К дню рождения любимого художника.

Feb 24, 2017 22:36




126 лет назад, 25 февраля, в Варшаве родился Ян Генрик Розен - один из моих любимых художников, творчеством которого  интересуюсь уже много лет, - с тех пор, как увидела его росписи в Армянском кафедральном соборе во Львове.

Так как имею, наверное, странное желание интересоваться не только началом, но и окончанием жизненного пути своих кумиров, то, конечно же,  знала, что покоится Розен в Арлингтоне, штат Вирджиния, на Columbia Gardens Memorial Cemetery. Он умер в 1982 году и был похоронен рядом со своей младшей сестрой Софией.
Гуляя по Сети в поисках работ Розена, увидела сообщение о том, что Польский культурный центр в Америке принял решение установить памятник польско-американскому художнику-монументалисту Яну Генрику де Розену на Мемориальной аллее кладбища Национального Храма Богоматери Ченстоховской в Doylestown, Пенсильвания.



Для тех, кто не знаком с биографией Яна Генрика Розена сообщаю, что в США он жил  и творил с 1937 по 1982 год. Есть  работы  Розена и у нас, в Украине, а также в  Италии,  Австрии и  Польше. Поляки считают его своим, так как художник родился в Варшаве,  прожил в Польше первую половину своей жизни и живя в США, никогда не порывал связей с польской диаспорой. Мои попытки увидеть, как выглядит памятник Розену, который установили на польском кладбище в Doylestown, долгое время были безуспешными. И вот совсем недавно, многоуважаемый virginian, которому я премного благодарна, проведя самое настоящее журналистское расследование, выслал мне фотографии  памятника, а также статью, освещающую это событие.
Памятный обелиск, правильнее его назвать - кенотаф был торжественно установлен в 2004 году на Мемориальной аллее польского кладбища в Doylestown. На вертикальной мраморной плите - бронзовый барельеф с многофигурной композицией, о которой я хочу рассказать вам.



Memory Stoun-кенотаф был заказан польско-американскому скульптору Гордону Крэю (Gordon Kray), известному своими бюстами и памятниками знаменитым людям Америки. Удалось найти  фотографию скульптора, а также сообщение о том, что Гордон Крэй был учеником Розена.



Перед Гордоном Крэем стояла очень нелегкая задача - увековечить память такого сложного, таланливейшего, эрудированного и глубоко религиозного человека, каким был Розен.  Питая непреодолимую тягу ко всему, что касается Яна Геника Розена, я подробно разобрала всё, что изображено на барельефе. Зная, что некоторые мои друзья также интересуются его творчеством, решила показать эту "разборку" в своём журнале.
Напоминаю, что это МОЙ журнал, в котором пишу о том, что меня волнует и интересует. Наверное, данный пост выглядит несколько странно, но своё собственное мнение  никому не навязываю. А любую критику в свой адрес очень даже приветствую. Особенно, если она будет от специалистов.



Первое моё впечатление - при чём здесь палитра, которая сразу же бросается в глаза? Ни на одной фотографии не видела, чтобы в руке у Розена была палитра с красками. Розен был художником монументалистом. Его произведения огромны. Использовал краски, приготовленные собственным способом. Как правило, это были водяные краски: гуашь, темпера, которые не нуждаются в палитре.

Иногда на фотографии рядом с Розеном можно увидеть его первого помощника Уилфреда (Wilfred) - куклу-манекен с которым он никогда не расставался. Розену очень часто позировали его друзья, ученики, священный клир, прихожане, дети прихожан. Принимал в этом участие и Wilrferd -. его Розен наряжал во всевозможные драпировки, чтобы поточнее передать многие детали. На персонажах  его фресок и полихромий, как правило, роскошно драпированные одежды. И мне кажется, что именно эти волнующие складки помогают передать ту особую ауру, которая так свойственна его картинам.
А палитра в руках художника, изображенная на барельефе, очевидно, просто символизирует его профессию , как это можно увидеть на многих памятниках, посвященным художникам.
Фотография из монографии dr.Wolanska "Katedra ormianska we Lwowie".



Портретное сходство налицо.
Розен творил свои монументальные композиции до глубокой старости.
Работоспособность его была удивительна.



В последние годы своей жизни, а он прожил 91 год, была создана огромная полихромия "Poland Ever Faithful", на которой изображены польские святые. Фреска находилась в Церкви Святого семейства в Питсбурге. В 2008 году церковь закрыли , и фреска могла быть потеряна навсегда. К счастью, поляки  организовали сбор средств для демонтажа фрески (как это было возможно?), которая была перевезена в Дойлестоун, штат Пенсильвания и установлена в часовне Святой Анны  Национального храма Богоматери Ченстоховской в Doylestown.

Фото из альбома "With Paintbrush and Sword"



О размерах  огромной фрески "Poland Ever Faithful", которую художник, уже тяжелобольной), создал на пороге своего 90-летия (!)  можно судить по этой фотографии. (Перефотографировала из альбома "With Paintbrush and Sword", поэтому столь плохое качество). Слева - часть фрески Розена, которую освящает священник.





