Мотивация труда при коммунизме

Apr 16, 2020 07:25

Постоянно возникает один и тот же вопрос - некоторые утверждают, что коммунизм невозможен, поскольку невозможен труд без принуждения. Ну что ж, когда-то считалось, что невозможна жизнь без рабства, а труд - без кнута, и это тоже на полном серьезе доказывали. Хотя как доказать подобные вещи? Здесь речь только об интуитивном понимании, а оно ( Read more... )

коммунизм, будущее-плюс, труд

Leave a comment

Comments 287

vitus_wagner April 16 2020, 05:39:30 UTC
Наука как раз во все времена могла работать ТОЛЬКО на внутренней мотивации, только на энтузимазме. Века до XVIII включительно наука вообще была в основном развлечением людей обеспеченных, тративших на это свои деньги. Лавуазье, например, по основной специальности откупщиком был, через что во время Великой Французкой Революции головы и лишился.

Когда в науку пошёл потох людей, понявших, что тут можно денег заработать, тут-то она и начала проседать. Да, конечно в организованной науке есть места где можно работать от сих до сих. Но беда в том, что желающие не получить результат а заработать, могут почти все свое рабочее время посвящать не работе, а карьере. Писать заявки на гранты, интриговать против коллег и в т.д. И в результате одно-два десятилетия, и все - научную работу внутри научной организации делать невозможно.

Reply

blau_kraehe April 16 2020, 06:15:47 UTC
То есть и здесь возникает противоречие между общественной (энтузиазм) и личной мотивациями. Призвание и энтузиазм можно считать общественной, бескорыстной мотивацией (хотя кто-то скажет, что и это "для себя" - но для себя в другом смысле).

Видимо, этот вопрос на первых двух этапах должен решаться так, что работа ученого оценивается не по количеству, например, статей в каких-то признанных журналах или цитированию (как сейчас), а по практическим результатам. Повысил урожайность - молодец, вот тебе пирожок.

При этом возникает проблема с теоретической наукой. Здесь, наверное, надо оценивать так же, как труд писателя - есть монография, которая переворачивает представления, оценена научным сообществом, признана - значит, это результат. Нет такой... может, результат и есть, но извини, придется дальше работать на энтузиазме, пока не найдешь способ донести свои идеи до общества.

Reply

vitus_wagner April 16 2020, 06:36:25 UTC
1. Я здесь не вижу противоречия между общественной (признание в среде коллег) и личной (удовлетворение любопытства) мотивацией. Противоречие тут есть между формальными Key Performance Indicators и реальными результатами работы ( ... )

Reply

integral82 April 16 2020, 08:34:39 UTC
//А вот кстати, как быть с людьми, подобными Зиммельвайсу? Которых профессиональное сообщество третирует и гонит? //
Если почитать ЖСТЛ (жизненную стратегию творческой личности), то выяснится, что новое в большинстве случаев сразу не признается и начинается именно "с гонений". И чем радикальнее прорыв, тем больше сопротивление. Так что может будут наши потомки удивляться как мы LENR просмотрели, тратя огромные деньги на термояд. И не признавали эфиродинамику (на данный момент наиболее продвинутая эфиродинамика Магницкого - сам он серьезный математик) и т.д.

А может даже дойдет, что у нас возникнет раскол в науке и окажется, что альтернативная наука - это всерьез и надолго (как в свое время Христианство раскололось на православных и католиков , которые друг друга предали анафеме).
Будут потом еще соревнования проводить в стиле "покажи, что твое кунфу круче моего кунфу".

Reply


cordiamin April 16 2020, 05:54:25 UTC
"Но найдется ли достаточное количество энтузиастов" вот эту задачу, на мой взгляд, решает всеобщее бесплатное образование, всеобщность которого повышает шанс выявления талантов и энтузиастов и снабжения их необходимыми знаниями. Сейчас же образование подалось в какую-то избирательную ересь, где проводится отбор "талантливых" (а на самом деле амбициозных) детишек, которых помещают в тепличную атмосферу потакания их эфемерным "талантам".

