065. Политональная диатонизация тетратоник

Aug 13, 2012 00:14

.
Тетратоники лишь с большим трудом могут претендовать на звание полноценных ладов, но и с ними можно проделать тот же фокус что и с пентатониками ( 064).

Квинтовая структура натуральной тетратоники - четыре квинты подряд. Квинтовая структура диатоники - семь квинт подряд. Если не вдваться во внутреннюю структуру тетратоник, то возможны две схемы наложения двух тетратоник с образованием диатоники:




В случае 'а' квинтовая структура второй тетратоники сдвинута относительно первой на +3 квинты, в случае 'б' на -3 квинты.

В тетратонике возможно четыре варианта внутренней структуры (четыре варианта расположения тоники в квинтовой последовательности).



(О происхождении названий тетратоник см. 063)

С учётом этих четырёх вариантов количество возможных схем наложения составит 4*4*2=32
А с привязкой к конкретным звукорядам будет естественно 32*12=384

Например, способы наложения Ионийской и Фригийской тетратоник, уже не в квинтовой проекции, а на хроматической шкале (для компактности номера ступеней обозначены арабскими, а не римскими цифрами):



Обозначения рассшифровываются так:
1) Ион4 + 6Фриг4 = Лид7 Ионийская тетратоника + Фригийская тетратоника, сдвинутая на 6 полутонов = Лидийская диатоника
2) Ион4 + 0Фриг4 = Дор7 Ионийская тетратоника + Фригийская тетратоника, сдвинутая на 0 полутонов = Дорийская диатоника

(В обоих случаях, тоникой суммарного лада, считаем тонику первой тетратоники)

Поскольку таблицы получились очень большими, ограничусь прямыми ссылками:

Все 32 варианта в одной умеренного размера gif-ке
Та же таблица в мегаразмере для печати на биллбордах (Яндекс.Диск)

Сокращённый вариант таблицы. Не такой красивый, зато без излишних подробностей

К вопросу о практическом применении. Тетратоники - довольно примитивные структуры. В рамках натуральных тетратоник невозможны даже простейшие мажорные и минорные трезвучия. Тем не менее, наслаивание друг на друга минималистичных тетратонических мелодий во всевозможных комбинациях может оказаться довольно плодотворным при написании эмбиентов, дронов и минималистичных композиций.

Что касается политональной диатонизации гексатоник - то это не так интересно, поскольку гексатоники почти не отличаются от диатоник - всего лишь отсутствие одной из ступеней. По аналогии с вышеприведёнными рассуждениям, можно сказать что там будет 6*6*2=72 варианта наложения без привязки к конкретному звукоряду, и 72*12=864 с привязкой. Что касается политонального наложения диатоники на диатонику с сохранением диатоники, то этот вариант описывается давнишней таблицей ( 044) нарисованной немного по другому поводу.

Оглавление    Словарь    Словарь МТ

music_theory, 12tet

Previous post Next post
Up