Памирский тракт: День 1. Старт из Душанбе и Нурек

Dec 10, 2019 12:00

Памирский тракт считается самой опасной и одной из самых красивых дорог бывшего СССР. Мало того, еще и одной из самых высокогорных - самая большая высотная отметка достигает сумасшедших 4655 метров на перевале Ак-Байтал! В Гималаях я добрался пешком до этой высоты за 6 дней пути, изнеможённый бесконечными подъёмами и спусками. А на Памирском тракте можно было оказаться за облаками, сидя в комфортном кресле тёплого автомобиля. Фантастика же, не правда ли? Преодоление Памиирского тракта от Душанбе до Оша стало главной целью нашего весеннего путешествия по Средней Азии с bepowerback. Мы хотели увидеть Памир во всей его красе и прикоснуться к культуре его жителей. Мы это сделали, и я хочу подробно рассказать об этом приключении.




День первый. Получение пропуска в ГБАО.

Памирский тракт был проложен для того, чтобы связать три города - Душанбе, Хорог и Ош. Очень часто путешественники начинают свой путь из Киргизии, приезжая в Таджикистан. Мы же построили маршрут так, чтобы отправиться на Памир из Душанбе. Хотя принципиальной разницы в этом нет - дорога одна.

Тракт проходит по территории Горного Бадахшана, главным городом которого является Хорог. Горный Бадахшан - это автономная область в Таджикистане, приграничный район с Афганистаном и Китаем. Практически весь этот отрезок пути идёт прямо вдоль границы - сначала с Афганистаном, потом и с Китаем. Чтобы попасть в этот район нужно получить специальный пропуск в миграционной службе, оплатив пошлину. Сделать это можно как в Оше, так и в Душанбе. Но в первом варианте (в посольстве Таджикистана) это займёт больше времени и будет стоить дороже. Можно оформить пропуск и через туристическое агентство, но это будет вообще дорого.

Приехав накануне ночью в столицу Таджикистана, на следующий день мы отправились в ОВИР (паспортно-регистрационная служба). Находится он по адресу: улица Мирзо Турсунзаде, 5. Работает ОВИР по всем дням недели, кроме воскресенья, с 8:30 до 16:45. Утром на улице есть достаточно мест, чтобы запарковаться рядом.

Если пропуск заказать пораньше, то есть шанс, что после обеда он будет уже готов. Мы не планировали долго задерживаться в Душанбе, поэтому в тот же день нам обязательно нужно было из него уехать. Придя к самому открытию в 8:30 мы оказались самыми первыми - кроме нас желающих отправиться в ГБАО еще не было.

Для оформления пропуска в ГБАО необходимы следующие документы:
  • паспорт (оригинал) иностранного гражданина (загранпаспорт);
  • заполненная анкета, бланк которой дают на месте;
  • одна фотография размером 3х4 см (черно-белая или цветная), которую необходимо вклеить в анкету. Возьмите на всякий случай парочку, наверняка остались от оформления виз куда-нибудь
  • квитанция об оплате сбора.
Пропуск в ГБАО могут дать только на срок вашей регистрации в Таджикистане. Без регистрации время вашего пребывания в стране не может превышать 10 дней с момента въезда. Но есть вы хотите подзадержаться на Памире, то нужно оформлять регистрацию через турагентство, отель, где живете или просто попросить совершеннолетнего прохожего с таджикским паспортом, чтобы он оформил вас на себя - так тоже иногда делают.

Сумма сбора на 2019 год составляла 20 сомони (135 рублей) - внимательно смотрите текущий прайс на стене («За выдачу разрешений на въезд иностранных граждан в приграничные зоны»). В отчётах описывают случаи, когда в квитанции на оплату работники ОВИР проставляют большую сумму, поэтому нужно следить за этим. Для сравнения, в Оше такой пропуск обошёлся бы в 20 долларов или больше.



Оплатить сбор нужно в банке, который находится неподалёку от ОВИР (7 минут пешком), в левом крыле Славянского Университета («Амонатбанк»). В 9 утра он уже работает. Просто отдаёте квитанцию, оплачиваете и получаете чек об оплате.  Там же есть обменник с хорошим курсом.

