет - переместить в резервацию-концлагерь? Это всё могло бы работать пол века назад, но не сегодня.
- Та же ситуация с кереками, однако их динамика известна и можно заочно в определённой мере винить государство за их исчезновение, ведь пол века назад их было 100 человек, они имеют своеобразный язык, хоть и говорят/говорили в основном на чукотском, т. к. жили преимущественно с чукчами, которых было больше.
- Чулымцы. Та же ситуация с таким же пропорциональным отклонением. Тоже их было больше, тоже есть близкие связи (с хакасами), однако уже не такие близкие, вопрос о самостоятельности народа был определён давно и они живут оторвано от хакасов и других тюркских братьев, на северной границе Томской области и Красноярского края. Также, у них есть посёлок с абсолютным большинством, что даже при бездействии государства позволит народу очень долго держаться без какой-либо поддержки. Примечательно, что в такое сокращение попался тюркский народ, что судя хотя бы по этой таблице им не очень свойственно.
- О судьбе ингерманландских финнов я достаточно написал в соответствующей статье. В отличии от предыдущих народов, тут играют все факторы против них - низкая рождаемость, жизнь среди народа-ассимилятора, но и наличие рядом национального государства. Всё это так или иначе имело долгую предпосылку и с учётом вышеперечисленного, угроза сохранению финнов намного выше, чем тех же чулымцев. У них нет ни одной деревни с их большинством больше 50 человек, на территории исторического проживания (имею ввиду Ленобласть,а не Финляндию) их вообще почти не осталось. За них обиднее больше, чем за тех, кто последует дальше, т. к. в отличии от них, этот народ своеобразен, и если выделять его из общих финнов, то мы теряем уникальный культурный слой населения. Подробнее здесь. П.с. финны и финны-ингерманландцы считались вместе.
- На момент распада СССР, на территории РСФСР проживало более 1,2 миллиона белорусов. Их доля в Карелии в 50-ых почти обогнала самих карел. Столь сильное сокращение довольно понятно, у них и украинцев на территории РФ самосознание всегда имело большие испытания, а вкупе с тем, что реализация их культурных прав невозможна из-за почти полного отсутствия доминирования по долям хоть где-то и отсутствие желания в реализации этих прав, ставит их под угрозу исчезновения на территории РФ такую же как и у выше перечисленных. Это понятно, это не должно вызывать какое-то непонимание, потому что это обязательно бы случилось. Обидно за конкретные ареалы, как например за вышеназванную Карелию. Там и в компактном расселении белорусов в Башкирии (видно здесь), лично я бы хотел видеть политику по сохранению и поддержке. В других местах это невозможно и бесполезно, а по мнению многих, в том числе и самих белорусов - не нужно. Подробнее здесь.
- Карелы же это ещё один народ, выживание и развитие которого подпадает под полную ответственность РФ. Я уже отмечал, что сокращение карел происходило всю их историю в СССР, что контрастирует с теми же белорусами, которых становилось больше и в БССР, и в других регионах СССР. Подробнее здесь.
- Добавить что-то отдельно от белорусов по украинцам мне нечего, разница состоит лишь в их численности и регионах компактного проживания - их больше, это остатки тех же т. н. клинов и депортаций. Там, в отдельных точках, можно было бы позаботится об культурном сохранении и развитии, было бы желание.
- С немцами судьба больше похожая на финскую, разница лишь в масштабах и их идентификации. Если их брать как отдельную от немецкого народа этногруппу (на что на самом деле достаточно оснований), то это также подпадает под нашу зону ответственности. И что самое главное, как и с украинцами, с немцами можно работать и скоро я это покажу.
- Евреи это тот народ,сокращению которого не поможет никакая магия. Да и условий для этого нет. Как и у финнов, у них есть все атрибуты для уменьшения численности.
- Бесермяне представляют достаточно уникальные пример. Из-за записи в советское время их в составе удмуртов, это привело к тому, что в имперское время их было 10 тысяч, а сегодня 3 тысячи, при том, что население той территории без существенных миграционных притоков росло. По моему мнению, многие удмурты ещё могут придти к бесермянскому самосознанию, особенно если в этом направлении будет проведена определённая политика. Пока же им опасность выживания не грозит, но и сказать, что серьёзной проблемы нет - нельзя.
