.
Пару раз уже заходила речь о том, как два простых лада соединяясь образуют более сложный лад. (См. посты про диатонизацию пентатоник (
064) и тетратоник (
065)). Разумеется, можно рассмотреть и обратную ситуацию: как из сложного лада выделяются более простые. Мне кажется, здесь кроется очень продуктивный способ работы с политональностями, особенно в рамках двухоктавных ладов, где количество комбинаций на порядки выше чем в обычных. Посему, настала пора придать этому явлению терминологическую строгость.
Введу термин «Сублад»:
Лад A является субладом лада B от i-ой ступени, если при построении ладотональности A от i-ой ступени лада B, множество нот ладотональности A является подмножеством нот ладотональности B.
Например, натуральный миксолидийский - сублад натурального ионийского от 5-ой ступени. Вместо номера ступени можно использовать и её название. Натуральный миксолидийский - доминантовый сублад натурального ионийского лада. Дорийская пентатоника - тонический сублад натурального дорийского лада.
Количество субладов может быть довольно велико. Так у любой натуральной диатоники в субладах значатся: 6 натуральных диатоник (совпадающих с исходной диатоникой по звукоряду), 12 натуральных гексатоник, 15 натуральных пентатоник, 16 натуральных тетратоник. (Легко считается, если представлять себе не интервальную структуру вышеозначенных ладов, а квинтовую, не нужно даже вдаваться в нумерацию ступеней). Вообще, разбивать лады, состоящие из последовательностей чистых квинт на аналогичные сублады - одно удовольствие, как хочешь, так и реж!
Примеры разделки/сборки двенадцатиступенных двухоктавно-квинтовых ладов (квинтовая структура):
Тут приведены 6 первых пришедших мне в голову простых вариантов представления некоего двенадцатиступенного двухоктавно-квинтового лада в виде суммы 2 или 3 субладов. На самом деле таких вариантов сотни, если не тысячи. В таблице не указаны местоположения тоник, если их конкретизировать то каждый из этих вариантов раcпадается на множество других:
1) 5*7=35
2) 6*6=36
3) 7*5=35
4) 6*7=42
5) 7*7=49
6) 5*5*5=125
А ведь существует ещё множество ладов и субладов не обладающих нерерывной квинтовой структурой! В общем, сублады как стёклышки в калейдоскопе, сочетаются друг с другом миллионами различных способов. И не говорите мне, что все мелодии уже написаны, вот он где простор для творчества! Думаю, в очередную версию Salierius обязательно нужно будет добавить поиск субладов и мощную систему фильтрации результатов.
Оглавление Словарь Словарь МТ