Социальная кибернетика и психотроника, или вывих мозга как общественная парадигма - 22

Jul 14, 2014 13:28

Части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21.

Контролер - это состояние души. - часть три.

Не могу сказать, что жить стало легче - это я про свой седалищный нерв - но определенно стало веселее. Посему мы с вами будем продолжать, не смотря ни на что. Штурм, так сказать, унд дранг - и пусть проигравший (то есть наша картина мира) - трещит по всем швам. Галлюцинации - это приятное, но нездоровое занятие.

Как в свое время сказала Масяня - "добро пожаловать в наш дерьмовый мир обратно". Отож...

Преодоление перцепции противника в процессе ведения информационной войны, заключающееся в создании неполноты и противоречий для разума, лишает разум опоры и ориентиров. Разум начинает искать адекватное описание для новой реальности, каковое описание призвано преодолевать данные противоречия и неполноту. И вот этот вот процесс лежит уже за гранью формальной логики либо обыденного общественного и/или политического дискурса. У подсознания - своя логика.

Первый же вопрос, который возникает в этой точке, заключается в следующем. Является ли стадия непредвзятого (свободного) ассоциирования, каковую мы уже назвали здесь словом "тупить", и призванная найти, нащупать новую картину реальности - необходимой и имманентной? Иными словами - насколько хаос переходного периода необходим?

В этом цикле статей мы уже указывали, что существует психологический процесс, в частности, ответственный за эмпатию, который изначально присущ человеку и который создает тот феномен, который мы называем сознанием. Разум, сознательная деятельность (даже в неосознаваемых своих формах) так устроены, что разум непрерывно дополняет воспринимаемую реальность до полного описания.

Мы идем в цирк. Мы садимся в зале. Мы пропускаем клоунов и мишек на велосипедах, мы не обращаем внимания на воздушных гимнастов и акробатов - хотя, конечно, трико и все такое. Мы ждем главного. Вот-вот, и дождались. На арене появляется иллюзионист. Мы знаем, что волшебства не бывает, и Дед Мороз на самом деле - давным-давно торговая марка, и детей не приносит аист - но все равно, глядя на улыбающихся распиливаемых женщин и на зайцев, выбирающихся табунами из небрежно брошенной кепки - испытываем странное волнение.

Нас обманывают. Мы знаем, что нас обманывают. И тем не менее - обманываемся.

Существует такое убеждение, что иллюзионизм - это искусство обмана. Искусство управлять иллюзиями. На самом деле это не так. Да, известная ловкость рук и никакого мошенства - несомненно, присутствует. Однако гораздо важнее другое. Задача иллюзиониста на самом деле - сделать вид, что происходит что-то определенное. А наш разум сам по себе дополнит это до полного описания.

Не иллюзионист нас обманывает - мы сами себя обманываем.

Выступления иллюзионистов всегда сопровождаются представлением. Выходит конферансье и начинает - волшебник такой, маг сякой, нечувственно превзошел йогу, телепает на большом расстоянии чего надо и чего не надо... Мы, естественно, про себя улыбаемся, посмеиваемся, думаем - "во гонит, сейчас нас типа будут обманывать, но мы же не такие!".

На самом деле сеанс иллюзионизма уже начался.

Хороший иллюзионист знает, что он всего лишь делает пару простых вещей, и больше ничего не умеет. А начинается иллюзия с конферансье. Именно конферансье во время представления готовит зал, вводит его в нужное состояние. И когда зал готов - появляется фокусник. А у фокусника - ассистентка, попой вертит, бюстом потряхивает. Мы, конечно же, в восхищении. А там еще - пиротехника, осветители, музыкальное сопровождение. Мы концентрируемся на фокуснике, стремясь обнаружить обман, ту самую ловкость рук, а в это время...

image Click to view



Приходит горилла и делает свое черное дело...

В общем и целом, то же самое касается и сценического гипноза. Мы уже говорили, что из публики (а желающих всегда много) выбирается случайный человек по определенным признакам. Чтобы глазки горели и светились, чтобы подпрыгивал от возбуждения и приговаривал "возьми меня, возьми меня сука". Этот человек уже готов, он уже хочет, он все сделает сам. Если ему нужно будет убедить себя, что он загипнотизирован - он сам себя и загипнотизирует. Это называется - раппорт.

