В финно-пермской подветви есть северная (под)подветвь, а в ней прибалтийско-финская подгруппа. А там четыре народа: финны, карелы, ижора и вепсы. Вторые и четвёртые уже разобраны. Поговорим о первых и третьих и начнём с ижоры:
Начнём с ижоры. Собственно там где она осталась, там примерно она и была, лишь пара отдельных деревень выходили дальше на восток и внушительная часть южнее. Основная масса же жила на полуострове Сойкино.
Здесь же видны и водские деревни, судьба которых стала ещё печальнее
Если про карелов я указывал, что у них проблема куда хуже, чем у коми, то в таком же масштабе проблема ижорцев тяжелее, чем у карел. Это можно увидеть хотя бы по динамике:
Динамика численности ижоры в России
Как так получилось? Ну, стоит отметить, что ижора среди северных финских народов хоть и была подвержена наибольшему влиянию (давно обращённые в православие, с русскими именами и фамилиями), до 20 века это было сравнительно изолированное население - русский знали плохо, но и с финнами контактировали по минимуму. Свои коррективы внёс Советский Союз. С этого момента ижора начали быстро интегрироваться в русское пространство. Поспособствовало этому и то, что их язык долгое время оставался бесписьменным (письменность была разработана в 30-ых) годах. В итоге уже к 1939 году произошла частичная ассимиляция. В последствии пришла война, территория ижорских деревень была оккупирована, а население - вывезено на принудительные работы.
Ижорские женщины, село Вистино
Не все из них вернулись домой, но те кто вернулись, были распределены в другие западные области РСФСР. Фактического запрета на возвращение не было, однако вернулись обратно далеко не все - чуть более тысячи человек. Вернулись они в те же деревни, в которых помимо них жили уже и русские, которые укрепили процесс ассимиляции и ввиду малочисленности народа, сделали этот процесс необратимым - невозвращенцы ассимилировались очень быстро, вернувшиеся - постепенно и до сих пор. К тому же, то население и власти создали максимально негативную ситуацию к ижорскому языку, что поставило их даже без мнимых предпосылок на уровень поволжских немцев, которые старались максимально скрыть своё происхождение, выучить детей русскому языку как первому и использовать при них только его.
Национальный флаг ижоры
В итоге мы имеем ситуацию, при которой народ находится на грани исчезновения и за исключением каких-то неправовых методов, остановить данный процесс будет очень трудно - у ижоры нет ни одной деревни/хутора свыше 50 человек, где бы они составляли большинство и могли закрепиться. Сегодня это маленький народ численностью в 200 человек. При этом, средний возраст их очень высокий, владеющих языком по переписи - около половины, по факту думаю, что ещё меньше. По исследованиям, на каждую деревню, где они есть приходится по 2-3 реальных носителя. Так или иначе, всю основную информацию я подчерпнул
отсюда и
отсюда.
Теперь перейдём к финнам. Как и в случае с турками и турками-месхетинцами, не все финны - финны-ингерманландцы. Но т.к. жители исторического региона Ингерманландия это абсолютное большинство всех финнов и в переписи нет разделения (а если бы и было, была бы та же путаница, что и с турками в переписи, подробнее об этом
здесь), то считать их не то что нужно, можно только вместе.
Как видно, большинство по долям (и по численности тоже), приходится не на Ингрию, а на Карелию. Исторически же это было ижоро-водско-карельское население территории, почти соответствующей современной Ленинградской области. Жили там и обыкновенные финны, столетиями находящиеся в подчинении Новгорода. Ничего не менялось до прихода шведов, их политика была нацелена на более плотное заселение этих земель и можно сказать, что на 17 век эта территория была более заселена скорее приезжими финнами, чем иными финскими народами и русскими. Изменения начались с возвращением России. Их могло бы и не быть, если бы Пётр I перенёс столицу в Ревель (Таллин).
Карта приходов церкви Ингрии, примерно показывающая историческую территорию Ингерманландии
Но случилось как случилось, что не могло не ударить по этносоставу этой территории. Уже в середине 19 века начинается стихийное переселение из Ингерманландии, основная часть уезжала в контролируемую Россией под большой автономией Финляндию. Некоторые из них пользовались определёнными льготами и переселялись на Кольский полуостров, благодаря чему на начало 20 века финнов там уже было более 10% (до 1,5 тыс.). Что от них осталось - 200 человек, расселённые по всему полуострову.
Финны-ингерманландцы на общем сходе финно-угорских народов
Не смотря на это, на момент образования СССР, в Ингрии жило более 150 тысяч финнов. К тому же к ним прибавилось несколько тысяч красных финнов, бежавших в результате поражения красной революции в Финляндии. Ингерманландцы и сами были не прочь жить отдельно,
образовав вроде как советскую республику, но независимую от Советской России и Финляндии. Уже тогда отмечалась большая разница между бежавшими финнами и жившими на этой земле более двух веков. Так или иначе, положение такого этнобаланса продолжилось недолго и постепенно началась миграция. А уж ввиду последующих событий, она быстро возымела массовый характер.
