Социал-солидаризм - новая форма социально-ориентированного общества

Dec 30, 2018 18:34




"Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью" - К.Маркс, Капитал, том.3

Называющие себя коммунистами скрыли от народа истинное содержание социализма,
исказили и дискредитировали само это понятие и до сих пор ведут нас по ложному пути,
стремясь лишь к власти и присвоению частной собственности на средства производства.
Они скрыли самое главное в социализме -
освобождение человека от его зависимости от труда.
Концепция социал-солидаризма строится на том, что это - та форма развития общества и та социальная доктрина, которая будет сменой существующей ступени капитализма как последней стадии эпохи товарно-денежных отношений, его высшей и последней формой. После неё - уже будет эпоха бестоварно-безденеджных отношений, которую обычно называют коммунизмом.

И если коммунизм - это эпоха, которая может существовать только в масштабах всей Земли, то социал-солидаризм - это стадия капитализма, которая может быть достигнута и в отдельно взятых странах.

Основная цель социал-солидаризма - это создание общества всеобщего благоденствия, создание общества с высокими социальными гарантиями, высоким уровнем удовлетворения растущих потребностей  основной массы населения.

Главной задачей социал-солидаризма является освобождение человека от отчуждения - от его труда и его результатов.
То есть, каждый человек имеет право на жизнь независимо от того - работает он или нет.
Работа может являться только добровольным вкладом человека в создание благ для общества.
Для этого должна существовать гарантия ежемесячных выплат ему социального пособия в виде безусловного базового дохода - ББД, который должен удовлетворять основные, базовые потребности человека - потребности, без которых человек не может жить: в пище, в жилище, в одежде и пр.,  а также наличие неотъемлемых прав на получение медицинской помощи и обучение. Обеспечение более высоких, более затратных потребностей должно быть гарантировано правом человека на труд - то есть возможностью трудиться на благо общества за дополнительную материальную компенсацию.

Основные принципы социал-солидаризма мне видятся так:
  1. Это - государство всеобщего благосостояния, максимально удовлетворяющее растущие потребности основной массы населения;
  2. Политическая власть народа посредством советов народных депутатов или партисипативная демократия;
  3. Традиционные общечеловеческие ценности;
  4. Равенство всех перед законом. Верховенство национального законодательства;
  5. Соблюдение общепризнанных прав человека;
  6. Свобода совести и вероисповедания;
  7. Общенациональная государственная идеология - социал-солидаризм;
  8. Национально-ориентированная смешанная экономика, или инклюзивная экономика, обеспечивающая взаимовыгодное развитие всех её участников - рыночная с государственным участием и развитым разноуровневым планированием;
  9. Господдержка корпоративных форм собственности и деятельности;
  10. Приоритет внутреннего потребления над экспортом.
Инклюзивная бизнес-модель (англ. inclusive business model) - экономически целесообразная схема ведения предпринимательской деятельности, включающая бедных (основание пирамиды) в качестве потребителей, покупателей, работников, производителей и предпринимателей на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости, обеспечивая взаимовыгодное развитие для всех её участников.

О НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ СОЦИАЛ-СОЛИДАРИЗМА
Нормальному развитию России катастрофически мешает навязанная и привитая с детства каждому идея необходимости классовой борьбы. Бизнес считает себя антагонистическим классом по отношению к наемным работникам, к населению России, в то время как население России воспринимает бизнес тоже как своих классовых врагов. Это пошло от принципиальной ошибки Карла Маркса в его философии - убеждения, что человек отчужден от труда и его результатов именно капиталистами, и путь к освобождению от этого отчуждения лежит через классовую борьбу и победу в ней пролетариата, через отбирание частной собственности у капиталистов. На самом же деле, никакого отчуждения нет, а есть зависимость каждого человека от труда - работать ради того, чтобы жить. И эта проблема решается вовсе не через классовую борьбу, а всего лишь через обеспечение государством гарантий каждому его выживания, которую может дать только введение ББД - безусловного базового дохода. А между, якобы, антагонистическими "классами" - капиталистами и наемными работниками - должно быть сотрудничество, а не борьба, ибо у них есть очень много общих интересов: сохранение бизнеса как источника доходов, его стабильность, его развитие.

