Самый страшный ГУЛАГ Чукотки

Jan 24, 2016 21:58

А мы опять на край нашей земли, на Чукотку. Сегодня я хотел затронуть непростую для нашей страны тему ГУЛАГов. О чукотских урановых рудниках ходят легенды, многие заявляют, что именно там добывали сырьё для наших первых атомных бомб. А кто на них трудился? Конечно, в большинстве своём заключенные, которых сюда везли со всей страны. На полноту картины я не претендую, но до одного, самого страшного такого лагеря, мы всё-таки добрались, это Чаунлаг «Северный», расположенный далеко от оживлённых трасс (если про Чукотку вообще можно так сказать), в горах.





2. Добраться до него скажу сразу не просто. Около четырех часов по сильному бездорожью и ещё часа 2,5 пешочком, зато виды, которые открываются по пути, этого стоят. Изначально мы сюда не планировали заглянуть, да, была надежда, а вдруг...и вот шанс, нам выделили машину, загрузились, взяли небольшой перекус в виде печенюшек и коньяка (не пьянки ради, а чтоб не замёрзнуть) и вперёд...



3. С конца 30-х годов на Чукотке стали активно разрабатывать золото, олово, уран и т. д., всё это хозяйство было передано под контроль Дальстроя. Это была не просто какая-то организация, а государство в государстве. Оно заведовало горной промышленностью, транспортом, связью, энергетической и топливной базой, снабжением, торговлей, социальной инфраструктурой и т. д., также следило и за партийной жизнью. В качестве основной рабочей силы были заключенные, с этой целью был создан Чаунский ИТЛ (Чаунлаг, ИТЛ Упр. п/я 14) Дальстроя, который функционировал с августа 1951 года по апрель 1953 года. Вроде срок небольшой, но дел успели натворить не мало. Более 11 000 человек прошли через него, работали на строительстве дорог, а самые отчаянные были заняты на разведке, добыче и обогащении радиоактивного сырья.



4.  Дальше наша вахтовка ехать отказалась, направление мы поняли и пошли на свой страх и риск, а, учитывая, что на снегу попадались волчьи следы, адреналин зашкаливал



5. Первые строения, возможно, какой-то пересыльный пункт



6. А нам ещё идти и идти, вот он, "Северный", на сопке, а ближе к нам, скорее всего, и есть та самая обогатительная фабрика



7.



8. Да, красота отменная



9. Та самая Алёна, из ВИМ-АВИА, которая сюда на неделю нас привезла, за что ей и низкий поклон



10.



11.



12. Монстры-пауки переползали дорогу, но и это нас не останавило



13. На соседней сопке расположилась тропосферная радиорелейная станция "Гранат", когда-то она обеспечивала дальней связью наши удалённые регионы и была промежуточной станцией между аналогичной "Хрусталь" у села Михалкино в 408 км западнее от неё и на востоке -"Рудуктор" ("Рубин") в поселке мыс Шмидта в 349 км. Всего в СССР работало 46 подобных тропосферных радиорелейных станций. Прогресс пришёл и надобность в них отпала, в 90-е и её забросили. Мы очень хотели и туда успеть, нам казалось, что она достаточно близко, но в реале это только иллюзия. Координаты станции 69,733 сш 171,770 вд. Высота над уровнем моря - 910 метров. А размер этих «лопухов» составляет 32×32 метра.



14.



15. Вот и Сергей sergeydolya не удержался и стал щёлкать направо и налево



16. Ура!!! Вот мы у цели



17.



18. Многие заключенные в этот лагерь попадали по своей воле, да, выбор и тогда был. Лучше так, чем мучиться! Всё дело в том, что условия жизни здесь были на порядок выше, кормили мясными и рыбными консервами, даже шпроты были, селёдка бочками, колбаса, масло. Бытовые условия обеспечивались на приемлемом уровне, если сравнивать с другими лагерями. А цена - это твоё здоровье! Радиоактивное излучение и погодные условия делали своё дело, люди в таких условиях жили полгода, год от силы, хоронили их тут же целыми группами…



19.



20.



21. Сохранилось достаточно много бараков, но мы сильно шалить не стали. Как ни как дозиметр мы не взяли, а облучаться добровольно тоже большого желания не было.



22.



23. Пару фоток для истории и назад.



24.



25.



26.



27.



28.



29.



30. А это уже знаменитые Чукотские кекуры, о них я расскажу в следующий раз...



Хотелось бы сказать большое спасибо Авиакомпании «ВИМ-АВИА» и Аэропорту «Домодедово» за организацию такого интересного блог-тура, отдельный респект Евгению Солянко, за нашу координацию и досуг на месте. Благодарю за содействие ФКП «Аэропорты Чукотки «Певек», Певекский центр ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Востока», Чукотгидромет, коллектив метеостанции Валькаркай и всех, кто помогал нам классно провести время в Певеке. Спасибо также за компанию Павлу Брагину, Алёне Панариной, Сергею sergeimac и Сергею sergeydolya и Александру zhzhitel!

Вся наша чукотская история с ВИМ-АВИА:

2015





















2016











P.S. Путешествуйте по городам России с нами: «ZAVODFOTO - Города России!»

no industry, ВимЧукотка, Чукотский автономный округ

Previous post Next post
Up