Классический номер сценического гипноза - мостик на двух стульях. Этот самый мостик делается безо всякого гипноза. Здоровый человек с нормальным позвоночником - а это легко определяется на взгляд по осанке и тонусу - сделает такой мостик безо всякого гипноза. Сам пробовал, и не один раз. Совершенно не больно, но напряжение чувствуется. Если же внимание чем-то отвлечь - то и напряжение не чувствуется в принципе. А во время представления внимание отвлечено - ого-го как!

С точки зрения физиологии мостик на стульях не представляет ничего сложного. Просто в обычной жизни люди этого не делают. Если бы в обычной жизни людям не приходилось стоять на одной ноге, на сеансах "гипнотизеров" люди бы с восторгом становились бы на одну ногу.

Кстати, сколько из вас сейчас могут сделать банальную "ласточку"? Сколько вы так простоите?

Давайте теперь посмотрим на цирковое представление, как на образец психотронной войны. Мы знаем, что первая задача - обойти перцепцию. Отправляясь в цирк или в театр, мы тем самым сами себя погружаем в мир особый, мир волшебный. В параллельный мир со своими законами, которых мы не знаем, потому что - зрители. Это для нашего мозга - аналог стихийного бедствия. Вдруг стало все не так. Затем на сцену выходит конферансье. Кстати, хороший конферансье - дорогого стоит. Хороший конферансье в цирке или театре - это бог, самый настоящий. Он готовит зрителя к каждому номеру. Создает неполноту и противоречия в разуме зрителя. Зритель знает, что волшебников не существует, а тут вылазит на сцену дядька в костюме, и скучным голосом бубнит про волшебника, наполовину гфея, наполовину олигофрена, который сейчас, тут, и только одно выступление, потому что сам он не местный, и денег на дорогу, как обычно - не хватает... Ну а дальше начинаются ассистентки и окончательно поражающие наш разум невероятные невидимые горилла-черепашки.

Однажды я был на выступлении артиста оригинального жанра. К сожалению, не помню его фамилии, интересный был мужик. Числа перемножал - куда там современным кластерам! И вот для очередного номера ему потребовались люди из зала. Я руку тянул, ножками сучил, глазки у меня светились, поджилки у меня тряслись... А я ведь и про мнемонику тогда знал, и про идеомоторику, и много еще про что. И вот предлагает он мне выбрать фигуру, но ему не говорить. Выбрал я фигуру. Он меня за руку берет, смотрит в глаза и говорит - вы слишком напряжены.

Ребята, я в аутотренинг со второго класса. Я в студенческой общаге засыпал прямо во время междусобойчика тогда легко. Принимаешь мертвую позу - и вперед в царство Морфея, пока вокруг АдЪ и Израиль, Содом и Гоморра... Я - и напряжен?

Говорит он мне - расслабьтесь, молодой человек. Ну, я совсем уже расслабился, отбросил контроль нафиг. Он мне говорит - представьте фигуру. Я представил. Он назвал. Я, радостный, побежал назад в зал... И вот что я вам скажу. Первое, что мне было тогда интересно - идеомоторика. Хотел почувствовать. Нихрена не почувствовал. Скорее всего потому, что идеомоторика - она субперцепторна, а почувствовать - это уже перцепция. Потому и просили меня расслабиться, что я своим аутогенным расслаблением блокировал субперцепцию... А второе, что хорошо помню - мне очень, очень, очень хотелось, чтобы у него получилось...

Еще раз повторяю. Я, как человек из зала, был выбран потому, что мне очень хотелось, чтобы у него получилось. Вот у него и получилось...

