Начало:
Программа политических сил 1917-22, ч.1: Временное правительство-1 Программа политических сил 1917-22, ч.2: апрель (Ленин и коалиция) Программа политических сил 1917-22, ч.3: июльский кризис Программа политических сил 1917-22, ч.4: корниловщина Программа политических сил 1917-22, ч.5: от корниловщины к Октябрю Программа политических сил 1917-22, ч.6: Октябрьская революция Программа политических сил 1917-22, ч.7: Центральная рада Первыми значимыми противниками еще единого советского лагеря (большевиков и левых эсеров) выступили атаман Каледин (7(20) ноября 1918 г. провозгласивший "временную" независимость Донской области до "образования законной всероссийской власти"), разгромленный уже в конце январе 1918 г., и правоэсеровское большинство Учредительного собрания.
Учредительное собрание на первом и последнем заседании в ночь с 5 (18) на 6 (19) января отказалось принимать уже принятую ВЦИК "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", после чего большевики, а затем и левые эсеры ушли с собрания, оставив его без кворума (хотя общей численности избранных эсеровских, меньшевистских и несоциалистических депутатов для кворума бы хватило, но к первому заседанию в Петроград прибыли не все). Оставшиеся, преимущественно правоэсеровские, депутаты, успели
принять закон о национализации земли (до того в составе Временного правительства эсеры так и не реализовали этот пункт из собственной программы. реализованный уже большевиками после Октября), обращение к странам Антанты с призывом начать переговоры о всеобщем мире (декларативно от этого не отказывались и советские власти, однако Антанта уже успела отказать в этом) и постановление, объявляющее Россию федеративной и демократической - но не советской - республикой.
После окончания заседания (знаменитое "караул устал" - впрочем, сами депутаты устали не меньше и разошлись без сопротивления, надеясь собраться вновь) власти закрыли вход в Таврический дворец, а ВЦИК принял постановление о роспуске Учредительного собрания.
Влияние этих событий оказалось очень слабым (к власти на части территории России, в среднем Поволжье, эсеры из Комитета членов Учредительного собрания смогут ненадолго прийти только летом 1918 г., на штыках чехословаков) куда важнее оказался последующий кризис вокруг Брестского мира.
Первые переговоры о перемирии между Россией и Центральными державами (Антанта отказалась от переговоров. как и от признания Советской власти; дипломаты нейтральных стран также не приняли обращения с просьбой о посредничестве) начались 19 ноября (2 декабря) и привели к подписанию перемирия на неделю с 24 ноября (7 декабря) по 4 (17) декабря, а затем - перемирия на 28 суток (автоматически продлеваемого и со сроком уведомления при выходе 7 суток) с 4 (17) декабря.
Переговоры о мире начались 9 (22) декабря, и германская сторона вначале формально признала советское предложение мира без аннексий, однако при последующих переговорах истолковала его весьма своеобразно, заявив о том, что оккупированные Германией во время войны территории уже заявили об отделении от России (имелись в виду декларации марионеточных администраций Польши и оккупированных прибалтийских территорий) и, более того, якобы жители неоккупированных территорий Латвии и Эстонии желают "воссоединиться" со своими "самоопределившимися" соплеменниками.
Как троянский конь была использована и делегация УНР, в тот момент фактически терпевшей военное поражение от советских войск, однако признанная Центральными державами как участница переговоров.
18 (31) декабря СНК принял решение о максимальном затягивании переговоров и о назначении главой делегации на новом этапе переговоров вместо Адольфа Иоффе самого наркома иностранных дел Троцкого.
5 (18) января 1918 г. генерал Гоффман предъявил советской делегации откровенно аннексионистские требования, и советская делегация прервала переговоры, заявив о необходимости ознакомить с этими требованиями правительство, отбыв обратно в Петроград.
Именно дальнейшее обсуждение и породило не только отрыв левых эсеров, но и едва не дошедший до формализованного раскол среди самих большевиков.
Николай Бухарин - фактический лидер "левых коммунистов", выступивших против заключения мира на германских условиях
7 (20) января Ленин написал, а на следующий день представил партийному руководству "
Тезисы по вопросу о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира", в которых заявил, что в условиях фактического отсутствия армии у Советской России и сохранения боеспособности Германии (порожденные голодом выступления, на которые большевики возлагали определенные надежды, к революции ни в Германии, ни в Австро-Венгрии не привели) продиктованный Германией мир является неизбежным выходом, хотя дальнейшее затягивание переговоров еще возможно.
В условиях, когда Бухарин и многие другие деятели партии выступили за революционную борьбу, а Троцкий занял промежуточную позицию о выходе из войны без заключения договора - именно эта точка зрения была принята ЦК как компромиссная. Согласился ЦК и на ленинское предложение о дальнейшем затягивании переговоров. Такой же по смыслу оказалась и декларация III Съезда Советов от 14 (27) января.
Переговоры завершились тем, что 28 января (10 февраля) Троцкий как глава советской делегации заявил, что Россия выходит из войны и демобилизует армию (фактически уже не существовавшую), но не принимает германских условий.
На заседании ЦК 17 февраля предложение вновь обратиться к Германии насчет мирных договоров было отклонено 6 голосами (Бухарин, Иоффе, Крестинский, Ломов, Троцкий, Урицкий) против 5 (Ленин, Свердлов, Сокольников Смилга, Сталин). Тем не менее, получив сведения о готовящемся германском наступлении, Советское правительство в ночь с 18 на 19 февраля сообщило по телеграфу о принятии германских условий мира, однако Германия возобновила наступление (нарушив и условие о 7-дневном сроке уведомления о выходе из перемирия) и 23 февраля предъявила более тяжелые условия мира.
23 февраля, после того как Ленин был вынужден угрожать своей отставкой из СНК и ЦК, а Троцкий убедился в безнадежности положения, условия мира были приняты ЦК 7 голосами (Ленин, Свердлов, Сталин, Зиновьев, Сокольников, Смилга, Стасова) за против 4 (Бубнов, Бухарин, Ломов, Урицкий) при 4 воздержавшихся (Дзержинский, Иоффе, Крестинский, Троцкий).
Фактические территориальные потери Советской России в 1918 году
Теперь вопрос предстояло решить государственным органам - ВЦИК принял условия мира, хотя помимо левых эсеров, против проголосовали и нарушившие партийную дисциплину Бухарин и Рязанов.
Заявления против мира приняли также Московское областное бюро РСДРП(б) (при котором стал выходить орган противников мира "Коммунист") и ряд местных Советов.
3 марта "похабный мир" был подписан, 8 марта - 30 против 12 при 4 воздержавшихся делегатов VII Съезда РКП(б) проголосовали за его ратификацию.
16 марта мир был ратифицирован с советской стороны IV Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, а выступившая против ПЛСР вышла из правительства. Тем не менее, левые эсеры остались работать в советских органах, включая армию и ВЧК до открытого столкновения в июле.