Застрявшие в Босжире. День 2

May 31, 2019 12:00

Оказаться в богом забытом месте в непогоду - меньшее из того, чего бы нам хотелось в тот день. Но всё свалилось враз: тёмная ночь, дождь и шквалистый ветер, который с лёгкостью раскачивал трёхтонный Прадик. Поначалу никто из нас не относился к ситуации всерьёз - всякое в поездках бывало. Забросив тщетные попытки поставить 3-местную палатку, мы просто забрались в машину в надежде переждать непогоду. Перекусили, вдоволь посмеялись над своим положением и стали думать, как нам впятером спать в одной машине.




На Бозжиру у меня были большие планы. Я проложил трёхдневный маршрут по самым интересным местам урочища, включая Шеркалу и поле шаровых конкреций. Мангистау - довольно популярное место у российских и казахских джипперов. Караваны подготовленных и не очень внедородников начинают съезжаться сюда уже с майских праздников. Мы оказались тут на месяц раньше, но я ни придавал этому значения...



В апреле Бозжира выглядела безжизненной - ни единой души на десятки километров вокруг... Но дороги были накатанными, поэтому этот факт не особо напрягал. Более того - даже радовал...

Но местечко оказалось с подвохом, о котором я просто не предполагал.



(кликните для увеличения)

Поняв, что обычную китайскую палатку просто не поставить на таком ветру (даже в «тени» внедорожника), мы стали думать, как нам разместиться. Решили выгрузить из палатки-багажника на крыше Прадика все вещи, положить их на первый слой палатки, а вторым (тентом) закрыть от дождя. Он к этому времени начал усиливаться...



Вещи были разложены на земле и укрыты палаточным тентом. Для того, чтобы его не срывало ветром, тент обложили камнями. Но и это не помогло. Порывы ветра достигали такой силы, что поднимали тент вместе с камнями по периметру. Тогда мы просто нагромоздили кучу камней поверх тента и вещей. Это помогло. Трое человек - Катя, Лев и Лина легли в самой машине, разложив кресла в ровный пол. А мы с Лёхой полезли в освободившуюся сверху палатку, расположившись ногами к выходу. Но поспать в ту ночь нам так и не удалось...

Палатка наверху обладала большой парусностью, и под сильными порывами ветра её механизмы яростно трещали, грозя сломаться. Лёжа внутри, было ощущение, что ветру ничего не стоит оторвать палатку месте с нами и сбросить на землю. Чтобы уменьшить площадь сопротивления, мы решили немного закрыть её. Но это не помогло - очередным порывом ветра палатку распахивало на всю высоту и она опять трещала. Тогда мы приняли решение полностью закрыть пластиковый короб палатки, оказавшись практически в тесном гробу. Но передний скос корпуса стал сильно давить на голову, поэтому пришлось лечь головой к выходу.

К сожалению, и это не особо помогло, потому что порывы ветра стали практически ураганными (30 м/с по сводкам МЧС, как мы узнали позже) и ему ничего не стоило открывать пластиковую крышку палатки. Всю ночь мы держали её изнутри, хватаясь за складки тента. Чуть уснёшь - ветер распахивал палатку и внутри начинался ураган с сильным воем. С трудом подтягиваешь к себе крышку, держишь, потом засыпаешь, расслабляешь хватку и всё заново. Лишь к утру ветер стал стихать. Во всяком случае, порывы стали слабее и перестали открывать крышку.

Под утро мне приснился полубредовый сон, как мы с моей семьёй тонем в каком-то поле. Якобы началось наводнение и вода прибывала на глазах. Люди бегали в панике в поиске высоких мест для спасения. Я проснулся и попытался понять, наяву ли это происходит? И с ужасом вспомнил, где мы находимся. С трудом продрав глаза я выглянул из палатки и обомлел...



Под машиной уже текла молочная река, все вещи оказались в её русле. Посмотрел на часы - было 6. Я разбудил Лёху и мы выскочили из палатки спасать вещи.



Местность вокруг была неузнаваемой. Всюду, покуда хватало глаз, простиралось белое поле с чёрными вкраплениями низких кустов. На горизонте оно сливалось с таким же по цвету небом. Мы оказались в пространстве, в котором дизайнер прорисовал только рельеф, но еще не добрался до текстур.... Другая планета. Луна. Безжизненная пустыня.

Белое болото...



Мы разбудили ребят и приняли решение уезжать отсюда, пока всё не затопило дождём. К сожалению, это нужно было сделать еще вечером, но тогда все настолько устали, что и подумать не могли, чтобы куда-то опять ехать по ночной степи.

Мы спешно покидали испачканные мелом вещи в машину. Почва под ногами преобразилась до неузнаваемости. Еще вчера сухие и крепкие камни превратились в куски вязкой глины. Каждый шаг оставлял на ботинках по килограмму белой массы. В некоторых местах ноги погружались в почву по шнурки.