Возникает вопрос - насколько корректна аналогия между психотронной войной и сценическим искусством? Она более чем корректна. В годы Второй Мировой некто Джаспер Маскелин, такой себе фокусник, устроил фашистам некоторое количество шоу вполне себе эпического масштаба. Гарри Гудини, Ури Геллер, Вольф Мессинг также не гнушались подработками со стороны. Есть некоторые сведения о сотрудничестве со спецслужбами и современных артистов оригинального жанра, например, Дэвида Копперфильда... Кстати, в замечательной книге Нила Сивенсона "Криптономикон" описан работающий способ передачи шифрованных сообщений посредством колоды карт, основанный на подсчете, что очень часто используется также и в цирковых фокусах. Конечно, в основе там математика.

Почитайте - это гораздо интереснее, чем приключения выдуманного Джеймса Бонда.

Так вот, возвращаясь к нашему цирку, мы можем увидеть одну очень интересную штуку. Это не иллюзионист нас обманывает. Это наш мозг, постоянно и непрерывно дополняя реальность до полного описания, обманывает нас. Мы сами обманываемся. Иллюзионист в этом деле - только помощник. Более или менее квалифицированный - но только помощник.

Условно говоря, у нашего сознания есть определенный спектр возможных описаний реальности. Оно знает, что может (или должно быть) так и так, или либо так - либо так. Встречаясь с определенной ситуацией, и воспринимая какую-то часть происходящего, оно автоматически подставляет нам сценарий из тех, которые ему известны. Более того, если в реальной ситуации присутствует объект, или действие, или явление, которые выпадают за пределы ожидаемого контекста - сознание этот объект (действие, явление) попросту игнорирует, вытесняет. Точно так, как это проиллюстрировано в эксперименте с невидимой гориллой.

Для иллюстрации этого факта я рекомендую вам пересмотреть сериал "Менталист". Желательно в переводе TV3 или Universal - там хороший перевод и правильное интонирование. Возникает вопрос - а что же там можно пересматривать с этой точки зрения? Спрашивали - отвечаем.

Патрик Джейн - артист оригинального жанра. Он не ловкий детектив (хотя весь сериал он занимается расследованиями), он артист. Иллюзионист. Его с детства воспитывали в цирке, он с детства в профессии, и имеет качественную и хорошую профессиональную деформацию. Весь мир для него - сцена, и он на этой сцене главный герой, главное действующее лицо.

Отношения, которые складываются между Джейном и остальными членами КБР - это отношения сценических персонажей во время циркового представления, отношения между иллюзионистом и гостями из зала.

Иллюзионист на сцене всегда творит иллюзию. Он всегда управляет процессом. Как только иллюзионист теряет контроль над ситуацией, завеса тайны и магии развеивается, пропадает иллюзия. Поэтому в течении всего сериала Джейн подкалывает сотрудников КБР, "читает" их мысли, чудит. Встречаясь с преступником, он не сообщает своим коллегам о подозрениях или выводах, нет - он использует их в качестве гостей из зала. Помните, когда я вышел на сцену, мне хотелось, чтобы у того человека все получилось? Так вот, и коллективу КБР тоже хочется, чтобы у Джейна получилось. С ним и работают только потому, что у него все получаются.

В одной из серий он разбивает машину миллионера, тогдашнего любовника Лисбон, специально. Он знает, что Лисбон будет его (Патрика) защищать, и не ожидает от миллионера больших проблем. Но зато у миллионера появляется эмоциональная компонента в отношениях с Джейном - не интерес (который мы всегда испытываем к оригинальным людям), а хороший такой эмоциональный блок, состоящий из злости за разбитую машину, бессилия от невозможности дать сдачи (а миллионеры любят давать сдачи), ибо это оттолкнет любимую, и непреодолимого желания разрешить эту ситуацию. Это очень серьезный эмоциональный мотив. И тогда Джейн предлагает этому самому миллионеру, гражданскому лицу (!), совершенно постороннему и к тому же имеющему связь с сотрудником (а это очень серьезно, потому что личный мотив) - ни много ни мало, как принять участие в охоте на убийцу. Джейн классически производит сублимацию мощного эмоционального блока в деятельность, причем в деятельность противоправную со всех сторон зрения.

Джейн - обаяшка, никаких вопросов. А еще он - циничный и жестокий манипулятор.

