проект: замок в Хрящевке (часть 5)

Jun 09, 2014 15:32

5. Замок Гарибальди, Парадная башня, 1 этаж.
ВИТРАЖИ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ.
Три короля. Три замка. Рождение французского Ренессанса.

Итак, мы установили, что окна первого этажа Парадной башни замка Гарибальди стилистически относятся к ранней английской готике. Также важно было отметить факт реконструкции во второй половине 14-го века, когда были заменены колонны отделки окон. Глядя на замок в целом, нужно помнить, что мы имеем дело с наглядным примером шестисотлетней эволюции архитектурных стилей, а также с множеством реконструкций в пределах одного здания. Говоря про окна первого этажа Парадной башни, нужно обязательно упомянуть о витражах.


1. Рабочий эскиз витражей "Ланселот и Гиневра"

Витражи можно смело отнести к декору фасада, потому что они работают на общее впечатление от замка не только вечером, при включенном интерьерном свете, но и днем. Когда цвет стекол приглушен, узор витражного переплета прекрасно дополняет вид замковых окон.
По легенде, красочные витражи "Ланселот" и "Гиневра" появились в этих окнах не сразу. В предыдущем обзоре на визуализации из дизайн-проекта окна с витражом геометрического типа были показаны схематично. Эти окна были сделаны на основе рисунка, найденного среди манускриптов и чертежей при исследовании тайных подземелий замка.


2. Первоначальный вариант остекления окон Парадной башни

Здесь вид переплета изображен точнее. На первый взгляд ничего особенного в этом остеклении нет. Но это только на первый взгляд, пока узор не поделился с нами своей историей.
*
Нужно сразу отметить, что с определением исторических прототипов стекол имеются очевидные сложности. Во-первых, витраж - это довольно хрупкое изделие. Многие средневековые витражи не дожили до наших дней. Одни могли разрушиться сами, другие просто были заменены на более современное стекло. Третьи были уничтожены в разное время и под различными предлогами. Как, например, во Франции во время Столетней войны (1337 - 1453) или в результате вооруженного противостояния католиков и гугенотов в 16 веке. Или в Богемии, когда последователи Яна Гуса в 1419 году перебили все витражи в Праге (Курманн-Шварц Б., «Готические витражи»). Наверное, нет ничего плохого в борьбе с мракобесием и ханжеством, но зачем гуситы били стекла?!  Говоря о варварском уничтожении витражей в Англии, Питер Дитчфилд не скрывает своей горечи: "Мы должны поблагодарить фанатиков времен Реформации и Кромвеля за позорное уничтожение стольких прекрасных окон. Какой великой потерей стало для искусства и истории это безрассудное разрушение " (Ditchfield P.H., «English Villages», 1901). С этим невозможно не согласиться, но история нас не спрашивает. Во-вторых,  идентификацию остекления нужного нам типа затрудняет то, что подавляющее количество геометрических витражей того времени имеют гораздо более простой ромбовидный рисунок, который был очень популярен вплоть до середины семнадцатого века. Помимо того, что он приятен для глаза и гармонично дополняет вид готического окна, он еще и более экономичен в исполнении. К тому же, его конструкция оказалась гораздо прочнее других вариантов.

Остекление нужного нам типа встречается относительно редко, но зато оно связано с замечательными сооружениями, с выдающимися людьми и с интереснейшей эпохой. Мы можем с удовольствием наблюдать точно такой же витраж в окнах двух великолепных замков Франции - королевского замка Блуа (Chateau de Blois) и, наверное, самого необычного замка долины Луары - замка Шамбор (Chateau de Chambord).
*
В замке Блуа такой витраж есть и в наиболее старой части - в Зале Генеральных Штатов (La «Salle des Etats»), и в окнах крыла Людовика XII, построенного в 1498-1503 годах, и в окнах крыла Франциска I, законченного к 1524 году.




