проект: замок Гарибальди (часть 6)

Jun 09, 2014 21:09

6. Парадная башня, 1 этаж
ВИТРАЖИ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ (продолжение)
Пять элементов Мироздания. Пять стихий. Код да Винчи. Символизм Шамбора


Первое знакомство короля с Леонардо да Винчи произошло во время встречи Франциска с папой Львом X  в 1515 году в Болонье. Тогда же, видимо, Леонардо получил от Франциска первый заказ и предложение приехать во Францию. Как бы то ни было, в начале 1517 года Леонардо да Винчи был в Амбуазе. Говорят, что король и Леонардо были очень дружны. Король подарил ему небольшой замок Кло-Люсе (Le Clos Luce) рядом с Амбуазским замком, где гениальный мастер прожил последние три года своей жизни. И кажется невероятным, чтобы Франциск не привлек его к проектированию Шамбора. Леонардо да Винчи был из плеяды тех людей, для которых архитектурная, инженерная, художественная работа была сопряжена с изучением не только узкоспециальных дисциплин. Они стремились к познанию универсальных основ Мироздания, к открытию и пониманию структурных элементов Вселенной, пытались выявить и сформулировать законы красоты. Это были, видимо, очень занятые люди. Стали бы они уделять внимание такой мелочи, как конструкция прозрачного витража или оставили бы это на усмотрение мастера стекольщика? Исходя из жизненного опыта, можно предположить, что даже если чертеж предлагал стекольщик, он должен был согласовать свою работу или с заказчиком, или с архитектором. Потому что окна в Блуа, к примеру, занимают приличную площадь фасада, и рисунок витража читается с большого расстояния.

Геометрическое исполнение наших узоров довольно простое. Вот возможные варианты их построения: тип-А (с помощью вписанного квадрата) и тип-B (с помощью поворота исходного квадрата).





11.1 Построение модуля типа А
11.2 Построение модуля типа В

Мы видим, что можно немудреным способом получить витраж из трех элементов (тип А-1), как в Блуа и Шамборе  или  из двух элементов (тип B-1), как мы уже видели на иллюстрации Андре Фелибьена. Не возникает особых сомнений в том, что подобный орнамент могли вычертить в Индии, Китае или Древнем Египте еще до Пифагора, не говоря уже о временах Платона, Евклида и Архимеда. Но для витража можно было бы выбрать рисунок проще. С чего бы это вдруг стекольщикам брать такой сложный в исполнении узор, когда под рукой был проверенный десятилетиями ромбовидный вариант из одного элемента? Может быть, просто для красоты, следуя моде, которая возникла благодаря развитию технологий? Или потому что в квадратный модуль комфортнее смотреть? Или же для того, чтобы не только в деталях архитектуры, но и в окнах отобразить некий символический смысл?

Известно, что при дворе Франциска в 1523 году получали патент некие стекольщики из Италии, в частности из поселения Альтараис (Altarais), мастера которого свободнее перемещались по миру, чем стеклодувы легендарного острова Мурано (Corine Maitte, «Privileges, migrations, secrets des verriers...»). Однако мне не удалось найти в окнах строений итальянского Возрождения витража, подобного нашему. В качестве декоративного узора в отделке мы можем видеть похожий узор (тип А-2) в знаменитой пятой книге Себастьяно Серлио из серии, составляющей «Общие правила архитектуры»  («Regole generali di architetura»), которая была издана в 1537 году в Венеции.



12. рисунок из книги Себастьяно Серлио

Не возьмусь утверждать, что витражей с подобным рисунком не было в эпоху кватроченто в Италии, возможно, мне они просто не попались. Когда Фра Джокондо вернулся из Франции, говорят, он занимался в 1508 году восстановлением немецкого подворья Фондако деи Тедески (Fontego dei Tedeschi). И там в окнах оказался совсем другой тип витража. Возможно, ко времени отъезда Фра Джокондо стекла в Блуа все еще не появились, или же в Италии французский узор просто не прижился.



13. Окна фасада Фондако деи Тедески (фото: Didier Descouens)

Но вернемся к Леонардо да Винчи. Если разглядывать его иллюстрации к трактату Луки Пачоли «О божественной пропорции»  (Fra Luca Bartolomeo de Pacioli, «De divina proportione», 1509), которыми он занимался в  1496-98 годах (после того, как познакомился и подружился с Пачоли), то можно обратить внимание на один из многогранников. Это усеченный октаэдр (Truncated octahedron), полуправильный многогранник, одно из 13 Архимедовых тел (Archimedean solid). А рядом (справа) схематический чертеж ортогональной проекции этого многогранника.




14.1 Иллюстрация одного из изданий книги Пачоли «О божественной пропорции»
14.2 Ортогональная проекция усеченного октаэдра

Выглядит весьма похоже на узоры наших модулей.




