Социальная кибернетика и психотроника, или вывих мозга как общественная парадигма - 38

Dec 13, 2014 15:51

Части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30-1, 30-2, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37.

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

Почесав репу о спиритизм, коллективное бессознательное и интеграцию психологического опыта, мы отвлечемся на вопросы более нам привычные. Мы уже приблизительно представляем себе прелести и вкусности нашей подкорки, и нас, несомненно, волнует вопрос - а как же мы жили раньше, когда не было доброго Фрейда и еще более доброго Юнга? Тут ведь что любопытно - бессознательное было всегда ("губа будет всегда" - (ц) неизвестный замполит), а такие замечательные вещи, как психоанализ, появились совсем недавно... Как оно было, там, в темных веках мракобесия и опиума для народа?

Ребят, там было зашибись. По сравнению с нынешним "просвещенным" веком там было просто замечательно.

До того, как эти яйцеголовые вторглись на территорию человеческой души с мензурками, пробирками, линейками и чьей-то матерью, с бессознательным и его патологическими проявлениями разбирались совсем другие люди. Бодрые и умелые. Жизнерадостные и трудолюбивые. Шаманы, жрецы, деятели культа, монахи, батюшки... Поскольку встретить настоящего шамана вам вряд ли повезет (мне не повезло), а в монастырь вас не пустят, мы ограничимся батюшками. Теоретически можно было бы сделать пару замечаний и об исламе, буддизме и так далее - но мы не будем. Лучше владеть материалом хоть как-то, чем оперировать экзотическим бэкграундом. Но поверьте мне - и в исламе, и в буддизме все примерно так же...

Быстро прыгаем в тему. В старину, когда не было идеологического отдела ЦК и сменивших его пиар-агентств, все было просто. Царь царил, бояре (аналог нынешних олигархов) предавались неге и разврату, народ народил, и рядом со всем этим существовал огромный институт ловцов душ человеческих, говоря по-простому - церковь. Вот церковь-то бесов и гоняла, много-много лет, и еще как гоняла...

Первое, что нам нужно понимать, это то, что в основе отправления культа лежит ритуал. Неважно, стоите вы на службе или исповедуетесь батюшке - это ритуальное действо, то есть действо, наполненное особым смыслом. И этот особый смысл создает особый настрой, особую концентрацию внимания, особый психоэмоциональный фокус. Если вы считаете, что чтение Библии на кухне сделает из вас святого - вы глубоко ошибаетесь. Единичные случаи были, конечно, но это аномалия. Роль особого фокуса нами уже рассматривалась мельком, когда мы говорили о роли школьной формы в образовании. Особый фокус создает для вас условия, когда вы можете полностью сосредоточиться на особых вопросах. Если в церкви появляются панки - их надо гнать поганой метлой. Даже цари и императоры, приходя в церковь, стояли службу, как все. Как положено стоять службу в церкви.

Особый характер фокуса в религиозном акте заключается в том, что вы сосредоточены на душевных, духовных, а не мирских делах. Отправляющий религиозное действо человек стоит перед богом, который все знает, с которым бесполезно торговаться... Бог есть абсолютная сущность, и как у любой абсолютной сущности - его энергетика абсолютна. Психоэмоциональное содержание бога с точки зрения религиозного человека в первую очередь связано с абсолютной силой. Именно поэтому, кстати, в церкви случались всевозможные видения (то есть визуализации бессознательного опыта) и прочие чудеса. Сочетание абсолютной энергетики и специфического характера фокуса создает весьма мощный психоэмоциональный комплекс, энергетика которого позволяет "давить" довольно-таки серьезные психоэмоциональные проблемы.

Здесь необходимо понимать тот факт, что традиционное общество формировалось веками, традиционная культура является естественной для человека. Посему наличие такого абсолютного психоэмоционального комплекса является стабилизирующим общество фактором. А способность такого комплекса перекрывать своей энергетикой - если вы, конечно, являетесь носителем этой культуры - всякие проблемные ситуации благотворна. В истории человечества было множество искусственно сконструированных культов, и многие из них процветают даже и сейчас, но ни один из них не будет абсолютным по своей энергетике и благотворным по своим последствиям. Общество, в котором много культов, не является более социально развитым - оно более ущербно и уязвимо психоэмоционально.