- Ситуация с вепсами получше, чем у у остальных вышеперечисленных финно-угров, кроме карел. Если у карел при определённой работе можно будет зафиксировать постоянное присутствие на большей части Карелии, то у вепсов ареал идущий от юга Карелии до пограничья Ленобласти и Вологодской области может быть потерян и ограничиться лишь тем единственным сельским поселением, где на 2010 год их было большинство. Подробнее это видно здесь и здесь.
- Коми-пермяки это первый народ, у которого есть и большая численность и крепкая территория их ареала, однако скорость их сокращения и ассимиляции в смешанных территориях остаётся довольно высокой. Не говоря уже о том, что упразднение автономного округа не мого не пойти на пользу этим процессам. Они также до сих пор в большой доле владеют национальным языком (по крайней мере, по данным переписи), однако это их особо не выручает.
- Следом идут сразу же их братья - коми-зыряне. Тот факт, что у них есть своя республика, в которой в отличии от Карелии, есть статус языка и определённая культурная политика, хоть и мало помогает, но в случае серьёзной вовлечённости в демографические процессы, будет играть существенную роль в исправлении ситуации. Существенной проблемой является ассимиляция русскими, которые присутствуют на большей части территории республики, но и мест с подавляющим присутствием не мало, что видно здесь.
- Я думал, включать ли грузин, потому как они являются историческим этносом для ряда мест (юг Северной Осетии, горная часть ГО Сочи), однако большинство из них это всё же приезжие, проживающие в Москве и крупных городах. Отношение к ним и ситуации понятно, заниматься стоит выделенными местами, с остальными же делать ничего не нужно, да и не возможно. Подробнее здесь.
- Ижора, хоть и медленно падая относительно других финно-угров СЗФО, не имеет своих населённых пунктов, а тот факт, что их очень мало, ставит их в ранг опасности тех же финнов. Подробнее здесь.
- Кеты, от которых отделили вымерших югов, имеют свои места компактного проживания, но при этом численно снижаются и теряют своё присутствие в смешанных населённых пунктах. Их я тоже скоро покажу.
- Собственно уже упомянутые камчадалы имеют в моём видении неопределённый статус. Из-за этого их сложно чётко разграничить от русских и понять, какую вообще политику с ними вести. Но т.к. они нигде не составляют большинство, ситуация у них тоже довольно плачевная.
- Нагайбаки живут практически в пределах Нагайбакского района Челябинской области. Их численность начала стремительно падать с распада СССР. Интересно, что сами нагайбаки очень близки к кряшенам и даже частично исходят из них, в зависимости от версии их происхождения. При этом нагайбаки признаны народом, а кряшены нет. Не смотря на падение численности и частичную ассимиляцию, обладают рядом мест компактного проживания с абсолютным большинством, однако нуждаются в защите, т. к. наличие одноимённого района не даёт им ровным счётом ничего.
- Ороки являются самым вымирающим народом из своей тунгусо-маньчжурской ветви. В целом ситуация довольно критичная, т.к. из 300 человек, 250 живут на Сахалине в населённых пунктах, где их доля очень низка, своих населённых пунктов у них нет, поэтому имеют очень малые шансы на выживание в ближайшей перспективе.
- Селькупы являются самыми вымирающими представителями самодийцев. Однако имеют ряд населённых пунктов со своим большинством, однако развитие крайне затруднено тем, что они проживают на территории сразу трёх субъектов - Красноярского края, Томской области и ЯНАО.
Идя дальше, я остановился. Нет смысла обсуждать большинство из оставшихся, т.к. многие из них имеют свои монотерритории, многие уже имеют республики, а всё это с низкой долей падения ставит эти народы в относительную безопасность, по крайней мере, в сравнении. Остались лишь исключения в виде води, которой совсем мало и которая не живёт в одном селе, из-за чего её судьба относительно ясна, и саамы с кумандинцами, которые не составляют нигде большинства, однако имеют пока ещё достаточно большую численность.
Степени риска я обозначит так:
- Красный. Нулевой шанс выживания, отсутствие монотерриторий, культурная деградация, низкая численность. В случае с прибалтами, фактор национального государства. Вообще, если оно есть - минусовой фактор - миграция, если нет, другой минусовой фактор в виде того, что если народа не останется в России - его не останется нигде.