Перед вами энтузиасты спасения шедевра Розена. Стоят они на фоне этого шедевра. Среди них - Bill Reynolds, который был помощником Розена, когда он работал над этой фреской. Bill Reynold - крайний слева. Благодаря ему удалось спасти часть архива Розена.
Показываю фотографию, чтобы  можно было увидеть, насколько огромна  полихромия "Poland Ever Faithful".
ОТСЮДА



.
В 1939 году в Нью-Йорке проходила междунардная выставка ЭКСПО-1939.
Robert Knight Ryland, "Всемирная выставка в Нью Йорке, 1939-40"
Фото ОТСЮДА.


Польский посол Ежи Потоцкий предложил Розену нарисовать для этой выставки две картины на тему - "Знаменитые личности польского прошлого" и "Польша будущего". Картины были выставлены в польском павильоне.
Фото ОТСЮДА.


На фотографии Розен рисует набросок картины "Польша будущего". В центре, очевидно, герой прошлого со щитом. Справа фигуры будущей Польши.
Фото ОТСЮДА



Другая картина, представленная на ЭКСПО-1939, - "Знаменитые личности польского прошлого"
Сейчас эти огромные полотна находятся в польском музее в Чикаго.



Изучаем барельеф дальше. Грозный образ Иисуса Христа - Спаса Вседержителя, или Пантократора.



Это фрагмент огромного мозаичного панно - самого большого изображения Иисуса Христа во всем мире. Здесь всё необычно. И три языка пламени. И яркий красный цвет. И сам Спаситель, сидящий в позе Будды. Панно неоднозначно было принято прихожанами храма и общественностью. О нём и по сей день ведётся большая дискуссия, которую вы можете посмотреть ЗДЕСЬ.
Фото ОТСЮДА



Мозаичное панно в интерьере Храма на открытке, присланной мне уважаемым
virginian.



Мозаичное панно находится в Храме Непорочного Зачатия в Вашингтоне.- в самом крупном католическом храме США. Возможно, его купол также изображен на барельефе, который мы рассматриваем. Как видите, купол не характерен для католических храмов - это византийский стиль. Возможно, поэтому скульптор и показал нам его.
Работоспособность Розена была поразительная. Около 50 храмов США различных христианских конфессий имеют его мозаики, витражи и полихромии.
Фото ОТСЮДА.


Самыми интригующими для меня были портреты, выполненные на барельефе. Несомненно, по замыслу автора барельефа, они имеют ключевое значение. Я сразу же узнала эти образы, - они запечатлены на одной из моих любимых работ Яна Генрика Розена. Находится она в Кафедральном соборе Петра и Павла в Вашингтоне.



Перед вами часовня Святого Иосифа Аримафейского. Расскажу немного о Святом.
Все четыре евангелиста упоминают это имя, расказывая о погребении Иисуса Христа. Иосиф Аримафейский был богатым и знатным членом Синендриона. Именно он попросил у Понтия Пилата тело казненного Иисуса, и сняв с креста, похоронил в своей гробнице, которая была вырублена в скале.
Фото ОТСЮДА



Рассмотрим внимательно фреску. Траурная процессия идёт к гробнице, вырубленной в скале.
"...колеблется земли уклад: Они хоронят Бога..."
Наверное, только тот, кто шёл в подобной процесси за любимыми и дорогими людьми могут до конца прочувствовать весь торжественый трагизм  этого шедевра. Впереди в филетовом одеянии медленно шествует Иосиф Аримафейский. Похоже, что он несёт в руках чашу. В апокрифах говорится о том, что это чаша Грааля. Слева - Пресвятая Богородица, её поддерживает Иоанн, любимый ученик Христа. В груди Божией Матери - меч, который проник в  Её сердце и душу у Голгофского Креста, когда римский воин пронзил копьём рёбра Её сына. Этот римский воин также есть на фреске. Он - в правом нижнем углу картины. За безжизненным, но Светлым телом Христа - Ангел. Он висит над землёй. Тело бережно поддерживают два монаха. Все погружены в себя, в свои мысли. Безмолвие. Великая тайна жизни и смерти. И только один из монахов, весь в черных одеяниях, вопрошающе смотрит прямо на нас.
фото ОТСЮДА



Узнаёте?



Особенностью творчества Розена является то, что исторические и библейные персонажи он рисовал с конкретных людей. Мне кажется, что в образе св.Иосифа Аримафейского Ян Генрик Розен изобразил своего отца - Яна Богумила Розена.



Мы можем его видеть  на фреске "Тайная вечеря" в образе одного из апостолов. А также в "Поклонении пастухов" в образе Св.Иосифа. Обе эти композиции находятся в Армянской церкви во Львове.



А кто же этот молодой монах, бережно поддерживающий лежащее тело Иисуса, идущий за Иосифом Аримафейским и смотрящий прямо на нас.? Мне почему-то думается, что  в образе серьёзного молодого монаха Розен изобразил себя.
На фотографии из очерка Юрия Смирнова "Молодість Яна Генрика Розена", будущий художник в возрасте трёх лет.



