Продолжаю показывать подборку работ польского художника-монументалиста Яна Генрика Розена с моими субъективными комментариями. Начало
ЗДЕСЬ.>
Рассматриваем картину Розена "Победа Яна Третьего Собеского под Веной", которую он написал в 1938 году для польского посольства в Вашингтоне. Про главного героя картины мы уже поговорили. Рассмотрим теперь группу военных в центре .
Под флагом Польши из тумана выступают военные кавалеристы во главе с первым маршалом независимой Польши Юзефом Клемансом Пилсудским.
(Хотелось бы очень узнать, кто же это так внимательно смотрит на нас из левого верхнего угла. Очень приятное женское лицо. И вообще, какое значение имели женщины в жизни художника? Может, кому-то это известно? Пардон, отвлеклась...)
Как мало мы знаем о личностях, которые когда-то были у всех на слуху. Например, кто такой был Пилсудский? Знаем - враг Советской власти, воевал с большевиками. А знаете ли вы, что он учился медицине в Харькове, где за революционную деятельность чуть-чуть не был расстрелян вместе с Александром Ульяновым; несколько лет провел в ссылке в Сибири; был лидером Польской социалистической партии; сидел в Петербурге в сумасшедшем доме, чтобы избежать очередного ареста; ездил в Японию, для сбора денег на борьбу с царизмом; но так как эта поездка не удалась - организовал ограбление почтового поезда на сумму более 200 000 руб. для всё той же революционной борьбы. Много еще было всего. Но самым триумфальным в жизни Пилсудского, сыгравшего решающую роль в восстановлении независимости Польши, очевидно, был его въезд в Варшаву 10 ноября 1918 года. Наверное, этот торжественный момент и изобразил Ян Генрик Розен на своем полотне. Кто читал внимательно мои "изыскания", тот должен помнить, что художник лично был знаком с Юзефом Пилсудским, когда работал военным атташе у премьер-министра Польши Игнация Яна Падеревского.
Какой тяжелый взгляд у Пилсудского! Сразу чувствуется - неординарная личность.
"Чудо на Висле", при котором главным командующим был Юзеф Пилсудский, принесло первую победу Польше после триумфа Яна Третьего Собеского под Веной. Вот эти самые важные события в военной истории Польши и отобразил Ян Генрик Розен на своей аллегорической картине, которая должна была украсить польское посольство в Вашингтоне. Но не тут-то было. В 1939 году в посольстве появились коммунисты, которым,естественно, очень не понравилось напоминание о, имевшем место, разгроме Красной Армии на Висле. Картину прикрыли фанерой, и о ней забыли. А когда вспомнили,то разрезали на шесть частей, так как картина была огромная, и вывезли в Варшаву. Вспомнили о картине только в 1992 году, когда к мнению коммунистов никто уже не прислушивался. Картину собрали, отреставрировали в Академии изящных искусств и переправили назад, в Вашингтон. Где она и висит по сей день в польском посольстве на том самом месте, куда предполагал её повесить бывший военый атташе, ставший известным художником - Ян Генрик Розен.
http://www.waszyngton.msz.gov.pl/en/bilateral_cooperation/press/newsletter/art_embassy/rosen_mural;jsessionid=16D1C00B064F96E557BF8A39E096BF00.cmsap2p Немного вернусь назад. В 1935 году, после окончания работы в папской резиденции в Кастель Гандольфо, Розена приглашают расписывать новый костел в городе Подкова Лесна (недалеко от Варшавы).
Вот некоторые из его работ, которые находятся в костеле. Опять Святой Христофор с младенцем Иисусом.Но обратите внимание, насколько интересно это изображение. Венцы над головами образуют ветви прекрасного цветущего деревца, что очень необычно и красиво.
Справа - витражи . И опять,- насколько впечатляющи, но неканоничны изображения Святых. Читала, что некоторые львовяне написали жалобу к Папе Римскому за то, что росписи Розена в Армянском храме противоречат всем церковным канонам. Папа Римский прислал проверящих во Львов, в результате чего Розен был приглашен расписать летнюю папскую резиденцию.
Грозный Архангел Михаил в одном из польских костелов. Точное месторасположение костела не нашла.
1939 год. Началась Вторая Мировая война. Очевидно то, что в это время Ян Генрик Розен находился в Вашингтоне, спасло ему жизнь. Всем известно , как поступали фашисты с лицами еврейского происхождения в Европе. Ведь если Зигмунду Фрейду - ученому с мировой известностью, с таким трудом удалось выехать из Вены, то вряд ли кто-то спасал бы художника Розена.
Во время войны Розен работает военным советником в польском посольстве, но не оставляет свои занятия живописью. Принимает участие в оформлении польского павильона на Всемирной выставке, которая проходила в Нью-Йорке.
Одна из его работ. Не могу сказать о чем рассказывает нам эта картина. Какая-то трагедия из польской истории. Видим траурную процессию, образ Божьей Матери Ченстоховской, щит с польским гербом, королеву на троне...