Джейн специально провоцирует отношения между Ван Пелт и Ригсби. Почему? Потому что Грейс выросла в семье полицейского, и на дух не переносит жуликов. А Джейн - законченный жулик, у него биография законченного жулика, он безутешных вдов разводил на деньги, обещая им общение с душами умерших супругов, работа была такая. А Ригсби - тупой служака. Причем он реально тупой. Он добрый, смелый, честный парень, но тупой. То есть манипулировать Грейс просто так не получится, она не даст, а у Ригсби зацепиться не за что, Ригсби при взгляде в зеркало видит идеальную анкету. Провоцируя их отношения, Джейн тем самым получает мощнейший эмоциональный стимул при общении и с ней, и с ним. Лисбон, которая купилась на беззащитность Джейна при его первом появлении в КБР, не просто полицейский. Она еще и одинокая женщина, кеоторой небезразлична судьба ее коллег. Джейн мастерски пробуждает в ней материнские чувства, и большую часть сериала она действует не как полицейский, а как оберегающая детей мать-наседка. А Чо, человек с бандитским прошлым, сложным детством и деревянными игрушками - безусловно и полностью от нее зависит. И соответственно, когда Лисбон проявляет к Джейну заботу - также принимает на себя охранные функции по отношению к Патрику и роль ведомого.

Весь сериал, все пять сезонов - мы видим перед собой постоянные нарушения УПК (или как это называется в Америке). Сокрытие улик (с уликами там вообще черт знает что происходит), шантаж руководства (да-да!), привлечение к расследованию гражданских, некоторые из эпизодов вообще иначе, чем словом "подстава", описать нельзя. Едва не гибнет Грейс, едва не гибнет Лисбон, едва не гибнет сам Джейн. Едва не гибнет один начальник, гибнет другой. Гибнут гражданские.

Зато Джейн - на коне. На самом деле, из всех героев сериала именно Джейн более всего подошел бы на роль Красного Джона...

А в шестом сезоне сериала в публичный дом при непосредственном участии Патрика превращается уже ФБР, при этом там такой шикарный пример групповой суггестии приведен - пальчики не только оближешь, но и откусишь... Достаточно задуматься, Зачем Джейну потребовалось привлекать в новый коллектив Лисбон и Чо, да еще и на условиях, когда они безусловно и полностью от него зависят.

Почему у Джейна все это получается? Неужели нет в этом самом КБР ни одного нормального полицейского, который прекратил бы весь этот бедлам? Все очень просто. Джейн дает своим коллегам такое описание реальности, которое они сами дополняют до нужного ему полного. Как только Джейн ловит очередного преступника - описание автоматически дополняется. Но цель-то у Джейна одна. Эта цель - не торжество правосудия, нет. Эта цель - месть. В одной из серий Джейн совершает убийство, холодно и рассчетливо. И кстати, настоящего Красного Джона так и не находят. Причем ключ к Красному Джону - зашифрованный список членов преступного синдиката - так и остается в руках Джейна...

Джейн - иллюзионист, и его постоянно окружает магия. Весь сериал можно пересматривать раз за разом, и я настоятельно рекомендую это всем представителям органов и соответствующих структур. Потому что на самом деле - это сериал о том, как гибнет система.

Магии место в цирке.

Если мы говорим о психотронной войне, если мы говорим об успешном завершении первого этапа, то есть о том, что создано достаточное количество противоречий и достигнута должная степень неполноты разума - человек автоматически попадает в мир магии. Сознание начинает процесс непредвзятого ассоциирования, и этот процесс оказывается гораздо глубже и страшнее по результатам, чем то, что происходит на сеансе иллюзиониста. Потому что разуму уже не на что опереться, и ассоциирование наше порождает образы, которые всякому нормальному человеку покажутся дикими. Так возникают боги живые, говорящие пришельцы, души умерших и прочая хрень. Логика подсознания совершенно отлична от нормальной, дискурсивной логики.