Я сделал несколько фотографий этого места, чтобы хоть что-то осталось о нём на память. Если бы тогда я знал, сколько времени мне придётся провести в этом болоте... Сколько видео и фоток мы еще наделаем тут... Объектив заливало каплями непрекращающегося дождя - снимать сложно.



Мы сели в машину и плавно тронулись, разгоняясь до максимально возможной скорости, чтобы быстрее пролететь эту топь. Царила атмосфера какого-то напряжения и тревоги. Глядя на дорогу возникали сомнения, что мы отсюда легко выберемся. Но, тем не менее, Прадик уверенно шёл по лужам. И лишь повышенные обороты двигателя говорили о том, что не всё хорошо под колёсами.



Прошло буквально минут 10. По прикидкам, нам нужно было ехать еще столько же, чтобы выбраться на более твёрдую дорогу. Внезапно Прадик стал замедлять свой ход. Внутри похолодело - потеря скорости в таком месте грозит полным закапыванием...

Еще через 5 секунд Прадик остановился, осев на заднюю часть. На педаль газа машина уже не реагировала. Стало понятно, что мы приехали.  Я открыл свою дверь и увидел белую глину у самого порога... Внутри всё опустилось. Достал телефон - нет сети. Никакой. Единственный, кто может нам помочь - это мы сами.

Вышли с Лёхой из машины, осмотрелись. Мы встали посреди лужи. Задние колёса утонули в жиже, передние еще за что-то цеплялись. Я попробовал толкать машину, но она стояла скалой и даже не двигалась. Прадик просто утонул в глине и лёг на задний мост.



Лёхе перед отъездом спонсоры дали снеговые цепи для преодоления памирских перевалов. Мы решили попробовать накинуть их на передние колёса, потому что до них еще можно было добраться. Провозившись с цепями около получаса, мы так толком их и не закрепили. Первый же оборот колеса стащил их и втёр в глину.



Остальные ребята тоже вышли из машины, погрузив свои New Balance в холодную белую воду по щиколотки. Стали собирать кусты и подкладывать их под передние колёса. Прокопали колею выезда, толкали уже вчетвером. Безрезультатно...



Спустя 2 часа попыток стало понятно, что самим нам не выбраться. На часах уже было 9. Стали думать, куда бежать за трактором, открыли навигатор. Ближайший населённый пункт был в 40 километрах от нас - Сенек. От одной мысли дойти туда пешком по степи скручивало кишки тугой косой. 40 километров - это минимум 10 часов. А учитывая, что под ногами болото, и всё 15. Ой как не хотелось оставаться в этих места после заката солнца... И тогда мы вспомнили, что по пути сюда вчера проезжали базу дорожных строителей. Напрямую от нас до неё было около 15 км. Но путь по степи перерезает глубокая и широкая расщелина, которую точно никак не преодолеть.

Измерили расстояние по дорогам - получилось 19 километров. Всего 19! После 40 эта цифра дала какой-то мощный прилив оптимизма и энергии! К тому же, у строителей мы видели кучу разной техники: УАЗик-буханку, погрузчики на огромных колёсах, КАМАз. И раз там есть техника, значит точно должны быть всегда люди. 19 километров можно пройти за 5 часов с привалами. Мы стали думать, кто пойдёт за помощью. Сначала предполагалось, что должны иди самые крепкие и выносливые - мы с Лёхой. Даже начали собирать в рюкзаки запас еды и воды для себя, сели в машину просушить перед дорогой ноги и обувь.

Пока сушились, продумывали другие варианты событий. Что, если помощь не получиться привести сразу? Что, если придётся ждать нас больше одного дня? У нас был достаточный запас еды и воды (её было хоть отбавляй в этом болоте), но всё же оставлять 3-х человек без связи в таком гиблом месте было рискованно. В итоге мы решили, что пойду я и поведу с собой Лину, Катю и Лёву, оставив Лёху одного с машиной и вещами. Хотя с последними точно ничего бы не случилось тут еще минимум месяц :) Это было самое безопасное место на планете на тот момент :))



Вывести как можно больше людей в безопасное место стало первоочередной задачей на тот день. Все были готовы идти. Собрали запас еды на пару дней, взяли воды и отправились налегке в путь...



Первые 5 километров идти было очень сложно. В попытках обойти крупные и глубокие лужи, мы сошли с тропы и отдалились в степь, быстро потеряв единственный визуальный ориентир. Ноги проваливались в белую жижу уже по середину голени. Вытаскивать из этой трясины их было очень тяжело. Силы тратились с огромной скоростью. На улице было около +10, но ноги согревали воду, которая была в ботинках и не мёрзли. Но если бы остановились тут на ночь - точно бы замёрзли.