4.1 Балкон, крыло Людовика XII, Блуа (фото: MFSG).
4.2 Эркер, крыло Франциска I, Блуа (фото: Patrick GIRAUD)

Кстати говоря, замок Блуа является нагляднейшим примером эволюции архитектурных стилей в пределах одного комплекса. Здесь мы найдем примеры ранней и пламенеющей готики, и изящного французского Ренессанса, и классицизма, в духе которого построено крыло Гастона Орлеанского.
Ни для кого не секрет, что в 1845-46 годах в замке Блуа была начата значительная реконструкция под руководством архитектора Феликса Дюбана (Felix Duban), ибо замок находился в плачевном состоянии. В связи с этим возникает справедливый вопрос, а является ли рисунок витража оригинальным? Ведь на фото крыла Людовика XII, снятого в 1853, нет не только конной статуи короля, но и наших узоров.



4.3 Портал крыла Людовика, 1853 год (фото: Franсois Fortier)

Глядя на симпатичные витражи, сделанные Поль-Шарлем Никодом (Paul-Charles Nicod) в зале Генеральных Штатов во время реставрационных работ, хочется верить, что дизайн остекления имел непосредственное отношение к первозданным окнам построек замка.



5. Эмблема Людовика XII (фото: Erke, Joaquin O.C.)

Реставраторы позднего времени, конечно, позволяли себе шалости вроде изображения шевелюры, носа и улыбки бывшего мэра Блуа у ангелочка среди фасадной скульптуры, но хотелось бы надеяться, что в принципиальных вещах они были педантичны. Феликс Дюбан был одним из лучших французских архитекторов. Он заслужил славу предельного перфекциониста, но, говорят, иногда увлекался. Некоторые критики его реконструкцию называют «чрезмерной». Должен ли этот факт поставить под сомнение историчность окон? Попробуем разобраться.

Появление на поле витража жесткого геометрического рисунка приходится на начало 14 века. В первую очередь это относится к зданиям культового характера, в которых испокон веков внедрялись и обкатывались новейшие технологии. Геометрический тип витража известен и в 12 веке, но тогда он больше напоминал плетеный орнамент. О появлении моды на ромбовидный рисунок (diamond-shaped panels) говорит в своей книге о витражах Франции Чарльз Шеррилл (Sherrill C.H., «Stained Glass ...», p. 139). Он упоминает о том, что подобные изделия в 1310 году подарил кафедральному собору в Эврё (Notre-Dame, Evreux, Normandy, France) Гильом де Гаркур (Guillaume d’Harcourt) . Изображений именно этих витражей мне найти не удалось. Возможно, они были утрачены во время Второй Мировой войны. На существующем витраже 1320 года «Мадонна с Младенцем» (в центральном окне восточной стены собора в Эврё) в нижней и верхней частях тоже имеется ромбовидный рисунок. Но наиболее выражена геометрия ромбовидной структуры на работах 1325-1328 г.г., украшающих хоры церкви Сет-Уэн в Руане (St.-Ouen abbey, Rouen) и на небольших витражах, добавленных в 1328 году в трансепт кафедрального собора Шартра (cath. Notre-Dame de Chartres).





3.1. Окна кафедрального собора Сент Уэн, Руан, 1325-1328 г.г. (фото: Giogo)
3.2. Св. Лука, Сент Уэн, иллюстрация из книги Arnold H., "Stained Glass..."
3.3. Житие св. Апполинария, собор Шартра, 1328. (фото: MOSSOT)

Специалисты говорят, что именно в начале 14 столетия произошло качественное изменение в технологиях стекольного производства северной Европы, которое позволило увеличить размер стекла, упростить изготовление витража и сделать его более доступным не только для объектов религиозного характера, но и для жилых, и общественных зданий.