После окончания войны Розен на Родину больше не вернулся и вторую половину своей жизни провел в Соединенных Штатах Америки очень востребованным художником. Кроме того Розен преподавал сакральное искусство в Джорджтаунском Католическом университетете Вашингтона с 1939 по 1945 год.
Фотография
ОТСЮДА. 1946-1950 г.г. - расписывает часовни в Grace Cathedral Сан-Франциско, где сейчас находится значительная коллекция его работ .
Фотография
ОТСЮДА С удовольствием показываю вам "Святое Семейство" Розена, за которое благодарю умницу
e11enaiРоспись была заказана меценатом собора. Но,как пишут на сайте собора,заказчику не понравились ангелы и художнику пришлось их зарисовать.Осталось только пустое звездное небо. Интересно, что же не понравилось заказчику? К сожалению,теперь мы это никогда не узнаем.Фотография
ОТСЮДА На другой росписи изображен святой Франциск Ассизский (чье имя носит город Сан-Франциско) и св. Клара Ассизская. Вдалеке, по-видимому, город Ассизи.
Можно чуь-чуть разглядеть, как Розен расписал панели Высокого Алтаря колумбария, который находится в часовне Св.Франциска.
Еще одна работа Розена находится в католическом соборе в Doylestown, где проживает большая польская диаспора. Перенесена она сюда из церкви, которая закрылась в Питсбурге.
Фреска на тематику истории христианства в Польше имеет размер 45*14 футов, что соответствует размерам небольшой квартиры. Фон фрески - листовое золото. Фотография
ОТСЮДА.
Спасибо, уважаемый
virginian !
В Википедии отмечается, что наиболее значительными работами Розена являются исторические фрески, написанные в стиле смешения элементов раннего итальянского мастера Джотто и Мантеньи.
Последующие монументальные работы Розена очень впечатляют. Предлагаю ознакомиться с ними.
По эскизам Яна Генрика Розена набраны мозаики Главного купола Кафедрального собора Св.Людовика в городе Сент-Луи, штат Миссури. Фотографию взяла
ЗДЕСЬ Мозаики изображают сцены Ветхого и Нового Завета. Считаются самыми крупными мозаиками в мире - 14 000 квадратных метров.
Вот он - этот необыкновенный купол. Фото
ОТСЮДА.
Ян Генрик Розен делал также росписи в англиканском соборе в Вашингтоне - Washington National Cathedral. Фотографии
ОТСЮДА. Роспись "Погребение Христа".в часовне Св.Иосифа Аримафейского. Для росписи использовалось сусальное золото.
Пожалуй, самой загадочной для меня работой художника является изображение Спасителя в Храме Непорочного Зачатия в Вашингтоне.
"Это самый крупный католический собор в США и по совместительству самое высокое здание в Вашингтоне (около 100 метров). Его строительство началось в 1920-х годах, было приостановлено во время Великой депрессии и закончено в 60-х. Храм построен в неовизантийском стиле (в том же, что Вестминстерский собор в Лондоне) - с приземистыми куполами, мозаикой и керамическими медальонами". Полностью построен из камня, кирпича и черепицы. Стальные конструкции не применялись.
Фотография
ОТСЮДА. Фотография
ОТСЮДА.
Как видим - храм огромный. Направляемся в его самую дальнюю часть.
Сейчас я вам покажу то, что является для меня самым загадочным и потрясным в творчестве Яна Генрика Розена. Под куполом храма находится самое большое мозаичное изображение Иисуса Христа - Спас Вседержитель, или Пантократор, или Спас в Силах. Мозаика создана из кусков тонированного стекла. Обращаемся к
Википедии: "Входя в храм, человек оказывался под покровом Христа. Поясное изображение Пантократора вписывали в "окулюс" (лат. oculus - "глазок, круг, орбита") - радужное обрамление в форме круга. Мотив радуги создавал впечатление, будто Пантократор парит в небесах, а купол зрительно преображался в "свод небесный".
Нижеследующие фотографии
ОТСЮДА Никогда не испытывала того чувства, которое испытала при первом взгляде на изображение Спасителя Яна Генрика Розена. Что это? Его собственная трактовка? Вызов всем церковным канонам? Во-первых - поза. Спаситель, одетый в красную тогу сидит в позе буддийского монаха. По всем канонам Христос должен сидеть на престоле-троне, как правитель всего Мира.
Нашла похожее изображение. В красных одеждах и с воздетыми руками Спаситель изображен на
ИЗЕНГЕЙМСКИЙ АЛТАРЕ , но этот сюжет относится к "Воскресению".
Грозен, очень грозен Спаситель! А обратите внимание на эти крестообразные пучки пламени вокруг нимба, которые очень напоминают некоторым посетителям храма горящие кресты Ку-Клукс-Клана.
И еще - непривычный лик Спасителя. Но просмотрев изображения Иисуса Христа на ранних картинах, можно обнаружить, что Розен всегда изображал его именно так.