- Тёмно-оранжевый. Очень слабый шанс, наличие тех же факторов, однако более высокая численность. Сюда попали финны только в том расчёте, если мы относим их к отдельной этногруппе. Если нет, то можно смело записывать к красным, и евреи, которых тоже можно было закинуть к красным, но т. к. евреев ещё довольно немало, говорить об их исчезновении в ближайшие десятилетия не приходится.
- Оранжевый. Один из факторов - либо очень большая скорость падения численности, либо отсутствие мест компактного проживания. Сюда не вписываются украинцы и белорусы, но у них особый случай, о котором я говорил раннее.
- Тёмно-жёлтый. В ближайшей перспективе ничего не грозит, есть компактные монотерритории проживания, однако остаётся фактор либо большой скорости уменьшения, либо существенной культурной деградации. Либо и того и другого, но в меньшей степени, чем у оранжевых.
- Жёлтый. Относительно низкая скорость падения, существенной угрозы нет. Остаётся культурная ассимиляция. Сюда не вписываются зыряне, поскольку не смотря на то, что у них идёт быстрое сокращение, у них всё таки есть своя республика, им легче реализовывать свои культурные права. Это не делает их проблему менее существенной, но если признать вообще обсуждаемую проблему в целом как таковую, у них среди жёлтых исправлять ситуацию будет легче всего.
- Светло-жёлтый. Незначительное падение, большие народы, наличие своих территориальных образований. В то же время, продолжение культурного обнищания в виде уменьшения доли владеющих языком, знающих традиции, кухню и т. д., но это уже другой вопрос.
Я вроде уже где-то писал, повторюсь и здесь - я за сохранение, приращение и культурное развитие всех народов России. Их потенциал не раскрыт и близко, и в государственных интересах быть страной, заботящейся о своих народах, не в ущерб ни одному из них, т.е. с сохранением исторического этнического баланса и там где надо его поэтапный возврат. Чем отличается потеря какого-то из видов тигров или рыб, которые вымирают и без истребления из-за изменения климата или иных условий, и народа? О первых говорят много, существует множество международных организаций. О вторых не говорит почти никто, а те кто говорят, делают это тихо, часто записываются в сомнительных личностей, нацистов/коммунистов/антиглобалистов и далее по желанию.
И речь не только о народах без русских. Русские также нуждаются в защите в ряде регионов, например в Затеречье, где они первый поселившийся некочевой народ, а следовательно это исторически в первую очередь их земля. И речь не только о народах из списка. Татары и чуваши, например, имеют громадные диаспоры за пределами своих республик. И если в республиках их доля где-то растёт, где-то падает, то за их пределами ситуация как правило куда печальнее.
Что же видно здесь? Видно, что собирательный образ вымирающего народа - это малочисленный финно-балт0-славянский народ.
В категорию отрицательного баланса попали ВСЕ представители финно-пермяков, кроме разве что маленького народа сету, но сету считаются субэтносом эстонцев и большинство их представителей живёт в Эстонии. Балты сокращаются не только в России, но и у себя дома, а славяне имеют исключение только в македонцах и боснийцах, численность которых в России вообще не поменялась ни на человека. Доля падения русских не столь велика, ну... было бы странно.
Также малозаметно, но падает доля у большинства тунгусо-маньчжурских народов, просто у кого-то на столько, что попал в список, у кого-то нет. В то же время, эвены и эвенки наоборот хорошо набирают, сибо и маньчжуры живут в КНР и там их количество медленно растёт, например.
Более половины народов малочисленны (до 10 тысяч человек), что не удивительно, таким народам в любом государстве трудно выжить, особенно если они подвергаются глобализации или не имеют национальных поселений. Отдельного внимания стоят кеты и нивхи, как изолированные народы. Кеты не были таковым, пока не вымерли все их родственники, из которых юги были последними.
Хоть и сегодня Конституция РФ не является чем то, вызывающим хоть какие-то серьёзные эмоции, мои претензии носят не только моё личное недовольство. Она грубо нарушена и в обозреваемых аспектах, а именно:
Статья 68
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
Статья 69
1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.
То, что мертво, умереть не может. Но и воскреснуть тоже.
Положение отдельных остальных народов, не вошедших в обсуждение также можно найти при желании у меня по меткам.
Подписывайтесь на мой
телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
Спасибо