Посещая церковь, я обратил внимание на то, что в православии службы идут по календарному плану, на основании плана чтений. На улице всеобщее процветание, или война какая - все равно есть план чтений. И это не случайно. Объектом воздействия в религии является душа, и именно душа, как сущность, обладающая определенной структурой, требует к себе пристального внимания. Церковный план чтений создан так, чтобы в течении определенного периода времени "проработать" все наиболее важные аспекты жизни человеческой души. Именно поэтому церковь не отвлекается на какие-то, пусть и яркие, события из окружающего мира. Если церковь начнет отвлекаться на политику - душа останется неухоженной. Как это и случилось практически со всеми реформаторскими течениями в христианстве. Да, использование абсолютной психоэмоциональной энергетики для решения политических вопросов - манит. Хочется иметь абсолютную психоэмоциональную энергетику, да в своем распоряжении, верно? Церковь - не дает. Потому что если всем давать - поломается кровать...

Следующим важным фактором в религиозной жизни является намоленность. Вы должны намаливать себя, молиться каждый день утром и вечером. А в исламе, так вообще - молись пять раз в день. Зачем это нужно? Особая направленность ума, духовная направленность ума - это вполне себе нормальная концентрация внимания. Если вы не умеете концентрировать внимание - вы никогда не сможете достичь чего-то. Намаливая себя, вы приучаетесь концентрировать внимание, и концентрировать его на тех аспектах, которые в обыденной жизни не выходят на первый план. Не намаливая себя, вы потеряетесь во время службы. Практика постоянной концентрации внимания, порождаемая самой христианской культурой, и постоянно тренируемая исполнением утренней и вечерней молитв - помогает не только в церкви, но и в жизни. Религиозный человек выносливее и неутомимее в работе, он более продуктивен, и это происходит потому, что он умеет управлять своим вниманием.

Волевое управление вниманием - вот как это называется. Мы уже говорили о клиповом восприятии и порождаемых им проблемах. Катехизис - лучший способ справиться с проблемой недостатка внимания, в определенной культурной среде, конечно.

Не менее важно то, что катехизис концентрирует внимание человека - через молитву - на жизнь души. Человек не просто читает текст. Человек его переживает. По сути своей, переживание молитвы поднимает и актуализирует те блоки психологического опыта, которые отвечают за этику, за общение с другими людьми, за отношение к ним и к самому себе. Если у человека где-то есть небольшие проблемы, каковые проявлены в виде эмоциональных комплексов - молитва позволяет "рассосать" негативное содержание, ослабить комплекс. Молитва сама по себе благотворно отражается на психическом здоровье.

Теоретически, некоторые виды психологических методик - например, самовоспоминание, аутотренинг и так далее - также способны дать похожий эффект. Однако ваши усилия в аутотренинге - это всего лишь ваши усилия, да и степень проработки конкретной проблемы - в лучшем случае вы десяток раз по ней пройдетесь - и постоянная "полировка" молитвой два раза в день на протяжении многих лет - как вы понимаете, это две большие разницы. Это не значит, что аутотренинг, например - плох. Нет. Он превосходен. Но вы не будете им заниматься по два раза в день много-много лет. А утреннюю и вечернюю молитву - будете совершать, тем более, что это штука интегральная, действует комплексно и имеет много-много проявлений, в отличие от конкретного сеанса АТ, который нацелен - на один только вопрос.

Пару лет назад моя знакомая просила меня посидеть с грудным ребенком. Ей нужно было к врачу, и кто-то должен был помочь. Каждая поездка длилась часа два. Я брал ребенка на руки и про себя пел пяточисленные молитвы. Ребенок прекрасно спал, несмотря на шум с улицы и у соседей, и что интересно - руки у меня после этого не отваливались. С Божьей помощью, как говорится...

Вот вполне жизненный пример интегрального воздействия молитвы. Ни одни Рейки вам такого не дадут. Никогда.

Следующим после катехизиса видом деятельности является служба. Собираются в помещении... Нет, оно не тесное, но почему-то людей всегда хватает, чтобы сделать его тесным... Так вот, собираются в помещении люди и начинается служба. Служба идет долго. Тесно. Иногда - особенно, если служба происходит в пещерах - воздуха не хватает, свечи, опять же. Жарко (даже зимой, но по ногам тянет), неудобно, не размяться - часа два. Но это еще не все. По своей структуре служба гораздо сложнее ежедневных молитв. Намного труднее держать внимание, не отвлекаться. Во время службы, особенно, если вы новичок - накатывает психологическая усталость. А стоять службу надо, вы перед богом стоите, да...

Можно ли было сделать попроще? Побыстрее? Лавочки, как у католиков, придумать? Наверное... Почему не сделали?