У стекольщиков того времени имелось в употреблении, по большому счету, два типа технологий для получения плоского стекла:
1. «цилиндрический» (verre en manchon , «рукавный»  или «халявный») метод изготовления, описанный еще Рогером из Хельмарсхаузена под псевдонимом Пресвитер Теофил в 12 веке в манускрипте «Записка о разных искусствах»: мастера выдували продолговатый стеклянный пузырь, потом отрезали лишнюю нижнюю часть, разрезали получившийся цилиндр вдоль, разворачивали в плоскость и раскатывали или разравнивали на жесткой основе;
2. краун процесс, или техника «лунного» стекла (verre en plateau, technique normande de la cive, crown glass, не путать с оптическим стеклом), при которой выдували сферу, а затем с помощью вращения сплющивали ее в стеклянный диск, похожий на блин. Вообще в истории изготовления стекла этот метод известен с начала II века, когда его освоили сирийские стеклоделы.
В средневековой Франции выделяют две основные области производства стекла: Лотарингия, где пользовались в основном «рукавным» способом и Нормандия, где преимущественно работали в технике краун процесса. Кстати, французское слово фужер (fougere - папоротник) имеет прямое отношение к технологиям изготовления стекла, один из составов рабочей смеси включал золу папоротника.
*
В Нормандии, в частности, в Bezu-la-Foret (l'Eure, Haute-Normandie) существовало стекольное производство еще во время правления Филлипа IV Красивого 1285-1314г.г. Документально первая запись о нем зафиксирована в докладе королю и датируется 1302 годом. Однако упоминание о производстве именно плоского оконного стекла относится к более позднему времени - к 1330 году, когда Жану де Кэкре (Jean de Cacqueray), представителю одной из нормандских семей, владевших стекольными производствами, была предоставлена привилегия королем Филиппом VI для работ в Bezu-la-Foret. В то время, чтобы заниматься стеклоделием, нужно было иметь специальный патент, собственноручно подписанный королем. Владение патентом было возможно для людей благородного происхождения и обеспечивало приятные права и полезные льготы.

Известно, что бесцветный ромбовидный узор попал в окна гражданских сооружений еще до 1370 года (Lagabrielle Sophie, «La verrerie...» р.73). На протяжении 14 века он был довольно редок и дорог, но для королевских резиденций и домов состоятельных особ примерно с середины 14 века остекление стало нормой. Остальные еще долго обходились частичным остеклением верхней части окон и деревянными ставнями,  или, как в 12 веке, льняным или конопляным холстом, кожей, шелком, лакированным или крашеным пергаментом, промасленной или вощеной бумагой, а также тростниковыми или камышовыми вязанками.
В 1465 году стекольщики Нормандии (Saint-Martin-au-Bosc) смогли получить стеклянный диск диаметром около 50 см, из которого нарезали различные ромбовидные и квадратные элементы  (Philippe M., «Ampleur et diversite...»). Из такого «блина» теоретически можно вырезать прямоугольник около 30х15 см или квадрат со стороной примерно 20см. Дело в том, что при технологии краун процесса по центру стеклянного диска в месте прикрепления трубки (понтии) остается утолщение («бычий глаз»), что ограничивает полезную площадь круга. Но и этой площади для наших витражей должно было хватить. В модулях окон крыла Людовика в Блуа и в окнах Шамбора сторона квадрата едва ли превышает 15 см. А если бы потребовался больший размер, можно было использовать стекла, полученные «цилиндрическим» способом. Известно, к примеру, что Франциску I для витражей Sainte-Chapelle de Vincennes требовался размер 36х25 см (Herold M., «Le verre des vitraux...»)

Рисунок витража в Блуа и Шамборе построен на основе квадрата. Довольно часто встречается похожий узор, но немного с другими пропорциями. Чтобы было проще отличать их друг от друга, назовем модули этих узоров тип А и тип B.




