Варшава. Ян Богумил Розен.

Apr 04, 2019 20:49




Любят поляки ставить лампадки на могилах своих родных и близких. Мне нравится этот обычай. Значит, жива еще память, если , хотя и не долго, но теплится всё-таки иногда живой огонек над чьим-то прахом. Помнят... А если пуст надмогильный камень? И зарос травой забвения... Жил человек. Писал картины. Вырастил детей, которых разбросало по Белу свету, и которые тоже стали художниками. И никого из них уже нет. И некому зажечь теплый огонёк. Но память еще чуть-чуть теплится в нескольких словах: "Ян Богумил Розен похоронен на Евангелистско-Аугсбургском кладбище в Варшаве, в семейном склепе".
Эту фразу я сразу же вспомнила, как только засобиралась посетить Варшаву. Наверняка, это покажется вам странным, но мысль о том, что мне очень нужно найти и посетить могилы родителей моего любимого художника Яна Генриха Розена не отпускала меня с тех пор, как я начала собирать материал о его жизни.
Есть небольшой фрагмент фотографии родителей Яна Генриха Розена. Он часто изображал их на своих фресках и картинах.



Отец художника Ян Богумил Розен умер в  1936 году, скоропостижно, во время поездки в Варшаву. Там же и был похоронен. Его мать, Ванда Генриетта Розен  умерла во Львове, через несколько месяцев после смерти мужа, в том же  1936 году. Сын похоронил её на Лычаковском кладбище и вскоре уехал в США. И потому эта, когда-то очень известная семья, оказалась разделенной  странами и  континентами. А наследников у них не было. Возможно, поэтому я и представила себе, что могу быть каким-то связующим звеном между людьми, которые так меня заинтересовали и которым я так благодарна за их сына.

Думаю, что прежде, чем рассказывать о моих поисках в Варшаве, нужно хотя бы несколько слов написать о том, кого же я искала.
Итак, Ян Богумил Розен - отец будущего художника, известного мастера сакральной живописи - Яна Генриха Розена, тоже был художником. Родился в 1854 году в зажиточной буржуазной семье. Его отец был Варшавским банкиром, а музыкальный салон его матери посещали известные музыканты, среди которых были Станислав Монюшко и Антон Рубинштейн. У Яна Богумила художественный талант проявился еще в детстве,  поэтому родители отправили его учиться в Мюнхенскую Академию искусств. Потом была учеба в Париже, успех, жизнь и творчество в европейских странах и многочисленные выставки.

Ян Богумил Розен в своей мастерской. 1889 год. Его сын Ян Генрик Розен еще не родился.
Фотография ОТСЮДА.



Со временем Ян Богумил Розен стал настолько известным и популярным художником-баталистом, что увидев его огромные "военные" полотна, на которых чрезвычайно реалистично были изображены сцены с огромным количеством участвующих в парадах, в битвах. в смотрах, российский император Александр Третий стал его постоянным заказчиком. Картинами Розена оформлялся  Зимний дворец в Петербурге. Николай Второй также собрал коллекцию его батально-исторических картин. Но удивительнее всего то, что нигде нет даже намека, где же  сейчас находятся все эти  полотна художника, которые он писал для России и за которые в 1892 году получил почетный титул академика и  профессора российской Академии искусств. (Знаю, что следы этих картин безуспешно разыскивал в Петербурге знаток истории российского двора v_murza.)
Собираясь в Польшу, я, конечно же, добросовестно выискала в Сети и переписала все картины Яна Богумила Розена, которые сохранились, тем более, что посещение Художественных музеев Варшавы и Кракова было одной из основных целей моей поездки. . Но увы,  в Национальных музеях Кракова и Варшавы  картины Розена я не обнаружила, а музейные смотрители  внимательно изучив мой  список , только пожимали плечами и недоумевали, услышав  фамилию художника. Хотя на  выставке в 1932 году, посвященной 60-летию его деятельности, было собрано из польских музеев и приватных собраний 83 работы и 45 картонов. Некоторые из них есть в Интернете, особенно, на аукционных сайтах. И мне, конечно, было искренне жаль. что я не увидела ни одну из его картин "вживую".
"Battle of Stoczek.1831"



"Konkurs pojazdów na Placu Ujazdowskim" 1881 год



После неудач с картинами Яна Богумила Розена, мне еще больше захотелось разыскать его могилу. Я была уверена, что почитатели  таланта  художника не оставили без внимания место его последнего упокоения. Оставалось только найти  кладбище с таким трудным названием - Евангелистко-Аугсбургское,  Лет пять назад этот поиск  в многомиллионной Варшаве был бы  очень сложным, но оказалось, что сейчас, при наличии смартфона, найти любую точку на карте города нет никаких проблем. Правда, для меня это было "освоением новой методики", которую мне преподала моя московская подруга, с которой мы встретились в Варшаве. С ней мы и отправились на поиски.



