Карты ЮФО-СКФО, часть 10: турки-месхетинцы

May 24, 2021 12:00


Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Теперь рассмотрим особый этнос турок, проживающих на юге России. Карта:



Вообще уменьшенная шкала помогает лучше чувствовать взаимосвязь между территориями и лучше прослеживаются ареалы. В варианте такой гаммы, как здесь, 5% виднеются уже очень отчётливо, я в своё время пришёл к этому намеренно, чтобы лучше было видно расположение того или иного народа, т.к. очень часто бывает, что в 3-5%-ом сельском поселении народ может жить в одном полностью мононациональном маленьком ауле, а в итоге его размывает и как-будто его и нет там.



Сразу оговорюсь: как в случае с трухменами, астраханскими татарами и многими другими этническими группами, не представленными в переписи, турки-месхетинцы - понятие условное, но и фактическое в то же время. Понятное дело, не все турки потомки турок из Месхетии, но в абсолютном большинстве это именно они. И если в отличии от вышеназванных этносов, месхетинцы представлены отдельно, из-за проблем с самоидентификацией и рядом других факторов, мы имеем ситуацию, по которой турок в России по переписи 105 тысяч, а турок-месхетинцев - 5 тысяч. Забавно также, если посмотреть Ростовскую область, там все отметились как турки, Калмыкию - как турки-месхетинцы. В общем, проблема не новая совершенно, потому исходим из объективной реальности. А по ней собственно здесь я выделил 4 территории компактного проживания:

  1. Восток Ростовской области, Городовиковский и Яшалтинский районы Калмыкии. Здесь, на плодородных землях Дона, живёт добрая половина всех месхетинцев юга России - более 38 тысяч. Выделить какой-то район или сельское поселение не получится. Разве что самый населённый турками район - Мартыновский, 21%. Но это в 2010 году. Причём турки не стараются особо засесть в районных центрах или даже центрах сельских поселений. Они живут общинами в небольших хуторах, которые приращают как за счёт миграции, так и за счёт естественного воспроизводства населения, но об этом позже. Единственное в итоге, что я выделил для себя статистически - самое большое поселение с турецким большинством (абсолютным) - село Ульяновское одноимённого сельского поселения Яшалтинского района Калмыкии - 78% или 1900 из 2400 человек на посёлок; и посёлок от 100 человек с наибольшей долей - посёлок Горный Большемечетновское сельское поселение Семикаракорского района - 145 турок из 167 человек или 87%.
  2. Турки Волгоградской области. Как видно, здесь турки более разбросаны по всей области. Можно отметить только Усть-Погожинское сельское поселение Дубовского района - 750 турок из 1350 всех или 56%. Там два посёлка, живут в обоих - в одном, главном, большинство абсолютное, во втором - относительное. При этом всего в области турок 5,3 тысяч.
  3. Кавказские турки. Как видно, живут хоть и в трёх регионах, но близко друг к другу - Осетия, Кабардино-Балкария и Ставрополье. Всего около 30 тысяч. Лично для меня большой интерес вызвало присутствие турок на территории горной Осетии у реки Терек вместе с русскими там, где они (русские) сохранили абсолютное большинство - станица Николаевская Дигорского района.
  4. Турки Кубани. Тут их совсем немного, но они есть, в основном - в Белореченском районе. Даже есть посёлок с турецким большинством - посёлок Мирный Дружненского сельского поселения. В целом турок на громадную Кубань 8 тысяч.
  • Также стоит отметить, что диаспора распространена по всем регионам юга - видно, что есть общины в КЧР, Астраханщине, даже на северах Чечни и Ингушетии. Только Дагестан на удивление не может похвастаться турками - там их и двух сотен не набралось.

Собственно, что это за явление такое необычное? Как и в случае с астраханскими татарами, взгляда на происхождение месхетинцев два - популярное и не очень. В обоих из них, это потомки жителей Месхетии и разница состоит лишь в том, кто это был. По основной версии - это турки, заселявшие Грузию, по иной - грузины, сначала принявшие ислам, а потом и вовсе турецкую идентичность. Сами месхетинцы в абсолютном большинстве считают себя историческими турками, хотя версия грузинского происхождения частично подтверждается тем, что у небольшого количества турок так и остались грузинские фамилии. А возможно обе версии правдивы, вопрос лишь в том, какая из них значительнее в контексте количества.



Культурный флаг турок-месхетинцев. Прямое цветовое отражение ТРСК

Жили себе спокойно сначала в Империи, потом в Союзе. Началась война, 40 тысяч мужчин Месхетии отправились на войну, из которых вернулось меньше половины. Но вернулись они не на долго, их ждала депортация. Причина одна из самых безосновательных (не учитывая тот факт, что депортация по национальному признаку в принципе не может иметь должные основания) - «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения, по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп». В итоге депортировано было более 100 тысяч человек, как обычно - в Среднюю Азию. Их реабилитация была не стандартной - в 1956 году их реабилитировали, но домой вернутся не дали. Максимум - в два закавказских района Азербайджана, что близко, но там они никогда не жили и туда в итоге почти никто не поехал.



Исторический регион Месхетия на территории Грузии

В итоге большая часть из турок поехала в третий ареал, отмеченный на карте. Время шло, совку потихоньку приходил конец. Всплеск национализма 80-ых задел и турок, особенно в Узбекистане. Причём было заявлено, что всё началось со ссоры на базаре из-за «тарелки клубники» (покупатель-турок нагрубил продавщице-узбечке и опрокинул клубнику, за неё заступились, началась драка и так далее). Лично мне верится в это слабо, и потом, это могло быть последней каплей, но никак не началом межэтнических волнений.