6.1. Модуль типа А (Блуа, Шамбор);     6.2. Модуль типа В
Тип А - большой квадрат модуля, (соотношение ширины бокового элемента и стороны квадрата 1:2)
Тип B - квадрат меньшего размера (1:1,4142)

Андре Фелибьен в книге «Принципы архитектуры...», опубликованной в 1676 году в Париже (Felibien Andre, «Des Principes de l’architecture...»), среди 24 вариантов традиционных узоров остекления, приводит узор типа B и показывает виды сборки. Нам интересны  «double borne» и «borne en picies quarrees».  Для простоты обозначим эти два вида сборки цифрами 1 и 2.




7.1. Сборка модулей витража типа 1 (В-1)
7.2. Сборка модулей витража типа 2 (В-2)
Сборка 1 - модули используются целиком
Сборка 2 - модули накладываются друг на друга за счет бокового элемента.

Оливер Шалм (с соавторами) в своей работе уточняет время существования разных типов витражей в Бельгии и приводит узор, близкий к типу А-2 в качестве характерного для XVI века (Schalm O.,  «Composition of 12tth-18th century window...»). Добавим ему в пару чертеж нашего узора в сборке типа А-1, характерного для Блуа и Шамбора.




8.1. Сборка модулей витража А-1 (Блуа, Шамбор)
8.2. Сборка типа А-2 (средний в нижнем ряду) рис.: Schalm O.

И чтобы окончательно обрести душевный покой на счет исторической достоверности подобных конструкций витража в 16 веке, можно привести живой пример из Англии.



9. Остекление 16-го века, Литтл Моретон Холл, фото: RobertG

Это Литтл Моретон Холл (Little Moreton Hall) - готическая по характеру фахверковая чеширская усадьба (half-timbered manor house), расположенная в 4 милях к юго-западу от Конглетона (Congleton, Cheshire, England). В ней сохранилась большая часть оригинального остекления 16 века. А сама усадьба, кстати, была возведена на основе дома 13 века между 1504 и 1508 годами.

Таким образом, мы имеем достаточное, хоть и формальное, подтверждение вероятного появления искомого узора типа А-1 в окнах замка Блуа либо в конце 15 века (когда было достроено крыло Людовика), либо в первой половине 16 века (когда было закончено крыло Франциска I). Это подтверждение было бы еще прекрасней, если бы мы точно были уверены в том, что реставраторы 19 века опирались на реальные исторические прототипы. Но в любом случае у нас есть временная привязка для ранних стекол Парадной башни замка Гарибальди. Очевидно, наш витраж вполне мог появиться в 16 веке. Это как раз совпадает со временем полной реконструкции или надстройки третьего этажа замка, когда строители могли заодно заменить деревянные ставни в окнах на витражи.

Однако для полноты картины было бы интересно получить представление об исторических реалиях того времени, когда появился этот узор, и, по возможности, выяснить его происхождение. А для этого мы вернемся во Францию.
[+ почему не остаться в Англии]Дело в том, что стекольное производство во Франции в те времена было развито значительно лучше. И это признавалось самими англичанами. Имеется множество свидетельств, что англичане предпочитали импортное стекло. Например, в 15 веке Джон Пруд (John Prudde) стекольщик Вестминстера при Генрихе VI, заказывая стекло для новой часовни Варвика (Beauchamp Chapel, Warwick), подчеркивает, что необходимо наилучшее стекло из-за моря, не местное. Для собора в Экзетере (Exeter cathedral) в 1317-18 годах   500 кв. м. стекла закупалось в Руане (Sherrill C.H., «Stained Glass ...»), для собора в Йорке (York Minster) в 1536 году в Бургундии, а в 1537 в Нормандии. В Нормандии же заказывал стекло епископ города Бат (Bath) в 1503 году, и шериф замка Хаттон (Hutton Castle) Роберт Холл в 1537 году и т.д.  Конечно, англичане покупали стекло не только во Франции. Но и у купцов Ганзы (Windsor, 1352). Для того же собора в Йорке в 1475 и в 1530 годах закупалось «рейнское» стекло в Германии. Активно покупали продукцию мастеров Фландрии и, безусловно, очень высоко ценилось венецианское стекло. Но даже в 1660 году Роджер Пратт пишет, что лучшее английское стекло делают в Ньюкасле, но для окон наилучшее стекло все-таки производят в Нормандии.
Мимоходом можно отметить, что цветное стекло, похоже, сами англичане либо вообще не могли изготовить, либо производили при участии иностранных специалистов. К примеру,  первые признаки производства стекла в Англии были замечены в 1226 году в Пикхерст (Pickhurst, Chiddingfold, Surrey). Там организовал более или менее постоянную базу француз Лоренс Витреариус (Laurence Vitrearius).  А в 1449 году мастер из Фландрии Джон Ютайнем (John Utynam) получил наиболее ранний из известных патентов на изготовление витражного стекла для новых окон в Итэн и Кингс колледжах университета Кэмбриджа (Eton and King's College, Cambridge) с гарантией безопасности для семьи и монополии на свою продукцию на 20 лет. А продукция изготавливалась по технологии, неизвестной в Англии. Среди мастеров стекольного профиля доминировали иностранцы, особенно мастера из Фландрии и Германских земель (Material, Glass...).

