Субботний/воскресный ликбез-146: программа политических сил 1917-22, ч.17: Политцентр

May 12, 2019 16:49

Программа политических сил 1917-22, ч.1: Временное правительство-1
Программа политических сил 1917-22, ч.2: апрель (Ленин и коалиция)
Программа политических сил 1917-22, ч.3: июльский кризис
Программа политических сил 1917-22, ч.4: корниловщина
Программа политических сил 1917-22, ч.5: от корниловщины к Октябрю
Программа политических сил 1917-22, ч.6: Октябрьская революция
Программа политических сил 1917-22, ч.7: Центральная рада
Программа политических сил 1917-22, ч.8: вокруг Брестского мира
Программа политических сил 1917-22, ч.9: режимы Скоропадского и Краснова
Программа политических сил 1917-22, ч.10: белое подполье 1918 г.
Программа политических сил 1917-22, ч.11: КОМУЧ и ВСП
Программа политических сил 1917-22, ч.12: левые эсеры, июль 1918 г.
Программа политических сил 1917-22, ч.13: диктатура Колчака
Программа политических сил 1917-22, ч.14: Деникин и ВСЮР
Программа политических сил 1917-22, ч.15: атаман Григорьев
Программа политических сил 1917-22, ч.16: Махно и махновцы

Призрак «демократической контрреволюции», которой был посвящен один из предыдущих впусков серии, был ненадолго реанимирован в Восточной Сибири осенью 1919 г., однако тогда ситуация резко отличалась от лета 1918 г. - если полутора годами ранее правые социалисты нанесли Советской власти сильный удар, а потом с весьма слабым сопротивлением (и через множество компромиссов, предшествовавших финальному перевороту) отдали власть правым, то после года преследований при колчаковском режиме эсеры поучаствовали в его добивании, но без сопротивления отдали власть большевикам.

Сделать это им удалось уже после потери белыми колчаковской «столицы» Омска в новой столице, Иркутска, где позиции эсеров были сильны даже во времена расцвета колчаковской диктатуры. Грядущий крах режима был настолько очевиден, что о необходимости серьезного сдвига в политике правительства и его кадровом составе стали говорить даже такие деятели, как В.Пепеляев, Гинс и Вологодский. Сам же Колчак оказался вынужден маневрировать между сторонниками «демократического» курса (олицетворением которого стал Виктор Пепеляев, ранее не замеченный в демократических настроениях - 22 ноября он сменил Вологодского на посту премьера) и прояпонским атаманом Семеновым - в отличие от стремивших задержаться в Сибири надолго японцев другие держав Антанты и чехословаки к осени 1919 г. относились к провалившемуся Колчаку весьма недружелюбно.



У эсеров же еще ранее, летом из Всесибирского крайкома партии выделился вступивший за более последовательную борьбу с колчаковщиной Сибирский союз социалистов-революционеров («активисты»), а в октябре - Автономная сибирская группа группа социалистов-революционеров («автономисты»). 12 ноября 1919 г. меньшевиками, эсерами и деятелями местного самоуправления был создан подпольный Политический центр во главе с эсером Флорианом Федоровичем. Согласно декларации Политцентра, он плаировал «1. Прекращение состояния войны с советской Россией, 2. Борьба с внутренней реакцией, нашедшей свое наиболее яркое выражение в «атамановщине» и поддерживаемой империалистической Японией, 3. Установление договорных отношений с революционными государствами в целях совместной самозащиты от мировой реакции».



Ф.Ф.Федорович

В ноябре 1919 г. колчаковские власти также подавили эсеровское выступление во Владивостоке, после чего иркутские эсеры и меньшевики окончательно приняли решение о выступлении. По словам участника событий меньшевика Ахматова, даже правая их часть, изначально настроенная против восстания, согласилась «1. на необходимость искреннего мира с Советской Россией; 2. на необходимость объединения революционных государственных образований Срединной Европы и революционных образований, возникающих на российской территории в целях общей самозащиты против империалистических правительств и 3. на необходимость однородно-социалистической власти».

21 декабря антиколчаковское восстание началось в Черемхово, а 24 - в самом Иркутске. Сам Колчак, отступавший вместе с золотом запасом (при этом регулировалось движение поездов в условиях всеобщего бегства комиссией, в которой заправляли союзники), до Иркутска сам так и не доехал - 25 декабря он был задержан в Нижнеудинске чехословаками и впоследствии выдан Политцентру. 4 января 1920 г. сопротивление сторонников Колчака в Иркутске прекратилось, 15 января его привезли в город уже как арестованного.

Довольно быстро оказалось, что Политцентру не от кого больше ждать поддержки, кроме как от Красной Армии и иркутских сторонников большевиков - с одной стороны, Иркутску угрожал Семенов из Забайкалья, с другой - двигавшиеся на восток каппелевцы. Планы эсеров и меньшевиков создать в Восточной Сибири буферное государства с буржуазно-демократическим режимом не удались - 21 января Политцентр передал власть Иркутскому военно-революционному комитету.

Впрочем, полным поражение меньшевиков и эсеров не было - большевики согласились на создание такого государства с легальной деятельностью не только правых социалистов, но и несоциалистов - но лишь к востоку от Байкала. Этим государством стала Дальневосточная Республика, провозглашенная уже в апреле 1920 г.

Иссточники:
(1). Г.З. Иоффе. Колчаковская авантюра и её крах, глава 9
(2) И.В. Берснева. Иркутское восстание конца 1919 - начала 1920 гг.
(3) Гусев Кирилл. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции
(4) Дроков С.В. Адмирал Колчак и суд истории, глава 1

субботний ликбез, белые, эсеры, Гражданская война

Previous post Next post
Up