Reply

warptalon April 16 2020, 06:58:05 UTC
У Ника Перумова в одной книге была страна которой управляли некроманты, а трудящимися там были как несложно догадаться зомби. Это еще лучше всякого энтузиазма.

А вот бесплатного образования не надо. Троечники будут лезть в начальство и прочие хлебные местечки, там где требуется ответственность их присутствие приводит к катастрофам. Потому, только за деньги, только элита.

Reply

cordiamin April 16 2020, 07:36:44 UTC
"бесплатного образования не надо... только за деньги, только элита"

Мы видим, где сейчас обретается элита, получившая образование за деньги.
Троечники никогда не пролезут наверх там, где требуются профессионалы. Свойство, кумовство и блат как раз свойственны системам, построенным на принципе элитарности. Это Россия последние тридцать лет.

Reply

warptalon April 16 2020, 07:43:17 UTC
Элиту мы не видим.

Троечникам без разницы кому что требуется. Они просто пролезают, явочным порядком. В одном посте давно читал что если в театре кто то смачно наплюет на пол и его не выведут, через неделю так будут делать все. С пролезанием троечников та же ситуация.

Reply


integral82 April 16 2020, 06:03:05 UTC
Добрый день ( ... )

Reply

vitus_wagner April 16 2020, 06:41:29 UTC
Есть у меня сомнения насчет того, что сопромат можно не учить. Если все потребности сводятся к тому, что хочется ну примерно такую же фигню, как во всех магазинах лежит, только фиолетовую в крапинку, тогда можно. Тогда потребности в расчетах не будут выходить за пределы возможностей стандартных программ.

Но для того, чтобы создать что-то принципиально новое, нужно это новое сначала вообразить. Причем вообразить так, чтобы потом программа подтвердила - да, это будет работать, да, имеющиеся материалы выдержат.
А вот для этого надо сопромат не просто знать, его надо интуитивно чувствовать, на уровне подсознания.

Иначе вместо прогрессивной и полезной машины получится какая-нибудь фигня, которой полны голливудские фильмы и компьютерные игры.

Reply

integral82 April 16 2020, 06:50:56 UTC
Ну если выражаться точнее - то учить сопромат будут, по совсем по другому. Что сейчас учат в сопромате? Как свести задачу к стандартной, как выполнить расчеты. А теперь представим, что мы дошли до уровня люденов Стругацких. Это будет уже некий "сверхРазум"- где он только смотрит на конструкцию и сразу видит - упадет она или нет, в каких точках опасные напряжения и чему они равны и т.д. (прямая связь с компьютером через шлем и дополненное реальность позволяют реализовать подобное уже в скором будущем).

Это можно сравнить с тем, как видим мы зрячие - и как слепой ощупывает поверхность, меряя расстояния между точками и пытаясь что-то понять (к слову подобную аналогию приводил и Ефремов в "Часе Быка").
Ведь мы же тоже не задумываемся над тем как глаза обрабатывают информацию - они нам сразу выдают готовую картинку, на основе которой мы уже и действуем.
P.s. Кстати, погуглите о BIM-системах в строительстве (Building Information Model) - подобное начало создаваться прямо сейчас!

Reply

vitus_wagner April 16 2020, 07:29:48 UTC
Это не уровень люденов Стругацких. Это уровень обычного талантливого инженера ( ... )

Reply


suka_san April 16 2020, 06:07:14 UTC
(плачет) не могу смотреть фильмы советские сейчас. Потому что "как в капле воды", да. От счастья трудиться-до отсиживания на ненавистной работе. И это шло фоном, ибо будни обычных людей. к тому времени, как я выросла, понятие "сознательность" (сейчас говорят осознанность) настолько замылилось, что от него отмахивались и смеялись. "Афоня", "Гараж", "Пена"-всё туда, несть числа таким фильмам. "Премия"-апофеоз, и как она была высмеяна. А пятидесятые?! "Дом, в котором я живу (геолог)", "Дело было в Пенькове (Тоня)", "Весна на Заречной улице". Но кажется это были последние фильмы и последнее десятилетие. "Лёгкая жизнь"-уже о сделавшем выбор в пользу денег человеке ( ... )

Reply

blau_kraehe April 16 2020, 06:18:35 UTC
Да, советские фильмы очень четко отражают все эти изменения в обществе. Это заметно.