Попытки выяснить время и место появления нашего витража приводят к мысли, что если реставраторы в Блуа использовали достоверный исторический прототип, его звездный час наступил в 1498-1547 годах в гипотетическом треугольнике, который образуют королевские замки - Амбуаз,  Блуа и Шамбор. Все они расположены в долине реки Луары.  Мне не удалось отыскать нужных окон в Амбуазе, но вполне возможно, что они там есть или были. Так почему именно это время и это место? Дело в том, что в этом треугольнике лежат истоки нового стиля, целой эпохи, когда французская готика, вдохнув горячего итальянского воздуха, постепенно превратилась во французский Ренессанс.
Вся активная политическая жизнь в ту пору была сосредоточена в прекрасной долине Луары. Это был мощнейший очаг культуры со всеми вытекающими последствиями. Но начнем по порядку. В этой части нашей истории будут фигурировать три короля: Карл VIII, Людовик XII и Франциск I.


Карл VIII родился и был коронован в 1483 году в Амбуазе. В августе 1494 во главе армии он пересек Альпы и отправился отвоевывать свое право на Неаполитанское королевство, которое в то время занимало всю южную половину Апеннинского полуострова. Практически без сопротивления он занял Флоренцию и достиг Неаполя, где на время расположился в шикарном особняке. Командировка его была недолгой и в политическом плане, говорят, довольно бестолковой, но для мира искусства последствия были очень существенными. Не прошло и года, как в начале июля 1495 года Карл VIII вернулся во Францию. Естественно, как всякий мужчина-победитель, он натащил домой горы всякого барахла и других предметов искусства. Но, что еще важней, он привез с собой 22 итальянца. Один из них, впрочем, был грек, а двое были женщинами. Но суть не в этом. Суть в том, что это был первый в истории человечества массовый итальяно-ренессансный арт-десант в готическую Францию, и он состоял из известных мастеров, скульпторов, художников, инженеров, ученых и т.д. Вся эта удивительная бригада была поселена в Амбуазе при дворе (Jackson T.G., «The Renaissance of Roman Architecture»). Карл был настолько очарован в походе достижениями южного кватроченто, что тут же занялся переделкой крепости Амбуаза в роскошный шато-рояль (Chateau Royal), а также затеял бурное строительство по всему городу. Он не успел завершить свой грандиозный план по переустройству замка и города. Да и доводил ли кто-нибудь начатый ремонт до полного завершения? Как мудро заметил Михаил Жванецкий: «ремонт закончить нельзя, его можно только остановить».


