В продолжение темы о том, как правительство Германии с помощью уровня НДС на продукты питания может влиять на здоровье населения. Есть документ от ноября 2017 г. "Влияние налогообложения продуктов питания на пищевое поведение, вес покупателей и затраты на здравоохранение в Германии", "Die Auswirkungen der Besteuerung von Lebensmitteln auf Ernährungsverhalten, Körpergewicht und Gesundheitskosten in Deutschland". Этот документ был опубликован в 2020 г. на немецком сайте, посвященном ожирению (
https://adipositas-gesellschaft.de/) -
https://adipositas-gesellschaft.de/wp-content/uploads/2020/07/Studie-gesunde-MwSt.pdf. Он создан совместно профессорами университетов и организациями, созданными для изучения и лечения ожирения и диабета.
В Германии в период 2002-2005 гг. были введены высокие налоги на алкогольную и табачную продукцию. Это сыграло сдерживающую роль для покупателей. Особенно заметно это было с 2004 г. для алкогольных коктейлей, так называемых „Alkopops“, потребление которых среди молодежи существенно снизилось.
Есть данные об аналогичном влиянии налогов на продукты питания, которые в разных странах взимаются либо с готовых продуктов, таких как безалкогольные напитки или фаст-фуд, либо с отдельных составляющих, таких как жир или соль. Целью данного исследования была оценка последствий налогообложения «нездоровых» или «вызывающих ожирение» продуктов питания, в том числе с высоким содержанием жиров, соли и сахара.
Распространенность ожирения в Германии является проблемой здравоохранения, которую необходимо решать во всех отраслях социального страхования из-за связанных с ней вторичных заболеваний и затрат на здравоохранение. Налогообложение нездорового питания является многообещающим инструментом перехода к более здоровому образу жизни, это подтверждено примерами в области табака и алкоголя. В последние годы опубликовано много исследований, которые предполагают аналогичный эффект в сфере питания.
Это исследование направлено на проведение аналогичного расследования для Германии. Используя данные о потреблении, а также дополнительную информацию о затратах на здравоохранение и реакции спроса, можно разработать модель расчета, которая позволит продемонстрировать возможные изменения в пищевом поведении, массе тела и последствиях для здоровья, вызванные повышением налогов или реструктуризацией. Целью данного исследования было определить влияние изменения налогообложения на продукты с высоким содержанием жира, соли и сахара.
Анализ пищевого поведения жителей Германии был оценен в четырех разных сценариях налогообложения. Самым эффективным был признан тот, где продукты, вызывающие ожирение, были с самым высоким НДС, а продукты, не вызывающие ожирение, были дешевле за счет субсидий или снижения налогов. Эта схема может обеспечить снижение случаев ожирения и сокращение медицинских расходов в системе здравоохранения Германии. Конечно, снижение суточного потребления калорий и снижение веса происходят в течение длительного времени. Поэтому в Германии нужно как можно раньше использовать опыт других стран, которые с помощью НДС на продукты питания регулируют привычки питания и здоровье населения.
Слева вертикально перечислены: продукты "зеленой" категории вредности, продукты "желтой" категории, продукты "красной" категории, овощи и фрукты, напитки (softdrinks). В следующем столбце перечислено современное начисление налогов на все эти виды продуктов и еще 4 варианта изменения НДС на продукты питания.
На "вредные" продукты должен быть введен НДС 29%, поскольку даже увеличение НДС до 19% не приведет к ощутимому результату. Критерии "вредности" были установлены, как предельные значения: 20% жира, 5% насыщенных жирных кислот, 12,5% сахара или 1,5% поваренной соли.
С одной стороны, введение высоких налогов на вредные продукты будет стимулировать производителей уменьшать их долю в рецептуре, с другой - снижать покупку таких готовых продуктов потребителями. Правда, если замороженная пицца, к примеру, стоила 2,50 евро, а будет стоить 2,78 евро, для покупателей это будет не сильно заметно. К тому же производители готовой еды с помощью заменителей и пищевой инженерии будут менять состав продуктов (неизвестно, насколько после этого такие продукты станут полезными).
Идея состоит в том, что фрукты и овощи станут дешевле, в то время как остальные продукты, включая вызывающие ожирение, такие как замороженная пицца и сладости, станут дороже.
Важно отметить, что налоговые изменения должны быть заметными. Например, в случае с налогом на табачные изделия небольшое повышение налогов в последние годы не привело к каким-либо значительным изменениям спроса.
Поскольку многие безалкогольные напитки имеют высокое содержание сахара и, следовательно, являются существенным фактором ожирения, в третьем сценарии, в дополнение к условиям второго сценария, безалкогольные напитки должны облагаться НДС в размере 29%. 29% - это произвольно выбранное значение, которое, конечно, немного учитывает налоговую психологию, когда ставка ниже 30%.
