Добрался до классиков неоплатонизма. Плотин магию признавал, но ей особо не интересовался, не барское это дело.
Ямвлих же уделил магии, точнее теургии, малой и наименее значимой частью которой является магия, обстоятельные разъяснения. С подробностями ознакомиться легко - в Сети есть не только главная книга Ямвлиха на эту тему,
"Египетские мистерии
(
Read more... )
Comments 38
Я уже высказывался по этому поводу, но тут как раз наглядный контекст появился.
Reply
Что касается демонов и "внутрикосмических богов" (в чем разница, не очень понятно), то это вопрос натурфилософский. Я лично не вижу никаких препятствий к панентеистическому взгляду на природу - очень даже правдоподобно и красиво, что есть дриады, наяды, домовые, барабашки и прочие ускользающие от обычного взгляда, но видимые поэтам и сказочникам действенные живые существа; с ними интересней жить.
А вот насчет Бога, который сотворил все сущее, включая и пространство со временем, и которому принадлежит высший суд над миром, т.е. отличение благого от дурного, не могу согласиться. Это, по-моему, и неверно, и вредно, поскольку хитрому многобожнику позволяет думать, что он ускользнет от суда единственного Бога, надеясь на договор с другим "богом".
Истина одна, а наших заблуждений о ней много.
Reply
Reply
Reply
Про позитивизм христианских богословов в комментах я тоже не совсем согласен, смотря о каком богословии речь. Пантеистически-ходожественная красота природы -- это только слабый отблеск ее божественной красоты, созерцаемой в логосах творения в аскетике и высоком богословии.
Про суд в комментах -- это тоже, по-моему, слишком упрощенное представление о христианстве
Reply
О позитивизме. Я говорю не о красоте (не только о красоте), а об одушевленности природы. По-моему, это не очень общепринятое представление в христианском богословии. А мне не понятно, противоречит ли Благовестию такое представление.
А так, да, я в полемике, упрощаю, конечно. Это помимо невежества :)
Reply
Понимание Ямвлиха, теургия как обожение и через обожение,-- близкое к христианскому пониманию. Различие в том, что не было (до Воплощения) самого обожения (не считая исключений), а понимание, что это возможно, было:-)
+++Я говорю не о красоте (не только о красоте), а об одушевленности природы
В христианском понимании природа тоже, в своем роде, одушевлена. Через присутствие Духа в логосах творения и промысла. И это одушевление прекраснее, чем языческое. Или, лучше сказать, художественное одушевление -- (более или менее неискаженный) отблеск мистического
Reply
А насчет второго - как Вы полагаете, совместимо ли с христианством, одушевление природных вещей в персональном смысле? Так чтобы, как Франциск говорить с ними или как в сказках и былинах говорят с землей-матушкой или солнцем? Или это метафора только у поэтов? Или вовсе дурь?
Reply
Очевидно, космоса...
Хотя и κῶμος - может подойти. Отчего бы благородному дону комою и не быть участником теургической деятельности?
Reply
А что такое κῶμος или комой?
Reply
И комой - это участник хоровода.)
И вот кстати, по теме - я когда писал возражение, то сначала на язык просилось "отчего бы не побыть участником теургии". Но как-то логос возразил. Написал "быть". И однако же это тоже как-то криво.
Мысль - интуитивно - такая. Участие в теургии возможно лишь как неотменимое действо. Т. е. возврата к прежнему быть не может. Т. е., это одноразовое событие для участника.
Что на эту тему говорит традиция, интересно.
Reply
А частное мнение такое: тут два момента. Во-первых, состоялось ли участие (в отличие от просто физического, внешнего присутствия и даже действий). Во-вторых, повторные участия - это одно и то же участие, выход из разных моментов времени в одну и ту же вечность.
Reply
Leave a comment