Reply

suka_san April 16 2020, 06:40:03 UTC
Там прям по десятилетиям можно брать 9не обязательно шедевры) и составлять картину. То, что было неважным-как воздух, например, дышишь и не замечаешь-сейчас выходит на первый план. Вот "По семейным обстоятельствам", самое начало.
-Не можете работать на этой работе?! переходИте на другую, переведём!!! (с)
Сейчас по ощущениям и желаниям фильмы 50-х на удивление самые близкие. "Большая семья", например.
-Кто ему подсказал? Басмаанов, мастер. Лёшка забыл. А Я ПОМНЮ!!! (с))))

Reply

integral82 April 16 2020, 06:42:17 UTC
Ну можно подойти шире - подумать как вообще формируется мотивация.
Ведь мотивация что-то делать - рождается из положительной обратной связи: сделал лучше - получил результат лучше и т.д.
А вот теперь начнем с крестьян. Он знает, что если не посадит и не соберет урожай - умрет с голоду. Да собственно и отчужденность от труда минимальная (если на своем поле, а не на барском).
И вот крестьянин пришел на завод. Казалось бы - сделал больше, получи больше. Но дальше вклинивается странная диалектика - сделал намного больше нормы - и всем урезали расценки. Противоречивые тенденции, как учил дедушка Ленин))
Ну понятно, что такая постановка вопроса мотивацию подрывала - ведь и себе хуже сделал и товарищам по цеху.
P.s. Конечно, все несколько сложнее - ведь и одни удачи и одни неудачи демотивируют, а лучшая мотивация - чередование удач и неудач в определенной соотношении, но єто в данном случае детали.

Reply


suka_san April 16 2020, 06:10:40 UTC
"Зависит от нас", помните? Вот коллеги Ваши. Вот сознательность-что чем чаще, чем чётче картина-тем проще всем, легче больным. Вот она солидарность и всё что хотите. Вот она война-они на войне! После вируса вы будете однополчане, как ни крути. А это не про деньги.

Reply

blau_kraehe April 16 2020, 06:20:52 UTC
Ну у нас на самом деле не такое уж колоссальное отличие от обычной ситуации... У нас всегда люди умирают, кто-то тяжело болен, заразы тоже бывают разные. Но даже это небольшое отличие - что в общем, напряжены вокруг все (а не только мы сами, как всегда), вся страна и даже мир, и мы как бы в первых рядах этого всего безобразия - оно уже заметно меняет психологию.

Reply

suka_san April 16 2020, 06:42:50 UTC
Согласна.
А помните Бендера и его миллион?)))))))))))
-Миллион тон чугуна!!!
Как он недоумевал, чему же радуется эта нищая юность?! что они так переживают за какие то заводские дела, но счастливы, а он с миллионом готов вздёрнуться?!)))

Reply

warptalon April 16 2020, 07:25:30 UTC
Юность часто радуется, причина ей для этого не нужна даже. И если бы Бендер мог просочиться через границу с миллионом в Ниццу, он бы нашел чем там себя занять.

А здесь ему зачем миллион? Я читал версию что Корейко понимал, НЭП скоро закончится потому так шифровался, а Бендер просто не понимал немного где находится. А вот автор романа понимал и сказал сценой в поезде. Зачем Бендер рассказывает притчу о Агасфере? Гейнрих говорит что СССР это новый мир, но пойдет по пути старого. А вот и не новый и не мир, отвечает Бендер. Агасфер не может умереть до страшного суда, значит суд был, не так давно, и находимся мы все где? В раю? Но что то не похоже это на рай.

Reply


Leave a comment

Up