проект: замок Гарибальди (часть 8)

Mar 21, 2015 19:53

8. Западный флигель
ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКОРА ФАСАДОВ
Шесть драконов-стражей. Четыре барельефа. Герб в декоре балюстрады



Пока я раскачивался на продолжение описания Парадной башни, меня спросили по поводу значения одного из барельефов флигеля. Ответ незаметно трансформировался в небольшую подборку, которую я позже включу в серию подробных обзоров по этой части замка. Коротко замечу, что по легенде, флигель появился в замковом комплексе на рубеже XV-XVI веков, хотя для его постройки был использован фундамент старого помещения замковой стражи, которое к тому времени было практически полностью разрушено. Строительство флигеля было закончено примерно к 1515 году. Однако в 80-х годах 19-го столетия в романтическом порыве готического возрождения ему снесли крышу, подняли башню, реконструировали всю верхнюю часть и локально обновили мелкий декор. Такова хронологическая часть легенды в общих чертах.



Северо-западная сторона флигеля.  Фото: О.Г. Кузичкин

Стены флигеля и террасы слегка запорошены снегом и покрыты инеем. Снимок, по моему, получился сказочный. Навевает мысли о "Снежной Королеве" Ганса Христиана Андерсена. Еще нужно сказать, что при подготовке дизайн-проекта я придерживался того же принципа, который лег в основу разработки фасадов замка и о котором подробно рассказывалось в предыдущих обзорах. Здесь мы тоже обнаружим следы времени на фасадах, эволюцию стилей, интернациональные декоративные мотивы. Нам станет понятно, что безымянный "архитектор" флигеля в XV-XVI веках трудился под впечатлением от многих работ своих выдающихся современников, творения которых до сих пор восхищают нас своим величием и гармонией. От работ французских Мастеров, таких как Jacques Sourdeau, Colin Biart, Jean Gendrot, William Vertue, Mathurin Rodier, английских - Thomas Jurdan, John Wastell, William Vertue, Henry и Robert Janyns;  каталонца Marc Safont, итальянца Domenico da Cortona, и еще многих других, чьи имена остались в истории или бесследно растворились в потоке времени.
*
В этом обзоре рассмотрим несколько элементов декора флигеля, а именно: скульптурное изображение дракона, четыре барельефа и герб, расположенный на балюстраде крыльца. Начнем с дракона.



Фасадная скульптура дракона - венетский виверн (venetus wyvern). Эскиз из дизайн-проекта.

Эту фигуру можно интерпретировать в свете различных подходов к пониманию термина "химера", но здесь в скульптуре заложен смысл именно дракона-стража. Наличие одной пары лап предполагает, что он из рода виверн, но дело не во внешнем виде этого существа, а в его характере (тем более, что задние лапы могут быть скрыты в гнезде). Так что "злым" силам в любом случае полагается стоять-бояться и обходить флигель стороной. Они точно знают, что разнообразные химеры помещаются на здания для того, чтобы их отпугивать. На флигеле расположено три пары этих драконов.



Драконы западного фасада. Фото: О.Г. Кузичкин

Образ дракона настолько сложен и многообразен, что для его понимания нужно поглотить многие тома разнообразной литературы. Дракон был интересен не только людям средневековья, он занимал умы человечества с древнейших времен и, видимо, будет продолжать изнурять людей своими загадками до скончания веков. Если верить многоуважаемому Карлу Густавовичу Юнгу, исследователю туманных областей психики, человеку от дракона не отделаться никогда, потому что этот персонаж обитает среди прочих архетипических призраков в глубинах нашего подсознания. И Карл Саган (Carl Sagan), излагая теорию МакЛина (Paul D. MacLean) о триедином мозге человека в познавательной книге "Драконы Эдема", не оставляет нам никаких шансов на избавление. Он открывает нам удивительную тайну о том, что в нашей голове гнездится так называемый рептильный копмплекс (R-complex). И не просто в виде каких-то психических эфемеров, а в виде наиболее древней в эволюционном плане части нашего мозга. Такие дела.
*
На башне южного фасада имеются два барельефа, которые развивают тему дракона и показывают отдельные аспекты этого загадочного существа. Барельеф с романтическим названием "Amore" или "Любовь с первого взгляда" расположен под окном первого этажа.