Тем не менее, налог на безалкогольные напитки должен быть заметным: в то время как налог на безалкогольные напитки в Беркли, Калифорния, составляет около 31 цента за 1 литр безалкогольного напитка, дополнительная нагрузка из-за нового уровня НДС составит 8 центов за бутылку кока-колы стоимостью 95 центов.
Многие страны, включая Мексику, Францию и Великобританию, уже ввели налог на безалкогольные напитки. Результаты показывают, что это положительно влияет на диету и вес. Также есть данные, согласно которым использование искусственных подсластителей, таких как аспартам или ацесульфам К, может привести к «метаболической путанице» при их употреблении, поскольку сладкий сигнал предполагает потребление энергии, но на самом деле этого не происходит и это приводит к ожирению.
Налог на безалкогольные напитки должен взиматься со всех напитков, кроме минеральной и столовой воды.
Эта таблица показывает, на сколько калорий уменьшится ежедневное потребление продуктов питания для мужчин и женщин, в том числе для людей с ожирением, в зависимости от выбранного сценария повышения НДС на продукты.
Наибольший эффект снижения заметен в налоговом сценарии 4. Сценарий 1 дает второй по величине эффект снижения. Это означает, что простая реструктуризация существующей системы НДС может внести существенный вклад в борьбу с ожирением.
В Таблице 3 показано, на сколько снизится вес у разных возрастных и весовых групп населения в течение первого года изменения НДС на продукты питания. Самое сильное снижение веса наблюдается при четвертом налоговом сценарии, наиболее интенсивном.
По вертикали даны сведения о возрасте, росте, весе покупателей.
Продолжение таблицы про уменьшение веса мужчин и женщин с ожирением:
Если придерживаться принципов здорового питания и покупать продукты с более низким НДС, то снижение веса будет постепенно продолжаться.
В Таблице 4 показана интенсивность снижения веса у людей с крайней степенью ожирения. Для них эффективнее всего четвертый сценарий НДС, при котором число мужчин с ожирением уменьшится на 12,5%, а женщин - на 6,9%.
В Таблице 6 показано снижение медицинских расходов из-за ожирения. Налоговый сценарий 4 приведет к наибольшему снижению. Вместе с косвенными затратами, т.е. теми двенадцатью, которые учитывают потерю производительности из-за ожирения, экономия составит от 4,5 до 7,1 миллиардов евро.
Таблица 7 показывает сценарии пополнения бюджета из-за увеличения НДС на продукты питания и снижения медицинских расходов на лечение ожирения и связанных с этим заболеваний. При четвертом сценарии увеличения НДС профицит бюджета будет самым большим. В дальнейшем можно будет постепенно снижать налоговую ставку.
Модельные расчеты, проведенные в исследовании, показывают, что снижение распространенности ожирения и значительное снижение медицинских расходов в системе здравоохранения Германии могут быть достигнуты за счет изменения структуры налогообложения, при которой продукты, вызывающие ожирение, станут дороже, а фрукты и овощи станут дешевле. Даже простая реорганизация НДС - фрукты и овощи 0%, все остальное 19% - уже может дать немалый эффект. Конечно, более высокие налоговые ставки приведут к большему эффекту.
Следует отметить, что представленные здесь налоговые ставки значительно ниже по сравнению с налогами, взимаемыми с отдельных групп продуктов в других странах. Налог на безалкогольные напитки, взимаемый в Беркли, штат Калифорния, например, почти в 4 раза превышает предложенный здесь НДС на безалкогольные напитки.
Тем не менее, представленные модельные расчеты показывают, что повышение налогов на нездоровые продукты питания и снижение налогов на фрукты и овощи в Германии представляют собой шаг в правильном направлении: снижение распространенности ожирения до 12% и 7%, среди мужчин и женщин соответственно, а также сокращение прямых медицинских расходов до 13% (3,8 млрд евро) всего за один год при выборе налогового сценария 4 являются чрезвычайно положительными результатами, даже если они представляют собой лишь начало решения проблемы ожирения в Германии. Настоятельно рекомендуется, чтобы политика здравоохранения, подкрепленная результатами этого исследования, использовала представленные налоговые льготы и заменила действующую систему «здоровым НДС», чтобы эффективно уменьшить острую проблему ожирения в Германии.
Материалы по теме:
-
Про ожирение жителей Германии.
-
Как создаются современные дешевые продукты питания, в том числе продукты для веганов.
-
Про нарушение работы эндокринной системы как причины ожирения.
-
Про зависимость от еды как способ скрыть ярость, гнев.
-
Итальянский отчет о том, кто именно умирает от ковида, в том числе среди привитых. Наиболее частые сопутствующие заболевания (сердечно-сосудистые заболевания и диабет 2 типа).
-
Про сахар в нашей повседневной жизни. Сколько сахара скрыто в готовых напитках, в готовых продуктах и какую этим продуктам можно найти альтернативу.
-
Сколько содержится сахара в продуктах? -
Калорийные бомбы и их здоровые альтернативы.