Среди психологических процессов, присущих человеку, одним из самых загадочных является сон. Сон имеет две четко выраженные стадии - медленную и быструю. Есть жизнь на Марсе, нет жизни на Марсе что происходит во сне - науке неизвестно. Ну то есть некоторое количество теорий, есть некоторое количество установленных фактов в основном касательно физиологии - но интегральной картины у науки нет. Вместе с тем, если мы будем рассматривать сон не как сознательный процесс со своей логикой сознательного, а как подсознательный процесс со своей логикой бессознательного, то сможем увидеть несколько любопытных вещей.

Прежде всего нужно понимать, что логика подсознательного есть логика тождества. Это в логике сознательного у нас есть отношения "И", "ИЛИ", "НЕ". В подсознательном у нас всегда "А" тождественно "Б" тождественно "В" тождественно "Г". Однажды во время учебы мне снилось, что я - линейное пространство (линеал). Хорошенькое психологическое тождество, не так ли?

Второе, что нам необходимо понимать, это то, что в материале сновидения присутствует некоторое количество вытесненного (неучтенного) опыта. То есть было у нас неприятное переживание, травмирующий опыт какой-то - он может повторяться в сновидениях, зачастую в комбинации с посторонними элементами. Именно это свойство применяется в психоанализе. Первая крупная монография Фрейда так и называлась - "Толкование сновидений". Именно наличие вытесненного опыта в материале сновидений позволяет производить диагностику ряда патологий.

Стадий у сна две (не считая переходных фаз) - медленный сон и быстрый сон. В состоянии медленного сна человек сновидений не видит, во всяком случае, так считается сейчас. В стадии быстрого сна активность мозга резко увеличивается, и мы начинаем видеть сны. Иногда активность мозга увеличивается настолько, что мы просыпаемся. В основном это связано с сильным эмоциональным содержанием сновидений - кошмарами, или наоборот, положительными переживаниями. Так, иногда во сне мы можем наносить вполне реальные удары.

Пограничным состоянием между сном и бодрствованием является просоночное состояние. Просоночное состояние в зависимости от его глубины характеризуется большим или меньшим отходом от логики сознательного к логике бессознательного. Это связано с перестройкой активности головного мозга, переходом от одного мозгового ритма к другому и так далее. Люди с проблемами сна (как это у меня было в детстве), занимающиеся аутогенной тренировкой для нормального засыпания, и имеющие опыт осознания просоночного состояния, знают, что в этот момент в картину, наблюдаемую в нашем мозгу, врываются посторонние образы, некоторые из которых имеют такую интенсивность, что человек просыпается. Вот лежишь ты, хочешь заснуть, и тут - бабах! И ты про себя материшься и опять добросовестно засыпаешь...

Когда в результате применения психотронных технологий разум теряет опору, и начинает производить непредвзятое ассоциирование, происходят удивительные вещи. Во-первых, так как разуму не на что опереться, и логика сознательного ослаблена, происходит прорыв логики бессознательного в состоянии бодрствования. Это сопровождается такими явлениями, как непроизвольное говорение, навязчивый параноидальный бред и так далее. Во-вторых, наружу вагонами лезет неучтенка. Например, мы имели сложные отношения с человеком. Как люди культурные и осознающие, что нам надо уживаться в одном коллективе, мы старательно обходили острые углы, так сказать, но при этом - вытесняли значительное отрицательное эмоциональное содержание в подсознание. Как тольк у нас запускается непредвзятое ассоциирование в состоянии бодрствования - это самое эмоциональное содержание вылазит наружу.

В результате весь мир бордель, все девки шлюхи и солнце - долбаный фонарь, как говорится...

В эпоху, когда разум теряет силу, озлобление, агрессия, немотивированная в особенности, паранойя и прочие расстройства психики цветут буйным цветом. Разрушение системы социальных стереотипов и норм вызывает наружу зверя. Один очень умный человек говорил мне когда-то, что разум - это тонюсенькая мыльная пленочка над колоссальным бездонным океаном бессознательного. Специфика ситуации заключается в том, что этот океан имеет свои собственные законы. Кто плавал - тот знает. Но об этом мы поговорим позже, когда коснемся процесса интеграции психологического опыта...

И вот со всем этим вот вкусным и интересным нам нужно иметь дело. Как? Об этом в следующей части.

Приятных сновидений...

Вывих мозга

Previous post Next post
Up