В 1498 году королем Франции стал Людовик XII по прозвищу «Отец народа». Он родился в старом замке Блуа. И когда он вступил на престол, то предпочел оставить Амбуаз и переместиться по месту своего рождения. Отозвав из Амбуаза каменщиков, он взялся за строительство новой резиденции. Надо заметить, что с искусством итальянского Возрождения он познакомился одновременно с Карлом VIII, когда во время Первой Итальянской войны командовал 10-тысячным отрядом. Людовик XII был известен своим живым и веселым нравом. Отцом народа его провозгласили на заседании Генеральных Штатов в 1506 году за душевную доброту, уменьшение налогов, правовые реформы и установления гражданского мира во Франции. А войны он вел на территории Италии. Резиденция в Блуа была построена довольно быстро в промежутке между 1498-1503 годами и считается одним из прекраснейших образцов пламенеющей готики. Однако эта постройка уже демонстрирует явные признаки нового стиля. И один из признаков - большие окна, в которых стоят наши витражи. Кроме того, здание в целом совсем не похоже на укрепленный средневековый замок. Роскошная резиденция всем своим видом как бы намекала на то, что защищаться королю не от кого, власть его основательна и непоколебима.
Кто был главным дизайнером этой постройки, точно не известно. Надо отметить, что среди итальянских десантников, прибывших в разное время, значатся два именитых архитектора: Доменико Бернабей да Кортона, по прозвищу Боккадор (Domenico Bernabei da Cortona, Boccador), который остался во Франции на века, и Фра Джованни Джокондо (Friar Giovanni Giocondo), который через несколько лет вернулся в Италию. Когда говорят о строительстве замка Блуа, упоминают имена мастера-каменщика Жака Сурдо (Jacques Sourdeau), архитектора Колена Биара (Colin Biart), а также говорят о возможном участии Доминико да Кортона. Все трое до этого трудились в замке Амбуаза. А Фра Джованни Джокондо занимался другими делами, внося посильную лепту в развитие Ренессанса во Франции.


С 1 января 1515 года на королевскую вахту заступил Франциск I. И вот тут новый стиль получил мощное развитие. Франциск I сразу же приступил к постройке нового крыла в замковом комплексе Блуа. И эта постройка уже значительно отличается от крыла Людовика, но при этом органично вписывается в общий ансамбль. А в 1519 году, еще не закончив строительство в Блуа, король начинает постройку нового замка, практически с чистого листа. Удивительный замок Шамбор интересен для нас прежде всего тем, что в его окнах мы можем видеть наш узор.




10.1 Окна замка Шамбор (фото: Christophe.Finot)
10.2 Внутренняя галерея (фото: Eric Johnson)

В 1525 году дважды раненый Франциск попал в плен, но после годичной отсидки в Испании вышел на волю и продолжил строительство Шамбора. В итоге замок получился совершенно неожиданным и по внешнему облику, и по внутреннему устройству. Имя архитектора замка Шамбор тоже точно не известно. Говорят, что Франциск сам принимал активное участие в проектировании. Некоторые исследователи считают, что дизайн в основном принадлежит французским архитекторам. Другие связывают его с именем Леонардо да Винчи. Великий итальянец не дожил до начала строительства, но вполне мог применить свой уникальный талант при проектировании. Известно, что существовала деревянная масштабная модель замка, выполненная Доминико да Кортона. Однако изготовить модель могли по чертежам и планам другого архитектора. © Каренгин С.В. 2014

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Код да Винчи. Символизм Шамбора. >>>

<<< 1. Общее описание. Хронологическая привязка частей замка. Легенда.
<<< 2. Стилистика и дизайн.
<<< 3. Отель "Замок Гарибальди". Как все начиналось.
<<< 4. Парадная башня, цоколь, окна 1-го этажа.

ГАЛЕРЕЯ ПРОЕКТОВ
К ОБЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖУРНАЛА

Франциск I, Доменико да Кортона, crown glass, дизайн, краун процесс, Людовик XII, Карл VIII, замок Блуа, туристический комплекс, замок Амбуаз, замок Шамбор, витраж, архитектура, замок Кло-Люсе, Леонардо да Винчи, дизайн фасада, замок Гарибальди, замок в Хрящевке, дизайн-проект

Previous post Next post
Up