Нужно было как-то вернуться на тропу. Визуальные ориентиры в виде Белой горы, под которой мы заночевали, на таких масштабах не работали. Тропа была от нас где-то в метрах 100, но мы её просто не видели. Кое-как по указателю навигатора выбрали правильное направление и пошли напролом, не обходя уже никакие лужи. Наконец, оказались на той же дороге, с которой ушли полчаса назад. Машину уже не было видно за невысоким рельефом местности. Спустя 5 километров мы оказались на песчаной дороге, по которой идти было уже намного легче. Подумали, чуть-чуть не хватило машине выбраться из этой ловушки...

Дошли до места развилки двух троп, которую мы проезжали ночью. Там валяется указатель на Бозжиру, обклеенный джипперскими стикерами.



Потом были еще 5 километров, после которых мы вышли к действующей ЛЭП. Это дорога жизни - иди вдоль ЛЭП и ты рано или поздно выйдешь к людям.



Лёва натёр мокрыми кроссовками кровавые мозоли и не мог идти. Мы часто останавливались, чтобы подложить под раны куски чистого носового платка или слить воду. Мы разбились на 2 группы - я с Линой впереди, Катя с Лёвой позади. Предположили вариант, что люди со строительной базы могут уезжать с неё после рабочего дня. Нужно было успеть до 17 часов, чтобы гарантированно застать там людей. Мы с Линой шли так, чтобы Катя с Лёвой видели нас впереди. Останавливались на поворотах и подъёмах. Это был какой-то флешбек - 2 года назад мы с Линой и другими ребятами шли по Гималаям к Эвересту, проходя по 15-20 км в день :)



Дождь то прекращался, то принимался идти снова. Весь воздух был просто напитан влагой. У меня еще тогда возникали сомнения по поводу трактора... Наконец, мы увидели вдалеке конец серпантина, по которому вчера спустились с плато Устюрт вниз в урочище. Сердце запрыгало от радости, словно мы вернулись домой! Мы договорились с Катей и Лёвой, что ускорим шаг и сильно оторвёмся от них. Идти и так уже было понятно куда, не заблудились бы. А мы, дойдя первые, отправили бы им на встречу машину - Лёва к тому времени уже еле ковылял из-за разбитых, кровоточащих ног...



Мы дошли... Не, мы добежали с Линой до базы, когда на часах было начало пятого. Движения не было, но мы понимали, что в такой дождь все сидят по вагончикам. Я уже продумывал варианты на случай, если бы там никого не было. Мы просто бы взломали дверь или разбили стекло, чтобы не оставаться на ночь под открытым небом.



Когда уже подходили к одному из них, дверь открылась и нам на встречу вышел человек... Спасены! Человек, встретивший нас, оказался прорабом строительной бригады. Он сразу проводил нас к обогревателю и выслушал нашу историю. Я попросил машину, чтобы встретить Катю с Лёвой. Мы прыгнули в «буханку» и водитель погнал на трассу. Я сказал, что он едет не туда - нам в другую сторону! Он даже не мог понять, откуда мы пришли, потому что в те края они никогда не ездили и даже не представляли, что оттуда можно прийти пешком. Водитель думал, что мы пришли по строящейся дороге :) Машина развернулась и мы мимо базы поехали навстречу ребятам. Но далеко отъехать не успели - Катя с Лёвой показались на тропе. Они тоже добрались.

Нас проводили в вагончик, где жили строители. Они сразу дали нам свои запасные вещи, чтобы мы переоделись во всё сухое. Девчонок забрали женщины, которые работали на базе в медблоке и на кухне. Горячий душ, тёплые вещи, сытный обед...



В лагере ощущалось оживление - все подходили, спрашивали, не нужно ли нам еще чего-то, сочувствовали, удивлялись, как мы дошли.



Выстирали одежду, развесили сушиться на обогревателях.



Медсестра обработала ноги Лёве, вскрыла волдыри, наложила на раны повязки. Нам выделили пустовавший вагончик со шконками, сколоченными из сосны. Дали постельное бельё, матрас и тёплые верблюжьи одеяла с характерным запахом.



Запахом тепла и уюта.



Но не было уютно на душе... Как там Лёха в степи один? Не затопило ли его полностью? Не пришлось ли ему эвакуироваться? Как оказалось, он был очень близок к этому...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Предыдущая часть: Застрявшие в Босжире. День 1
Следующая часть: Застрявшие в Босжире. День 3

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Прочитайте другие рассказы об этой поездке:
1. Мама Азия: Четыре с половиной страны за 3 недели
2. Застрявшие в Босжире. День 1
3. Застрявшие в Босжире. День 2
4. Застрявшие в Босжире. День 3
5. Застрявшие в Босжире. День 4. Финал


Средняя Азия, Бозжира, Казахстан, мамазиятур

Previous post Next post
Up