Я уже вспоминал про два часа пяточисленных молитв. Просто возьмите на сгиб локтя трехкилограммовый пакет муки или сахара, и походите по квартире. И так, чтобы не шевелить. Даже если вы качок - рук не будет. Затекут. Если без молитвы. Длительность и строгость службы в православии не случайна. И здесь есть целых два фактора.

Первый фактор - групповая суггестия, с каковой мы познакомились, собственно говоря, в самом начале цикла. Все молящиеся в храме поддерживают друг друга. Психоэмоционально поддерживают. Даже если вы теряете фокус, отвлекаетесь от молитвы - вам проще вернуться, потому что те, кто вокруг вас - молятся. На групповой суггестии мы имеем более мощное воздействие. В одиночку вы так не сможете намолиться, как на службе.

Второй фактор - физическое неудобство. Два часа стоять - это не фунт изюму. Накапливается раздражение, усталость, прочие негативные эмоции. И все это - преодолевается вами в процессе молитвы. С помощью групповой суггестии, естественно. Встречаясь после этого в обычной жизни с ситуациями дискомфорта, вы справитесь с ними легко. Просто потому, что у вас уже есть навык преодоления неудобств. Навык, который вы получили на службе в церкви.

Более того. Среди молящихся есть люди с более устойчивой психикой и менее устойчивой. Если вы экзальтированный человек, неудобство не даст вам "улететь". Это такая страховка от всяческих трансовых состояний. Мало того, что обращение к Богу, как к психоэмоциональной сущности с абсолютной энергетикой - формирует сильные эмоции, так тут еще и групповая суггестия. В таких условиях поймать измененное состояние сознание, peak expirience, выйти в пограничку - как два пальца об асфальт. Неудобство, испытываемое в православной церкви во время службы, сбрасывает излишек эмоций.

Если вы намолены, то неудобств на службе испытывать не будете. А излишек эмоций как раз и уйдет на компенсацию утомления. А если вы новичок - да, вам будет слегка неудобно. Зато - вы получите превосходную тренировку. И все это - помимо того культурного контекста действа, каковой контекст мы в этой серии статей не обсуждаем...

В католической церкви, где есть лавочки в соборах - было много-много случаев экзальтации во время службы. Более того, в католичестве присутствует институт экзорцизма. То есть вот нарушили люди технику безопасности - и получили периодические выбросы бессознательного, обусловленные пиковыми эмоциональными напряжениями у хреново подготовленных верующих... А еще кроме лавочек - поставили органы и музыку играют. Ребят, тут одно из двух - или служба, или музыка...

Наконец, мы с вами приблизились к исповеди. Исповедь - одно из таинств церкви. Вы можете годами ходить на службы, ни разу не исповедоваться, на вас будут поглядывать, конечно - но слова не скажут. Если же вы решите исповедоваться, то нужно, чтобы к исповеди вас еще допустили...

В любой церковной лавке можно купить книжку "Как подготовиться к исповеди". Маленькую и тоненькую. Мы с вами посмотрим вот сюда и внимательно почитаем (кому интересно) или пробежим по-быстрому (чтобы иметь представление). И первое, что нам нужно иметь в виду - это сама постановка вопроса, что есть исповедь. Исповедь есть наибольшая открытость человека перед Богом. Мы не пытаемся что-то утаить, мы не пытаемся что-то замолчать. Бог все видит, и если мы что-то утаили - все равно от него это не скроешь. Суть подготовки к исповеди заключается не в том, чтобы что-то Богу рассказать - ему это не нужно - а в том, чтобы заглянуть вглубь собственной души.

В прошлой статье цикла мы говорили об интеграции психологического опыта. Мы говорили, что роль психотерапевта заключается в том, чтобы перехватить у пациента контроль, право на оценку, ибо именно это является условием подъема из подсознания вытесненного опыта. В случае исповеди оценку осуществляет Бог. Задача исповеди в православии заключается не в получении каких-то плюшек в виде прощения и обещания вечной жизни, а в пересмотре и переоценке (через исповедь) своей прошлой жизни. В процессе такого пересмотра вы, как прихожанин, прошедший уже не одну службу, опираетесь не столько на себя, сколько на свою веру и намоленность. Ваша вера позволяет вам трезво, без сопутствующих присущих вам лично эмоций, оценить свои поступки. Так, как смотрел бы на ваши поступки хороший психоаналитик - отстраненно и спокойно.

Бог - идеальный психотерапевт.