С чеком идёте обратно в ОВИР и сдаёте весь комплект документов. К этому времени нам уже подготовили анкеты, которые работники сами же по нашим документам и заполнили. Но есть очень важный нюанс: Из-за неважного владения русским языком, они часто делают кучу ошибок в ФИО и других данных. Если не отследить это при подаче, то разрешение придётся переделывать, и вы потеряете еще один день!  Внимательно смотрите каждую букву и цифру в номере паспорта!

После подачи документов оставьте свой номер телефона для обратной связи и попросите номер мобильного оператора, чтобы сразу быть в курсе, когда пропуск будет готов. Наши разрешения были готовы почти сразу, но мы полдня ждали, когда придёт начальник ОВИР и поставит на них свою визу. Произошло это в 16 часов, за 45 минут до закрытия. Всё это время, пока делается пропуск, можно погулять по городу - сидеть в ОВИР совсем не обязательно! :)    Можно попробовать позвонить после обеда, часов в 13-14 и уточнить о готовности.



Срок изготовления пропуска в Таджикистане непредсказуем, поэтому лучше иметь в запасе один день, если не успеют сделать в первый.  При получении еще раз убедитесь, что всё в нём написано верно, включая срок действия, иначе вернётесь от первого же КПП в горах :)

Ночёвка в Нуреке

Провозившись с пропуском и заехав по делам в пригород Душанбе, мы въехали на Памирский тракт уже к вечеру. По плану хотели добраться до Калаи-Хумб, но поехали по закрытой дороге и потеряли время. Хорошо, что нас догнал местный житель, остановил и сказал, что дорога, по которой мы едем в Калаи-Хумб (северная), закрыта - на перевале лежит снег.  Пришлось возвращаться в Душанбе и ехать по южной дороге, через Нурек и Куляб.

Когда подъезжали к повороту на Нурек, уже совсем стемнело. Тащиться в горы по неизвестной дороге в темноте было очень опасно, поэтому мы решили переночевать в Нуреке и на рассвете двинуть дальше. MAPS.ME показывал на карте только одну гостиницу - к ней и решили поехать. На въезде в город остановились у придорожного кафе, чтобы поужинать. Место оказалось популярным - внутри сидело много местных. Заказали сочные кебабы и плов. Пока ждали заказ, разговорились с парнями за соседним столиком. Как и везде в Таджикистане, слово за слово - и вот нас уже приглашают в гости. А через следующие 10 минут парни нам сообщают, что платить за ужин мы не будем - они оплатят его сами. Отвертеться вообще было не реально :)  Один из них мотивировал этот поступок тем, что когда в 90-х он уехал от войны с родителями в Москву, он хорошо там устроился, сколотил себе состояние, которого хватило на открытие бизнеса у себя на родине, куда он позже вернулся. Он очень благодарен России за всё, что имеет, и оплата нашего ужина - лишь малая часть того, что он может дать взамен. С такими доводами спорить в гостях было бесполезно :)  Парни показали нам дорогу к гостинице Sayora.S, где мы и поселились. Очень даже приличная и за небольшие деньги.



Утром решили немного погулять по Нуреку и осмотреться. Здесь находится Нурекская ГЭС, до 80-х годов носившая имя Брежнева. Её плотина выстой 300 метров до 2013 года являлась самой высокой в мире.  Мощности станции 3000 МВт хватает, чтобы красиво подсветить Душанбе и продать энергию в Узбекистан, Афганистан и Киргизию.



Мы хотели побывать наверху плотины, но уже несколько лет она усиленно охраняется спецотрядом Рахмона.



Одна из дорог, ведущая наверх, была перекрыта на мосту, а по второй мы решили не ездить, чтобы не тратить зря время.



Наш путь лежал в горы Памира, в царство вечных снегов.

День 2. Нурек-Хорог →

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Прочитайте другие рассказы о поездке по Средней Азии:
1. Мама Азия: Четыре с половиной страны за 3 недели
2. Застрявшие в Босжире. День 1
3. Застрявшие в Босжире. День 2
4. Застрявшие в Босжире. День 3
5. Застрявшие в Босжире. День 4. Финал
6. Когда вернётся море
7. Увидеть Афганистан и не умереть
8. Как устроена киргизская могила
9. Как залезть на минарет в Самарканде
10. Как устроена киргизская юрта
11. Блеск и нищета Душанбе

Средняя Азия, Таджикистан, Душанбе, pamirhighway, мамазиятур, Памир

Previous post Next post
Up