Возможна ли здесь какая-то связь? Пачоли включил в свою работу труды Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), который первым в эпоху Возрождения заинтересовался многранниками древних и, говорят, заново открыл пять из 13 Архимедовых тел, которые являются усеченными фигурами платоновых тел (George W. Hart,  «Piero della Francesca's Polyhedra», 1998). И среди них был наш усеченный октаэдр. И Лука Пачоли, и Пьеро дела Франческа были хорошо знакомы с идеями Платона, который, вслед за пифагорейцами, изложил в «Тимее» знание о пяти первоэлементах, из которых, по его мнению, и состоит все многообразие мира. Эти первоэлементы представляют собой  правильные многогранники. Их в природе всего пять, и каждый из них, по убеждению Пифагора, а вслед за ним и Платона, образует сущность соответствующей стихии:
1. гексаэдр (куб) - стихии земли,
2. тетраэдр (пирамида) - огня,
3. октаэдр - воздуха,
4. икосаэдр - воды,
5. додекаэдр - эфира (субстанции пронизывающей Вселенную).

Дополнительные архимедовы тела, полуправильные многогранники получены усечением пяти правильных. Если мы возьмем усеченный октаэдр, то обнаружим, что он является  переходным телом на пути от куба к октаэдру.




15. Переход от куба к октаэдру (усеченный октаэдр слева внизу)

И если посмотреть на это в контексте символизма древних философов, то в «лице» усеченного октаэдра мы получим промежуточный пункт на переходе от стихии земли к стихии воздуха. Это в некотором роде описывает метод получения стекла. Из песка, который относится к стихии земли, мы получаем нечто прозрачное, уже похожее на воздух. Несомненно, Пачоли и делла Франческа представляли себе переход от одной стихии к другой именно преобразованием тел первоэлементов из одного в другое (Брагина Л.М., «Леонардо да Винчи и Лука Пачоли»).
*
Друзья мои, мы на пороге открытия одного из эпизодов сакральной мудрости древних или нового элемента «кода да Винчи»! Ибо, если следовать античной парадигме первоэлементов, можно прийти к забавному, но красивому выводу о том, что ортогональная проекция усеченного октаэдра, изображенная на нашем витраже, может обозначать собой именно этот многогранник в момент трансформации и символизировать собственно само стекло. Стекло, как материал, имеющий свойства и стихии земли, и стихии воздуха, твердое, но при этом, прозрачное. Значит ли это, что усеченный октаэдр считался Пачоли и Леонардо первоэлементом стекла? Если правильные многогранники были первоэлементами основных стихий, то почему переходные многогранники не могли  быть первоэлементами других материй? Может ли эта символическая метафора иметь отношение к нашим окнам? Это похоже на математическую или философскую игру. Но это не выглядит слишком уж фантастичным, учитывая увлеченность неутомимых тружеников Ренессанса, вдохновленных древними на поиски первоэлементной структуры Мироздания, божественных пропорций, рациональности Творения и законов красоты, в том числе, и с помощью  математики. Однако оставим это наше маленькое «открытие» в статусе шутки. Ведь известно, что в каждой шутке есть доля шутки.

Однако это еще не все, что теоретически может быть связано с нашим узором. Леонардо, как и другие искатели истины, долгие годы проектировал варианты идеального центрического храма. Не оспаривая возможного создания дизайна Шамбора французскими архитекторами, включая остекление, просто отметим, что некоторые исследователи полагают, что именно Леонардо да Винчи принадлежит построение плана этого замка. В частности, на плане донжона сразу бросается в глаза идея использования вписанного равноконечного креста. Он является как бы «точкой сборки» замка. Здесь находится не только центр всей композиции, но, возможно, им обозначена главная символическая идея. Пытаясь найти подтверждение этой мысли, я довольно быстро нашел небольшое исследование, в котором это все замечательно изложено. Если верно предположение об участии Леонардо да Винчи в проектировании Шамбора,  тогда замок «...следует рассматривать в контексте развития универсальных идей и фундаментальных принципов архитектуры Ренессанса. Центрическое здание, основанное на комбинации совершенных геометрических фигур - квадрата и круга, повторяло в частном общее строение платоновского космоса, форма вписанного креста воплощала суть христианских идей, а ясная и строгая система гармоничных пропорций отражала единые математические законы устройства Мироздания» (Ефимова Е.Л. «Архитектурные идеи Леонардо...»).
Попробуем позиционировать рисунок нашего витража таким образом, чтобы в узоре доминировал не квадрат, а крест. Именно так, как это сделано на рисунке нашего витража, изображенного на старинном пергаменте и в окнах башни Шамбора (фонарь над центральной лестницей) .