"Любовь". Эскиз барельефа

У этого изображения по меньшей мере два уровня прочтения. С одной стороны, это довольно прямолинейная пасторальная зарисовка, с другой стороны, ищущий человек непременно увидит намек на амбивалентную природу символа дракона. Или на вселенскую силу, связывающую Дух с материей - тот животворящий принцип, который движет мирами. Или на то, что две крайности единой сущности, которые были некогда разъединены на пути от идеи к воплощению, только с помощью любви способны вновь воссоединиться.



Окно первого этажа башни южного фасада. Фото: О.Г. Кузичкин

Выше, под окном второго этажа башни, расположен другой барельеф, который называется "Дракон и птица".



Эскиз барельефа "Дракон и птица"

Птичка уселась на ветвях и смотрит на дракона. Возможно, они разговаривают или играют. Мне кажется, получилось очень мило. Тот, кто не пройдет мимо слишком быстро, наверняка заметит круг, легкомысленно очерченный хвостом дракона. Возможно, это навеет ассоциации о цикличности законов Вселенной, о течении Времени, и может быть, о круге Уробороса. Круг, дракон, дерево и птица -это очень богатая пища для живого ума.
*
На другом барельефе изображен дракон, в завитке хвоста которого расположен узор из комбинации окружностей и листьев.



Эскиз барельефа "Хранитель сокровищ" или "Дракон и Древо Мира"

Это символическое изображение тоже можно трактовать в нескольких направлениях. Можно поразмыслить о взаимоотношениях различных мифологических драконов с Мировым Древом или Деревом Жизни. А можно подумать о том, что драконы являлись стражами не только различных объектов архитектуры. Они часто упоминались в связи с тем, что охраняли некие сокровища. Истории о сокровищах приятнее всего воспринимать буквально, как занимательные сказки.  Дракон Ладон, например, охранял золотые яблоки Гесперид, но был настигнут стрелами Геракла, который после этого спер чудесные плоды. На следующий день мимо бездыханного Ладона прошли аргонавты, волоча золотое руно, которое Язон увел из-под носа другого дракона, Колхидского. Беовульф и многие другие герои сражались с драконами, охранявшими сокровища. Все это очень увлекательные истории. Однако возникает подозрение, что у них имеется скрытый подтекст. Древние мудрецы, сочинявшие сказки, были такие хитрые - вечно поверх своих знаний напускали экзотерического тумана из золотой пыльцы. Но мы-то знаем, что сокровища - это необязательно груды бренного металла или разноцветных камешков.  Кстати, если вы не найдете этот барельеф на стенах флигеля, возможно, он до сих пор пылится в подземельях замка.
*
А вот на восточном фасаде, под маленьким окном второго этажа, точно есть барельеф, на котором изображен рыцарь, противостоящий дракону. В лапе дракона зажат шарообразный предмет.



Восточный фасад флигеля. Фото: О.Г. Кузичкин

Очень удачный снимок флигеля, на мой взгляд. Площадка террасы замка мокрая после дождя, что придает какое-то особое ощущение от фото. Вдалеке видна Волга. Если фото открыть, оно будет большого размера, тогда можно будет разглядеть нужный нам барельеф. На нем, опять же, каждый может увидеть что-то свое. Кому-то покажется, что в лапе у дракона ядро. Или яблоко. Хочет ли рыцарь его отнять? Или это он сам угостил дракона? Всякое может быть. Но вдруг, это не ядро и не яблоко, а аллегория жемчужины? А у жемчужины очень богатая символика, еще с ведических времен древней Индии. Одно из значений этого символа - душа. И еще - мудрость. А рыцарь, возможно, готов сразиться с драконом. Битва рыцаря с драконом в символическом плане тоже весьма интересна, хотя все уже наверняка знают, о чем идет речь.