Слева роспись "Тайная вечеря" в Львовском Армянском соборе. Справа - икона, написанная Розеном в1941 году, которая хранится в
The Ukrainian Museum and Library of Stamford, Connekticut Смотрим на лик Спасителя. (Кто интересуется подробностями -
СЮДА.) Оказывается, в Восточной иконографии очень распространен следующий прием : одна половина лица изображается так, что она выглядит грозно, а другая половина - умиротворенно и спокойно. Если закрыть ладонью поочередно правую и левую половину лица, то можно убедиться, что Розен использовал именно этот прием Восточной иконографии. Некоторые исследователи пишут, что даже цвет глаз - разный. Но по подобным фрагментам, конечно, трудно судить об этом.
Но что больше всего меня впечатлило, так это изображение следующих существ в красных одеждах. Сплошные загадки. У ног Спасителя их - семь. Четверо в белых одеждах, и трое - самых суровых - в красных мантиях, из-под которых виднеются концы разноцветных крыльев. Но обратите внимание на их обувь.
Многим она напоминает копыта...
"Пантократор в куполе - это Всеобъемлющий Христос. Поэтому под Его изображением, в простенках между окон барабана купола, помещали образы Сил Небесных - Архангелов с лабарумами, как посредников, передающих Божественную волю в тварный мир." (
Из Словаря изобразительных искусств).
Что хотел нам донести своим видением Сил небесных этот удивительный художник? О чем предупреждал ? Что за знаки у них на нимбах? А, может,это просто мое разыгравшееся воображение, подпитанное этим красным цветом.
Вот они -
Архангелы с лабарумами на старинных византийских мозаиках. (Лабарум (хоругвь) - длинное древко с перекладиной, на которой закреплена ткань).Крылья византийских Архангелов несколько напоминают крылья Архангелов Розена, что немного успокаивает. Но они ведь босиком!
А еще посмотрите - за фигурами в красном видна радуга. Очень она мне нравится. "В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, союза Бога и человечества и того, что потопа никогда больше не будет (Быт.9:12-17).". Но опять загадка - в радуге у Розена всего три цвета - красный, желтый и зеленый.
Уважаемый
fravento в своем комметарии сделал ценное дополнение, которое проясняет очень многое:"Есть варианты изображения Вседержителя, где Он восседает именно на радуге, а не на престоле. Отсюда и поза такая, которую Вы сравнили с позой буддийского монаха. Вот,например:
http://www.cirota.ru/forum/images/95/95635.gifИ цвета радуги честно друг в друга перетекают у Розена, тут загадок нет. Огненные языки над нимбом Спасителя - это, конечно, преувеличение иконописца. Впрочем, вполне объяснимое в контексте такого "пламенного" Вседержителя. А вообще это - контуры креста, так называемый крестчатый нимб, являющийся неотъемлемым иконографическим атрибутом Христа. На ногах у ангелов - просто сапоги,довольно обычный византинизм. В их нимбах - голгофские Кресты (кресты с горочками) и, белым, так называемые тороки или послухи. Вообще это просто повязки на волосы, но их считают символом постоянного слышания воли Бога - тоже обычный атрибут ангелов на иконах Восточной Церкви".
Наверное, хватит загадок, символики и красного цвета. Приглашаю вас перенестись в Вашингтон и самостоятельно посетить Храм Непорочного Зачатия .
ОЧЕНЬ ВПЕЧАТЛЯЕТ! Предупреждаю - трафик!
Подробно и очень интересно о Базилике можно
почитать в журнале virginian Сан-Францско, Голливуд, Питтсбург, Буффало, Мемфис... Думаю, что это еще не весь список, где можно увидеть произведения Яна Генрика Розена. Он прожил очень долгую и, думаю, очень насыщенную жизнь. Умер на 92-ом году в Арлингтонской больнице, недалеко от Вашингтона. Американский Совет по польской культуре запланировал поставить памятник этому замечательному художнику. Проект памятника разработан архитектором Гордоном. Но поставлен памятник или нет - мне неизвестно.
С сожалением расстаюсь с Розеном и с его удивительными для меня произведениями. Буду очень благодарна за любую дополнительную информацию.
Как всё взаимосвязано в этом мире - ехала во Львов, чтобы побольше узнать о Иоганне Грегоре Пинзеле и Артуре Гроттгере, а познакомилась еще с двумя интереснейшими личностями - Игнацием Яном Падеревским и с Яном Генриком Розеном. И все они оказались каким-то образом связанными между собой.
Еще раз смотрим на роспись Розена "Похороны Св.Одилона". Средний монах оглядывается назад - не призыв ли это к нам, к настоящим, не забывать тех, кто ушел в прошлое, которое со временем становится всё дальше и дальше. Но все те, кто прошли, жили, любили, радовались, страдали, верили и творили .
«О святой Одилон, душ усопших покровитель!
Идем толпою - мы, усопшие - за твоим гробом.
Забыты мы были живыми..."
Пусть же мои
львовские посты будут данью памяти большим талантам, которые оставили такой значимый след на этой земле.