Динамика численности финнов в России
Именно волны репрессий и создали сегодняшнее положение, при котором ингерманландцев стало больше в Карелии, но в целом их численность упала в разы. Выделяют пять волн:
- 30-ые годы, сопротивление коллективизации. Более 5 тысяч семей Ленинградской области были сосланы на Кольский полуостров. Естественно, там были и русские, но долю переселённых тогда не вели. Известно только что в целом около 13% населения Ленинградской области покинуло свою землю.
- Продолжение переселения «кулацких и антисоветских элементов» из приграничных с Финляндией территорий. Вот уже там жили преимущественно финны, примерная оценка переселённых - 20-25 тысяч человек (что примерно соответствует по численности тем же 5 тысячам семей из первой волны). Основные места переселения - Свердловская область, неожиданно Таджикистан и южный Казахстан.
- Репрессии 37-38 годов. Оценки очень разнятся, кого убили, а кого выслали, но известно что смертельных приговоров среди финнов было больше, чем многих других народов. Так или иначе, финское население по средним оценкам упало ещё на 30-40 тысяч человек. Тут уже и места ссылок были максимально разные, что-то выделить не получается.
- Переселения Великой Отечественной войны. Могло бы иметь характер полной депортации народа, но у Союза не было на это ни времени, ни ресурсов - успели переселить лишь 3 тысячи человек, остальные остались на оккупированной финнами Ингрии. Однако в последствии, количество переселенцев возросло до 40 тысяч, в основном в Сибирь, чаще всего - в Красноярский край. В итоге финнов в Ингрии практически не осталось. А тем, кто был депортирован, вернутся домой не дали. Именно тогда они и переселились в Карелию, количество соизмеряется несколькими десятками тысяч.
- Возвращение отправленных на принудительные работы немцами финнов. Как оказалось, Финляндия не имела никаких выражаемых интересов относительно этого населения, и его положение было на уровне любой другой оккупированной территории союза - голодное и тяжёлое. Как уже понятно, с другой стороны их тоже не особо ждали и поддерживали. В итоге их постигла та же участь - вернутся в Ингрию позволено не было и большая часть их была распределена в северо-западные области РСФСР. Интересно, что некоторые финны самовольно, нарушая установленный распорядок, возвращались в Ингерманландию, оценки доходят до 14 тысяч человек. Но их всё равно отправили туда, куда и хотели. Остались лишь те, кто отличился в войне на стороне советской армии и их родственники - около 5 тысяч человек.
В итоге при моих усреднённых оценках, около 60 тысяч финнов были переселены в Финляндию, примерно столько же было репрессировано и сослано в Сибирь и северо-запад РСФСР. Остальные же осели в Карелии и совсем небольшая часть осталась в Ингрии. В 1993 году финнов реабилитируют, но никаких законных методов возвращения своих домов не предоставят. Чуть раннее Финляндия дала возможность финнам вернутся домой, что коренные финны приняли неоднозначно. К тому моменту владеющих финским языком было очень мало, среди молодого поколения их не было, что не требовалось для возвращения, но в то же время имело массовый характер, определённая часть взяла русские имена и приняла православие. Определённый негативный фон удивил и самих ингерманландцев. И тем не менее, около 30 тысяч финн вернулись на историческую родину.
Динамика численности финнов в Ленинградской области
Как-то так. Что касается их самоопределения, этот вопрос остаётся дискуссионным. У ингерманландцев есть свой диалект финского языка (а как известно, там где диалект, легко может быть и отдельный язык). Причём, вопросом о самостоятельности этноса заинтересовались ещё в конце 19 века. Один из ингерманландских писателей и представителей интеллигенции писал, что «именно после поездки [в Финляндию] мои глаза открылись, и я увидел, что никакие мы не финны. Мы живём на границе двух миров, между Востоком и Западом, и потому в каждом из нас сидит как финн, так и русский. Мы ещё почитаем старинные финские ценности,.. мы честны, мы не обманываем, не воруем, никогда не берём взяток и так далее, но всё остальное в нас - русское», что уже указывает на определённую периферийность.
Динамика численности финнов в Санкт-Петербурге
Как мне видится этот вопрос, если в наших интересах сохранение этнических групп и их культуры, у ингерманландцев достаточно для этого оснований и это стратегически правильно. Ведь если они финны - тогда у них всегда будет возникать вопрос, где их родина - в России или Финляндии. Наличие своего диалекта, оторванность от остальных финнов, своеобразие в фольклоре, кухне, даже в лютеранство привнесены определённые традиции русского православия - этого вполне достаточно, было бы самосознание.
Динамика численности финнов в Карелии
Интересно, что Ингрия обросла кучей поклонников, не имеющих к ней практически никакого отношения. В свою время можно было даже услышать об т.н. «ингерманландском сепаратизме», который по сути как термин был спровоцирован русскими Ленинградской области, поскольку у финнов на подобное попросту нет людских ресурсов. По сути это был один из вариантов политической протестной активности с акцентом на определённую культуризацию региона. Сегодня об этом, как и о протестной активности в целом говорить не приходится.
Бонусом - динамика численности финнов в Эстонии
Ни финских, ни уж тем более ижорских школ у нас нет и не было уже после Великой Отечественной войны.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на
сервисе бусти.
Спасибо