16.1 Башня над центральной лестницей, Шамбор (фото: Telemaque MySon)
16.2 План донжона Шамбора с наложением модулей типа А-1
16.3 План донжона Шамбора с наложением модулей типа В-1

Если наложить чертежи витражей обоих типов на план донжона, будет видно, что рисунок витража в Блуа и в Шамборе (А-1) и построение плана донжона Шамбора делалось схожим геометрическим способом. При этом узор типа В-1 вписывается не так удачно, хотя различие не так уж велико. Говорит ли это о том, что позиционирование рисунка витража в окне с доминированием креста, тоже сделано намеренно, чтобы выразить определенный символический смысл? Могут ли круги четрырех угловых башен обозначать четыре первоэлемента или четырех евангелистов, а круг центральной лестницы - пятый элемент, эфир древних, Любовь или Бога, которые объединяют в себе все остальные элементы? Вот если бы кто-нибудь писал подробные обзоры о стройках Возрождения, у нас бы и вопросов не возникало. То, что архитекторы и художники использовали подобные приемы в своей работе ни для кого не секрет. Тому есть масса примеров. Однако в первую очередь это относится к культовым сооружениям или к живописи. По поводу возможного символизма замка Шамбор, вышеупомянутый автор пишет, что перенос принципов сакральной постройки на проектирование замка теоретически мог лежать в основе замысла его создателя.  Именно поэтому замок обнаруживает в себе черты не совсем подходящие для жилого комплекса. Этот факт может означать, что для Франциска I Шамбор имел, прежде всего, символическое значение и был предназначен «для демонстрации изощренности ума, овладевшего тайнами Мироздания и способного творить по "правильным" законам, Леонардо да Винчи был единственным человеком, способным создать подобный замысел и увлечь им молодого короля» (Ефимова Е.Л.). Можно с этим выводом соглашаться или нет, но все это очень увлекательно и загадочно, и вполне соответствует главному свойству любознательной человеческой натуры - искать во всем скрытый смысл. А для нас, конечно же, важен и сам дух той эпохи, и люди, которые ее создавали.
Могла ли идея плана донжона Шамбора быть навеяна донжоном Венсенского замка, который был построен за двести лет до этого? Возможно. Но сходство планов лишь формальное. В Шамборе все-таки ощущение скрытой символики гораздо заметнее бытовой практичности.
*
Приведу еще маленький, но недвусмысленный пример синтеза формы и духовного содержания, который мы можем видеть на витраже в одном из окон замка  Азе-лё-Ридо (Chateau d'Azay-le-Rideau), построенного между 1516 и 1524 годами.



17. Витраж в окне замка Азе-лё-Ридо (фото: Guillaume Cingal)

И в завершении исследования исторических связей «семейства» витражей, к которому относится первоначальный витраж замка Гарибальди, нужно отметить, что постройка замков Амбуаза, Блуа и Шамбор, вызвала целую волну строительства. Это были и усадьбы, и резиденции, частные дома и постройки общественного характера. И в некоторых из них мы можем видеть витражи, подобные нашим.
В замке Шенонсо (Chateau of Chenonceau), который был построен между 1515 и 1524 имеются вариации на тему витража типа B-1 с доминированием квадрата и креста.




18.1 Витраж с доминированием квадрата в замке Шенонсо (фото: Eric Johnson)
18.2 Витраж с доминированием креста, Шенонсо (фото: www.bzho.com)

Модификация типа А-1 имеется в замке Труссэ (Chateau de Troussay).



19. Окна замка Труссэ, фасад Франциска I (фото: Calame)

Витраж типа А-2 среди окон с ромбическим рисунком украшает фасад отеля д'Алюе (Hotel d'Alluye) построенного между 1498 и 1508 годами в Блуа недалеко от собора и замка Блуа министром финансов (Florimond Robertet) Людовика XII.



20. Окно фасада отеля д'Алюе (фото: Chatmouettes)

В окнах капеллы Пресвятой Троицы дворца Фонтенбло (Chapelle de la Trinite, Chateau de Fontainebleau), в строительстве которой участвовал Себастьяно Серлио по приглашению Франциска I, стоят витражи в сборке типа 2.



21. Витражи капеллы Пресвятой Троицы, Фонтенбло

Если уж зашел разговор о Фонтенбло, надо сказать, что там еще есть витражи с модулями типа А-2 в галерее Оленей (galerie des Cerfs). Но галерея была пристроена гораздо позже, в начале семнадцатого века.
Кстати говоря, капелла Троицы была построена на основе монастырского храма тринитариев (орден Пресвятой Троицы), образованного еще в 1259 году. А тринитарии, к слову, славны тем, что помимо прочих богоугодных дел, занимались выкупом христиан из рабства. Деньги на это они собирали милостыней, а иногда даже меняли себя на пленников. Именно они были причастны к выкупу в 1580 году Сервантеса, который к этому времени уже пять лет томился в алжирском плену. Если говорить точнее, его спасителем был человек по имени Хуан Гиль, монах ордена Пресвятой Троицы. Это он набрал необходимую сумму среди купцов и добавил недостающую часть денег из сборов братства. Он же и добился освобождения Сервантеса, что само по себе было делом непростым. И своего «Дон Кихота», кстати, Сервантес написал уже после того, как вернулся домой (Цомакион А. И., «Сервантес. Его жизнь...»).