Один из рисунков депортации

И вот тут уже турки стали ехать на Дон, Кубань, Волгу. Некоторые даже в Турцию, но родина-мать не особо радовалась возвращенцам, получение гражданства затягивалось на десятилетия и в итоге многие либо переходили на нелегальное положение или отправлялись в Россию. Но многие также остались в Средней Азии, особенно в Казахстане и Киргизии, где уровень межэтнической напряжённости был ниже (по отношению к туркам).

Не смотря на такую же нелёгкую процедуру получения российского гражданства (говоря о тех, кто приехал уже после распада СССР и не подпадал под автоматическое получение гражданства по прописке), Россия казалась наиболее пригодным местом жизни, даже не смотря на все кризисы. Ну и собственно мы имеем сегодня картину, которую имеем.



Турки-месхетинцы пережили немало гонений и оказались самым неубиваемым народом. В первую очередь - из-за традиции больших семей, упомянутой раннее. По информации, взятой отсюда, у каждой второй турецкой семьи более трёх детей и по этому показателю среди всех народов России они первые, деля условно это место с курдами. И это именно их национальная черта, не характерная туркам Турции (да, там тоже по-прежнему высокая фертильность, но масштабы не те). Было даже прямое исследование одного из районов, где был контекст проживания турок с русскими и их сравнение. Поэтому, не смотря на то, что сами по себе месхетинцы довольно спокойный народ, сам по себе редко вызывающий межэтнические конфликты с нуля, сам факт такого роста несёт от них угрозу этнической стабильности всех регионов, где они присутствуют, хотят они этого или нет. Единственное, что можно вменить в вину им - огромное количество из них не получая гражданство живут на полулегальном или нелегальном положении.Новости, связанные с межэтническими конфликтами, где с одной стороны турки, чаще всего провоцируются не ими. Это не единственный случай, в поисковике достаточно много подобных статей, причём даже не всегда это должны быть мусульмане, и с армянами путают. При этом чаще всего бесправие над турками совершается именно на Кубани, хотя их там куда меньше и по доле в отдельных поселениях, и численно. Возможно, потому и меньше.



Как я указывал, мнения очень разные, негативные достаточно представлены, это скорее просто одобрительное

Часть турок от гонений бегут за пределы России в США по специальной программе, инициированной США, но как видно, на общем росте численности это сильно не сказывается. Более того, не смотря на то, что подобную миграцию Краснодарский край старался стимулировать, сами турки уезжать никуда не хотят и в основном это самая крайняя мера.

В 2010 году Ростовская область хоть и была лидером по их численности, ни в одном сельском поселении не было большинства даже относительного (можно посмотреть здесь). Сегодня такие места уже точно есть, новая перепись на них укажет. А завтра их будет ещё больше и ещё, пока уровень рождаемости не снизится до среднего по местам проживания автохтонных сельских русских. И то - объективных причин на снижение рождаемости там, где турок уже 80% и выше ожидать не стоит.

Безусловно, не все представители турок всегда были белыми и пушистыми и факты преступлений по этнической принадлежности есть. Но они несоизмеримо редки, чем по отношению к ним и те, которые всё же были зафиксированы, получают ассиметричный ответ вне рамок уголовного законодательства. Впрочем, ничего нового.



По информации из интернета, это турки Мартыновского района. Я не антрополог, но верится слабо

Для меня нет вообще ни одной причины радикального решения подобных проблем. Но хуже зачастую бывает в те моменты, когда решения нет в принципе никакого. Я не сторонник насилия ни в какой форме, но стимулирование к культурному слиянию с местным населением у них должно быть, рост доли и фактическое выдавливание русских из мест их полутысячелетнего проживания неприемлемо ни в каком виде. И в этом я симпатизирую не конкретно русским, всё всегда зависит от конкретного случая и обратная ситуация по отношением к коми и другим финно-уграм меня также не радует. Причина проста - государство не видит эту проблему. Её и не видят простые люди, более того - её не видят некоторые, кто с этими турками живут. Можно было бы создать своеобразный Месхетинский район в на одной из территорий их компактного проживания, наподобие Туркменского района Ставрополья. Но это пример, а не руководство к действию. Всё очень сложно.

Что очевидно нужно делать? Тоже что и везде - повышать уровень образования и организовывать различные культурные мероприятия, на которых будут присутствовать и турки. Они очень закрытые и консервативные, живя и коммуницируя только со своими, могут жить десятки лет в России и не знать русский язык. Хоть и по переписи 85% турок владеют русским языком (что всё равно не много), многие владеют им в классификации на уровнях А2-В1. Кстати о языке.



Турки-ахыска в национальных костюмах. Неплохо

Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Некоторые учёные выдвигают предположение о существовании особого языка месхетинских турков, что, впрочем, поддерживается только частью специалистов языковедов-тюркологов. Но что самое примечательное и стимулирующее признать и унифицировать самостоятельный язык, так это кириллица, которую месхетинцы активно используют на своём национальном языке.  Интересно, что в 90-ых существовало даже три туркоязычных школы (где они были и на каком алфавите - неизвестно). Сейчас на турецком ничего нет, ни образования ни предмета. Да и проблемно это - узнай местное население о появлении таких школ, особенно на Кубани - будет новый конфликт, т.к. идеологическое представление о том, что «сначала школа, потом своя автономия или своё государство» среди населения России очень популярно.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

ЮФО-СКФО, Турки-месхетинцы, Этнические карты, Россия, Турки

Previous post Next post
Up