Так ли это? И имеет ли это какое-либо значение? И вообще, - не праздный ли это интерес? Эти вопросы я задаю лично себе. Почему-то для меня это важно.
Что же завершает барельеф? Я вижу в этих, казалось бы, бесформенных фигурах - грозовые, метущиеся, раздуваемые ветром, облака.



Одним из любимых художников Розена был Альбрехт Дюрер. И иногда в своих композициях изображал облака, напоминающие те, которые часто встречаются на гравюрах Дюрера.
Слева - фрагмент полихромии Розена. Справа - гравюра Дюрера из серии "Апокалипсис".



И последнее. Надпись на барельефе." Jan Henryk de Rosen. Artist. Patriot. 1891-1982". "Ян Генрик Розен. Художник. Патриот. 1891-1982".
И действительно, - настоящий патриот своего Отечества. Участник Первой Мировой войны и добровольный шифровальщик во времена Второй Мировой войны, за что был отмечен: польский Крест Virtuti Militari и Крест за храбрость, 5 медалей, Кавалерский Крест Почётного Легиона и еще много-много наград, в том числе и от Папы Римского Павла Шестого.

В Сети есть замечательная монография dr. Joanna Wolanska об Армянской церкви во Львове, благодаря которой для меня  были открыты многие страницы творчества  Розена. Краткая биография художника заканчивается фразой : "Pozniey malarz popadl w zapomnienie" - "Впоследствии художник был предан забвению".
Розен жил в Арлингтоне, а его небольшая мастерская находилась в Вашингтоне. Ежедневно, он добирался туда на автобусе и работал всю первую половину дня. Затем он спешил домой, где необходимо было ухаживать за  тяжелобольной сестрой Софией.


В это, конечно, трудно поверить, но большой художник, работы которого по сей день украшают около пятидесяти храмов США, умер в бедности. Ту минимальную плату, которой оценивали его работы, постоянно задерживали или , вообще, не выплачивали. Из-за своих моральных качеств настаивать Розен не мог. После его смерти всё имущество было продано на аукционе за бесценок, чтобы оплатить долги. Из его личного архива чудом уцелело несколько мешков бесценных документов, эскизов, которые уже были подготовлены к мусорной свалке. А архив Розена, который оставался во Львове, где он прожил 11 лет, вообще, исчез в неизвестном направлении.
Умер Ян Генрик Розен в Арлингтонской больнице 22 августа 1982 года. Его последняя воля была выполнена, - он покоится рядом со своей младшей сестрой Софией, за которой так трогательно ухаживал. София Розен также была очень талантлива. Её работы есть в Армянской церкви во Львове. Наверняка, они есть где-то еще. Но об этом сейчас практически никто не вспоминает.
Скромная надмогильная плита, под которой покоится прах Розена заросла травой. Наверное, так и нужно. Ведь главный памятник, который Розен воздвиг самому себе - это его многочисленные работы, разбросанные по всему миру.
.


Как видим, время всё расставляет на свои места. Об Яне Генрике Розене появляются всё новые и новые публикации в Сети. В журнале "Галицька брама" вышла в свет серия интересных очерков Юрия Смирнова. К фрескам Розена в Армянской церкви во Львове постоянно заходят группы туристов. Правда, его росписи в бывшей семинарской часовне храма Сретения под замком. Но их можно увидеть в Интернете.
Фотография ОТСЮДА.


За рубежом в 2011 году издана биография Розена, которую написала Mary Lubienski Flanagan. Доходы от продажи этой книги идут в фонд Розена, котрый создан Американским советом польской культуры. Печально, что у нас нет такого фонда, а ведь Ян Генрик Розен оставил замечательное наследие во Львове. Но до сих пор некому позаботиться о могиле его матери на Лычаковском кладбище. А чтут ли память его отца, который покоится на Варшавском протестантском кладбище, мне неизвестно.
О том, как чтут поляки память Яна Богумила Розена, отца художника-монументалиста, мне теперь известно, так как в позапрошлом году я нашла его заброшенную могилу на Варшавском кладбище. Об этом можно почитать ЗДЕСЬ.

Благодаря своей  высокой духовной культуре и высочайшему мастерству Ян Генрик Розен сумел  подарить  нам своё видение того надприродного мира, которого не избежит каждый из нас. Хотя увидит его не каждый. И потому я просто счастлива, что 6 лет назад, в мокром, сером и неуютном ноябрьском Львове попала в храм, где не только почувствовала, но и увидела великую тайну жизни и смерти, - бесценный дар сакрального художника-монументалиста Яна Генрика Розена, ушедшего в тот мир, который был открыт ему еще при жизни.



Мои посты о Розене:

http://zalgalina.livejournal.com/46742.html
http://zalgalina.livejournal.com/46894.html
http://zalgalina.livejournal.com/47107.html
http://zalgalina.livejournal.com/80160.html
https://zalgalina.livejournal.com/115115.html
https://zalgalina.livejournal.com/116598.html

любимое, Ян Генрик Розен

Previous post Next post
Up