Эскиз барельефа "Дракон и жемчужина Мудрости"

Копье в руках бойца может означать изменение его статуса с юношеского на мужское, щит - твердую веру. А может быть, это просто копье и обычный щит. Так тоже бывает.
*
В свое время я для себя систематизировал различные уровни понимания образа дракона. Небольшое исследование под названием "Дракон - Огненный Змей" позволило обозначить семь таких уровней. Полный текст статьи в жж-варианте лежит ТУТ. Там же приведен список литературы, касающейся дракона. В сокращенном виде, но с маленькими картинками-заставками, эта же статья лежит на сайте журнала "Дельфис". Второй текст (тоже доступен) - это сказочная легенда "Изумрудный Дракон", версия древнего мифа, которая рассказывает о происхождении дракона.

На балюстраде крыльца флигеля тоже имеется несколько барельефов. Один из них - это герб. По легенде, в потайном помещении в недрах замка было найдено множество всяких интересных вещей. В том числе эскизы некоторых из барельефов. Понятно, что герб имеет отношение к замку Гарибальди. Время его появления неясно, но все геральдические элементы, за исключением цветовых характеристик, указаны на "старинном" эскизе.



Эскиз барельефа "Герб"

Попробуем разобраться с деталями.
Вся композиция обрамлена квадратом, в который вписан круг, что само по себе уже можно интерпретировать, как лаконичную схему мира или, например, как "идею, воплощенную в материале". Ибо круг может означать абсолютное, бесконечное, Вселенную, идеальное, а квадрат, в частности, - наш подлунный, жестковато-угловатый материальный мир;
Орел - в геральдике это одна из самых известных естественных фигур, которая символизирует исключительную отвагу, мужество, силу, власть, а также великодушие и прозорливость;
Щит - имеет форму готического щита, характерного для 13-14 веков;
Пряжка - означает честь, авторитет, мудрое управление;
Трилистник - очень древний и многозначный символ. Предположительные значения для этого герба таковы: 1. символ Троицы; 2. единство в разнообразии; 3. вера, надежда, любовь; 4. единство, гармония, совершенство; 5. прошлое, настоящее и будущее.
Колесо - символ благосостояния.
Башня - безопасность, основательность, великолепие.
Пальмовая ветвь - обычно символизирует мир и спокойствие, а также победу и первенство.
Ветка дуба - символ крепости, силы, здоровья, долголетия, мощи, эмблема доблести, мужества и чести.

По легенде, при постройке первых этажей флигеля в 15-16 веках герб выглядел несколько иначе. Видимо, он был восстановлен по нескольким фрагментам старого барельефа. Рабочий эскиз и пояснения художника или реставратора могут относиться ко второй половине 19-го века. Изготовлен и установлен герб был лишь в 2011 году, о чем свидетельствует надпись римскими цифрами MMXI. © Каренгин С.В. 2015

За прекрасные снимки огромная благодарность заказчику и соавтору проекта Олегу Гарибальдиевичу Кузичкину, который сам любит фотографировать и поделился с нами своими фото-трофеями.



Этот обзор можно скачать в виде книжки Pdf - 9 mb : https://yadi.sk/i/YMAbAIzKjDHG1g

ОБЩИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОДОЛЖЕНИЕ>>> 9. Грифоны замка Гарибальди >>>

ПРЕДЫДУЩИЕ ОБЗОРЫ:
<<< 1. Хронологическая привязка частей замка
<<< 2. Стилистика и дизайн.
<<< 3. Как все начиналось.
<<< 4. Парадная башня, цоколь, окна 1-го этажа.
<<< 5. Прототипы витражей. Три короля. Три замка. Рождение французского Ренессанса.
<<< 6. Прототипы витражей. Пять элементов Мироздания. Пять стихий. Код да Винчи. Символизм Шамбора.
<<< 7. Прототипы витражей. Прерафаэлиты. Шесть Этельбертов. Ланселот и Гиневра.

дизайн, gothic, дракон, готика, туристический комплекс, gothic revival, exterior design, барельеф, замок, неоготика, скульптура, архитектура, геральдика, дизайн фасада, замок Гарибальди, герб, замок в Хрящевке, дизайн-проект, garibaldi castle, facade design

Previous post Next post
Up