Но вернемся и мы к нашим витражам. Еще мы можем видеть примеры похожих конструкций в следующих постройках: Hotel de Ville Beaugency (1526); Hotel de Ville des Creneaux (1445-1513); Chateau de Meillant (1503); Chateau de Beauregard (1495-1550); Hotel de Ville Georges d'Amboise (нач. 16 в.); на окне 15 века южного фасада небольшой церкви Сент-Этьен в коммуне Савиньи-ан-Сетен (eglise Saint Etienne, Savigny-en-Septaine) и в Hotel de ville de Compiegne (1505-1530).

Справедливости ради нужно упомянуть еще несколько английских прототипов. В целом для туманного Альбиона витражи нашего типа довольно редки, по сравнению с витражами, в которых был использован ромбический рисунок.
Витраж типа А-2 представлен на картине неизвестного автора «The Somerset House Conference, 19 August 1604». Здесь изображено окно городской резиденции, которую в середине XVI века построил Эдвард Сеймур, 1-й герцог Сомерсет.



22. Заключение Лондонского мира, 1604 (National Portrait Gallery, London: NPG 665)

В окнах башни колледжа Брэйзноуз (Brasenose College, University of Oxford, 1509) имеются витражи типа B-1 и типа B-2.



23. Башня Брэйзноуз колледжа, Оксфорд (фото: Malcolm Balmer)

Сюда можно было бы добавить окна зала в Уодем Колледж (Wadham College, University of Oxford), который был основан в 1610 - 1613 годах, но есть подозрение, что окна были переделаны в конце 19 века. Римскими цифрами "MDCCCXCVII" в нижней части левого окна написана дата "1897".



24. Окна в зале Уодем Колледжа (фото: Simon Murison-Bowie)

К тому же, на гравюре Джона Ле Кека 1837 года (John Le Keux) в книге «Memorials of Oxford» (James Ingram, 1837) рисунок витража в окнах зала Уодем Колледжа недвусмысленно ромбический.



25. Зал в Уодем колледже, художник John Le Keux, «Memorials of Oxford», James Ingram, 1837, скан.: Andy Brill

Возможно, и окна башни Брэйзноуз колледжа тоже  могли быть реконструированы. Чего нельзя, кстати, исключать и в случае французских прототипов, в чем мы убедились на примере замка Блуа. Даже, если витраж живет долго, всё равно время от времени возникает необходимость в его подновлении или замене отдельных стекол. Даже если вихри революций и реформаций и ураган с градом пронеслись мимо, стекло и переплет стареют сами по себе. Они чувствительны к воздействию многих факторов окружающей среды, из тех, о которых упоминалось во второй части обзора по замку. Кстати, о сложнейшей работе реставраторов старинных витражей можно почитать в статье Готфрида Френзела («Реставрация средневековых витражей») или в статье Крыловой Е. М., («Реставрация витражей из Мариенкирхе»).

Таким образом, мы вкратце рассмотрели исторические прототипы и примерно определили время появления раннего витража в окнах первого этажа Парадной башни замка Гарибальди, которое совпадает со временем реконструкции замка в 15-16 веках. © Каренгин С.В. 2014

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Шесть Этельбертов. Ланселот и Гиневра. >>>

<<< ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ: Три короля. Три замка. Рождение французского Ренессанса.

ПРЕДЫДУЩИЕ ОБЗОРЫ:
<<< 1. Хронологическая привязка частей замка
<<< 2. Стилистика и дизайн.
<<< 3. Как все начиналось.
<<< 4. Парадная башня, цоколь, окна 1-го этажа.

ГАЛЕРЕЯ ПРОЕКТОВ
К ОБЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖУРНАЛА

brasenose college, дизайн, Пьеро делла Франческа, Томас Мэлори, туристический комплекс, Евклид, замок Азо ле Ридо, витраж, Гиневра, stained glass, архитектура, дизайн фасада, замок Гарибальди, замок Шенонсо, замок в Хрящевке, король Артур, Платон, код да Винчи, wadham college, Франциск I, archimedean solid, замок Труссэ, король Этельберт, Лука Пачоли, Кретьен де Труа, замок Блуа, leadlight, Полуправильный многогранник, замок, Эдвард Бёрн-Джонс, замок Шамбор, Ланселот, vitrage, Тимей, Уильям Моррис, Архимед, Правильный многогранник, прерафаэлиты, Пифагор, дизайн-проект, Усеченный октаэдр, vitrail

Previous post Next post
Up