Программа политических сил 1917-22, ч.1: Временное правительство-1 Программа политических сил 1917-22, ч.2: апрель (Ленин и коалиция) Программа политических сил 1917-22, ч.3: июльский кризис Программа политических сил 1917-22, ч.4: корниловщина Программа политических сил 1917-22, ч.5: от корниловщины к Октябрю Программа политических сил 1917-22, ч.6: Октябрьская революция Программа политических сил 1917-22, ч.7: Центральная рада Программа политических сил 1917-22, ч.8: вокруг Брестского мира Программа политических сил 1917-22, ч.9: режимы Скоропадского и Краснова Программа политических сил 1917-22, ч.10: белое подполье 1918 г. Программа политических сил 1917-22, ч.11: КОМУЧ и ВСП Программа политических сил 1917-22, ч.12: левые эсеры, июль 1918 г. Программа политических сил 1917-22, ч.13: диктатура Колчака Программа политических сил 1917-22, ч.14: Деникин и ВСЮР Программа политических сил 1917-22, ч.15: атаман Григорьев Программа политических сил 1917-22, ч.16: Махно и махновцы Программа политических сил 1917-22, ч.17: Политцентр Программа политических сил 1917-22, ч.18: ДВР От событий на Дальнем Востоке вернемся к окончанию того, что происходило в Европейской России - после падения Дона и Кубани последним оплотом белых остался Крым, а скомпрометированный неудачами Деникин в марте 1920 г. ушел в отставку, уступив место генералу Врангелю.
Меры, принятые Врангелем, были с точки зрения белых логичными, но явно запоздалыми - от чисто верхушечной и нескрываемо шовинистической позиции деникинского окружения Врангель попытался сыграть в более тонкую игру с верхними слоями крестьянства и окраинными националистами.
Его позиция по крестьянскому вопросу и мотивация произведенной им аграрной реформы описана им самим:
крестьянству, главному оплоту русской государственности, так и армии, для опоры ее на широкие крестьянские массы нужно было ясное и твердое слово о земле и слово отвечающее желаниям крестьянства, его чаяниям, мечтам. Слово закрепляемое и делом.
(...)
Крестьяне говорили, что население тех местностей, откуда они прибыли, за исключением лишь голытьбы и отбросов, крайне тяготится советской властью и коммуной [естественно, общавшиеся с Врангелем крестьяне - представители зажиточных, если не откровенно кулацких слоев и мнение о "голытьбе" имели соответствующее собственному классовому положению - О.К.]. Крестьяне желают водворения в деревне мира, порядка и государственности, они ждут закона о земле и земском управлении, но хотят сами взять в свои руки заведывание земским хозяйством и распоряжение землей; они уверяли, что поведут дело разумно, хозяйственно и справедливо, без всякой обиды и разрушения сохранившихся хозяйств частных владельцев. Только при таких условиях крестьянство, по их заявлению, поймет и признает, что дело Русской армии -- их собственное и государственное, народное дело.
(...)
революционная волна, разрушившая дворянское землевладение, уничтожила прежние основы, составлявшие дореволюционный фундамент земельной России.
Но вместе с помещиками, эта волна смыла с их родной земли и мелких крестьянских собственников, хуторян, расшатала арендаторские хозяйства и вынесла на своем гребне те темные силы, которые, под названием деревенской бедноты, осели в деревнях, терроризируя все хозяйственное трудовое население и служа главным оплотом советской власти.
Восстановить прежние условия жизни, помимо отвлеченных соображений, было конечно нельзя и практически: имения были расстроены, инвентарь уничтожен, условия найма рабочих другие; арендные ставки не могли быть нормированы; наконец, личное пребывание владельцев в пределах своих имений -- небезопасно.
Нужно было прежде всего поднять, поставить на ноги трудовое, но крепкое на земле крестьянство, организовать, сплотить и привлечь его к охране порядка и государственности.
(...)
Вся земельная реформа имеет таким образом в основе одну идею -- укрепление права бессословной частно-земельной собственности. Правда, допускаются перемены в личностях собственников. Разделяется по-новому земельная собственность. И, наконец, право частной собственности уступает всегда интересам общегосударственным. Но все же преобразуемый земельный строй зиждется всецело на крепкой связи землевладельца-хозяина с его землей, на полном праве его не только владеть и пользоваться, но и распоряжаться своим участком, а впредь до выдела его в натуре -- иметь право на выдел такого участка.
(...)
Таким образом, приказ о земле отказывается прежде всего от идеи общего наделения. Нет и мысли о даровой раздаче земли.
В соответствии с этим, аграрная реформа (в тот момент, когда врангелевцам удалось занять часть уездов Северной Таврии) и начала проводиться в жизнь - согласно "Приказу о земле" и сопутствующим документам.
Отчуждению подлежали "пахотные, сенокосные и выпасные угодья имений казенных и государственного земельного банка, и все излишки частновладельческих имений, превосходящих установленные размеры неприкосновенно сохраняемого за каждым хозяином владения" (размеры неотчуждаемой земли определялись по каждой волости, но утверждались центральным правительством). Выкуп за землю составлял пятикратную среднегодовую стоимость ее урожая, который должен был выплачиваться в течение 25 лет. Он уплачивался государству, которое в свою очередь рассчитывалось с собственниками.
Значительные уступки были сделаны кулачеству (не подлежала отчуждению земля, полученная в собственность в результате столыпинской реформы) и духовенству (не подлежала отчуждению церковная, монастырская и вакуфная земля).
Следующими вопросами стали введение земства (вначале с уровня волостей) 15 (28) июля.
В национальном вопросе вместо "единой и неделимой" Врангель выпустил "Декларацию по национальному вопросу", обещавшую федеративный строй народам бывшей Российской империи.
Из стран Антанты, Британия пыталась принудить красны и Врангеля к перемирию, тогда как французы наиболее активно поддерживали (и объявили о признании де-факто) врангелевский режим.
Открытым остается вопрос о подлинности опубликованного в английской газете "Дейли Геральд" 30 августа 1920 г. текста соглашения врангелевского правительства с Францией, согласно которому в порядке конверсии долга "возрожденная" Россия должна была передать Франции железные дороги, таможни на Черном и Азовском морях, а также "излишки" хлеба и четверть добычи угля Донбасса.
Запоздалая попытка опереться на зажиточное крестьянство в вынужденном служить для белых базой Крыму успеха в конце концов не принесли - в ноябре 1920 г. армия Врангеля была разгромлена. остатки эвакуировались за границу.
ИСТОЧНИКИ:
(1) Врангель П.Н. Записки. Книга вторая : Глава III. Приказ о земле и волостном земстве:
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8._%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F_(%D0%92%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C)/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_III(2) Альф И. и др. Антанта и Врангель. Сборник статей. Выпуск 1. М., Пг.: Государственное издательство, 1923:
https://www.twirpx.com/file/1944388/(3) Какурин Н.Е. Как сражалась революция. Том 1. 1917-1918 годы. М.: Политиздат, 1990:
https://www.twirpx.com/file/1158679/(4) Какурин Н.Е. Как сражалась революция. Том 2. 1919-1920 годы. М.: Политиздат, 1990:
https://www.twirpx.com/file/1158806/