Начало поисков было не очень удачным. Сперва  мы попали на небольшое Кальвинистское кладбище, где долго бродили в поисках "дирекции". Но потом выяснилось, что  мы попали не туда, а "наше" кладбище находится по соседству.
Евангелистко-Аугсбургское кладбище оказалось большим и очень красивым, если так можно сказать о кладбище. Оно  мне очень напомнило Лычаковское кладбище во Львове, где я вот так же бродила в поисках могилы матери Яна Генриха Розена. Те же прямые аллеи, строгие кресты и каменные дома вечного упокоения. И даже ощущения были те же - торжественная тишина и покой, хотя совсем рядом, за оградой высились многоэтажки и шумел большой город.



Но время было очень дорого, поэтому разглядывать все эти памятники не приходилось, хотя один большой склеп привлек наше внимание своими православными куполами и надписью на русском языке. Это уже потом, дома, я узнала историю этого СКВАРЦОВА.



Кладбище было абсолютно пустынным, спросить, где находится "дирекция" было не у кого. Мы даже немного приуныли, бродя среди этой вечной скорби, пока, наконец-то, не встретили одинокого и хорошо подвипившего пана (с утра!). Он долго не мог понять, что мы от него хотим и только блаженно улыбался, сообразив, что перед ним какие-то иностранки. А мы тоже не могли придумать, какими понятными для него словами и  жестами , изобразить, что нам нужно. И лишь услышав слово "сторож", веселый пан встрепенулся и показал нам нужное направление.



Не удивительно, что мы не могли найти эту "дирекцию". Это было совершенно неприметное здание в самом дальнем углу кладбища. Хотя что можно было ожидать?



А дальше все было очень просто. Милая и улыбчивая пани, как только я ей показала имя и дату упокоения Jana Bogumila Rozena,  очень быстро сообразила, что нам нужно, . Через несколько минут, обратившись к большой картотеке , где были перечислены все "жильцы" этого скорбного места, она  уже показывала нам на мониторе компьютера то, что мы искали. Правда, при этом она все время извинительно добавляла, что "nikt nie przychodzi i nie usuwa grobu", но нас это  не волновало, так как "адрес" был уже получен.



Сектор под номером 18 мы нашли очень быстро.



Увиденное несколько шокировало. Ведь все-таки это была могила   очень известного, в свое время, художника, патриота ,- ( одной из  тем его полотен было ноябрьское восстание), награжденного за свои картины Орденом Почетного Легиона, Орденом Св.Анны, Орденом Возрождения Польши. В 1922 году польские газеты писали "Из-за границы вернулся 68-летний пан Ян Богумил Розен, заслуженный для Родины и польского искусства". Глядя на эту ржавую. покосившуюся ограду, на ворох столетней листвы, на разросшийся куст, мне стало понятно, почему так извинялась пани из "дирекции".



Всё повторилось... Вот так выглядела могила матери Яна Генрика Розена, когда я нашла её во Львове. С грустью констатировала, что и во Львове и в Варшаве обвил эти могилы одно и то же растение - плющ вечнозеленый. В этом было что-то мистическое. Хотя мне это было  совсем не удивительно. Природа как будто бы старалась прикрыть красивыми листьями всё то, что так незаслуженно было брошено и предано забвению.



Когда мы начали кое-как приводить всё это в порядок, то оказалось, что здесь было семейное захоронение Розенов. Под раскидистым кустом старого-престарого самшита покоились дед, бабушка и тётя Яна Генриха Розена. Перечислю здесь то, что мы обнаружили, когда расчистили, как смогли, эти надгробные плиты. Вдруг, кому-то понадобится...
Szymon Leopold Rosen. ur.30 grudnia 1817 - sm.6 sierpnia 1889    (отец Яна Богумила Розена)
Amilia z Leow 1-vo Kronenberg  11-vo Rosen  ur.28 lipca 1894  zm. 1 pasdsierna   (мать Яна Богумила Розена)
Maria z Rosenov Erlishowa ur.22.10.1851 sm.27.11.1923  (сестра Яна Богумила Розена)



А потом  мы зажгли лампадку. И положили цветы. И стало на душе светло, тепло и покойно, как будто бы мы сделали сейчас что-то очень важное.



Не знаю, что творилось в это время в тех неведомых нам Мирах, но так хотелось верить, что этот маленький живой огонёк имел какое-то значение для тех, о ком я сейчас думала. Наверняка, имел - ведь не напрасно же ЧТО-ТО вело меня сюда : в чужеземную страну, на иноверческое кладбище, к совершенно незнакомым мне людям, жившим тогда, когда меня и на свете еще не было...И я благодврна этому ЧТО-ТО, потому что открыла для себя, а может, и для некоторых из вас, еще одну, незаслуженно забытую жизненную страничку.

Подробности биографии Яна Богумила Розена ЗДЕСЬ. Мои посты о его сыне можно найти в моем журнале по тегу "Ян Генрик Розен". Картины Яна Богумила Розена ЗДЕСЬ. ЗДЕСЬ,

Варшава, кладбище, Ян Генрик Розен, грустное

Previous post Next post
Up