К исповеди вы готовитесь сами. Вы сами осуществляете пересмотр. Вы можете даже отказаться от исповеди, если чувствуете себя неготовым, и просто продолжать ходить на службы, намаливаясь и через молитву ослабляя, "рассасывая" мешающий вам продвинуться дальше эмоциональный заряд. А потом, когда вы успокоитесь - вы можете продолжить подготовку, продолжить пересмотр, продолжить психоанализ самого себя.

За почти две тысячи лет до Фрейда у христиан был институт психотерапии, причем - массовый, народный.

Естественно, современная психотерапия имеет несколько иной спектр объектов для работы. Однако семейная психотерапия, вопросы "личностного роста" и все остальное, не связанное с патологией - покрывается полностью. Подготовка к исповеди - это смесь рефлексии и интроспекции, это очень насыщенная когнитивная деятельность, развивающая перцепцию. Православные - очень перцептивные люди, на самом-то деле.

Когда вы подготовились к исповеди, пришли в церковь и исповедовались батюшке, он вас не судит на самом деле. Батюшка, принимающий исповедь - а исповедь далеко не каждый батюшка принимает - столько говна выслушивает, что всех судить у него судилка отвалится. Он смотрит, насколько качественно вы провели переоценку своего жизненного опыта, насколько хорошо потрудились. И увидев, что вы действительно поработали - читает над вами молитву. Задача церкви - не раздача пряников болящим (хотя этим она тоже занимается), а приведение людей к Богу. Тут, кто как потрудился, так и получает...

Исповедь в православии - не просто некий ритуал. Это сложный, эмоционально насыщеный процесс психологического самоисцеления, во многом сходный с психоанализом в некоторых аспектах. А еще - это способ развития перцепции, усиления когнитивных функций, способ повысить рефлексию.

Высшее таинство, доступное простому верующему - это причащение святых таинств. Здесь требуется особая молитвенная подготовка, пост, покаяние (исповедь). По степени своего воздействия на человека причащение не имеет, возможно, себе равных по силе переживаний. Я даже говорить ничего особо не буду, просто скажу, что благодать - это не образ какой-то, не рекламный трюк. У меня есть собственное переживание, и я скажу так - словами его не описать.

Собственно говоря, религиозность как культурный феномен - если ее рассматривать только с этой, одной из позиций - очень сложное и интегральное явление. Вопросы же веры вообще находятся за рамками не только данного цикла, но и вообще данного журнала. Мы посмотрели всего на несколько аспектов, касающихся нашей с вами темы рассмотрения, и увидели, что все не так просто и однозначно. Очень странно, что базовые для всех православных формы отправления культа развивают те качества, в которых верующим отказывает массовое атеистическое сознание, верно? Оказывается, что не совсем опиум, а даже совсем наоборот. Конечно, в церкви большое значение имеет и личность священника, то, насколько он крепок в вере сам и насколько ревностно исполняет свои обязанности. Однако одно мы уже можем видеть.

Традиционные культурные и религиозные системы обладают арсеналом методов, развивающих психологическую устойчивость, когнитивные способности и перцепцию. Именно потому мы видим сейчас попытки фальсификации религии со стороны последователей Эдварда Бернейса - я имею в виду креационизм. Все хотят получить в свое распоряжение абсолютный психоэмоциональный инструмент воздействия - веру. Власть духовная сладка, ибо она абсолютна.

Необходимо понимать, что религиозное сознание по своей структуре не вполне дискурсивно. Религиозность позволяет человеку непосредственно иметь дело с бессознательным в форме эмоционально-образной, и с этим эмоционально-образным материалом работать. По сути своей религия - это мостик между логикой и внелогичным. И в силу того, что дело касается внелогичного, сама структура религии также имеет некоторые иррациональные элементы. Неприятие религии как культурной системы связано в первую очередь с тем, что внелогичность воспринимается как мракобесие, как атавизм. Культ чистого разума, характерный для современного мира, отрицает внелогические аспекты психики человека, что однако, не мешает им проявляться с завидной регулярностью. Атеизм - точно такой же иррациональный культ по сути своей.

Просто нужно понимать специфику и отделять одно от другого там, где это нужно.

Традиционные религии в современном мире испытывают огромное давление. Собственно говоря, они всегда испытывали давление. Но как-то держались, и привносили в этот мир, время от времени, что-то интересное, нужное, полезное. Не зря современная европейская наука началась с Рене Декарта, каковой, к слову, был монахом-иезуитом.

Вывих мозга

Previous post Next post
Up