"...хотя общество и представляет общественное предприятие во имя взаимной выгоды, для него характерны конфликты интересов, как, впрочем, и их совпадение. Совпадение интересов заключается в том, что социальная кооперация делает возможной для всех лучшую жизнь по сравнению с тем, чем она была бы, если бы каждый жил за счет собственных усилий." - Ролз, Джон, "Теория справедливости", 1975 г.

То есть, не отсутствие в России протестантской этики, а именно неуважительное отношение людей к буржуазным ценностям, к частной собственности мешает России нормально развиваться, и в-сообенности - привитая советским людям, якобы, необходимость классовой борьбы.

Предлагаемая мною идеология тесно связана с предлагаемой формой социально-ориентированного государства, включая его экономику. Это - комплекс. Единая система.



Фактически идею солидаризма в обществе разделяла школа физиократов Ф.Кенэ - представители одного из направлений классической буржуазной политэкономии, возникшего во Франции в середине XVIII в. Основатель направления - Ф. Кенэ, видные представители - А.Р. Тюрго, В. Мирабо, П. Дюпон де Немур и др.
"Группа физиократов школы Кенэ, например, является скорее вполне оптимистической, проводя в своих учениях идею гармонии, естественного порядка; она находит гармонию и в разделе общества на социальные классы и верит, что при условии следования естественным законам возможно согласованное развитие всех классов и одновременное их процветание." -  Солнцев, С.И, "Общественные классы", 1917 г.

"Мы вступаем в полосу нелинейного развития и нелинейного мышления. В полосу финансовой экономики, характеризующейся базовыми функциями финансового капитала, а не реального, как это было в эпоху классического капитализма. И, соответственно, постепенным преодолением факторного подхода к экономическому росту и заменой его подходом, основанном на взаимодействии всех участвующих в этом процессе действующих лиц - индивидов, хозяйствующих субъектов, государства, глобальных структур.
Взаимодействие, а не игра на свободном рынке - вот сердцевина синергетического либерализма. В этих условиях либеральный потенциал индивида раскрывается во всех его ипостасях - этнической, социальной, духовной32. Человек становится одновременно производителем, потребителем, инвестором и эмитентом." - Р.Н.Евстигнеев, д.э.н.
________________________________

Из программной работы Великого Кормчего Поднебесной товарища Мао Цзэдуна:
«…китайский пролетариат, крестьянство, интеллигенция и остальные слои мелкой буржуазии под руководством Коммунистической партии Китая уже сложились в великую самостоятельную политическую силу.

на этом этапе стоит задача создать ново-демократическое общество диктатуры союза всех революционных классов Китая под руководством китайского пролетариата

при всех условиях китайский пролетариат, крестьянство, интеллигенция и другие слои мелкой буржуазии являются основной силой, решающей судьбы страны.

Китайская демократическая республика, которую сейчас предстоит построить, может быть только демократической республикой диктатуры союза всех антиимпериалистических и антифеодальных сил, руководимых пролетариатом.

Итак, если мы классифицируем многообразные формы государственного строя, существующие в мире, по классовому характеру власти, то они в основном сведутся к трём следующим типам:
  1. республики буржуазной диктатуры;
  2. республики пролетарской диктатуры;
  3. республики диктатуры союза нескольких революционных классов.
Диктатура всех революционных классов, направленная против контрреволюционеров, против национальных предателей, - вот то государство, которое нам необходимо сегодня.

Государственный строй - диктатура союза всех революционных классов, форма организации власти - демократический централизм.»
_____________________________________________

"...солидаризм - политическая идеология, философское учение, социальная технология и соответствующая управленческая практика, основанная на идее общего блага, солидарности и согласовании интересов и ценностей.

Солидарность (франц. solidarite) - общность интересов, единомыслие, единодушие, взаимозависимость, взаимосвязанность, круговая порука, совместная ответственность. Солидарность можно определить как принцип социального существования, предполагающий объединение ресурсов и возможностей субъектов отношений для достижения общих целей, при этом интересы каждого из субъектов находятся в равновесии с интересами общности.
Солидарность следует рассматривать как механизм социальной саморегуляции, самосохранения и саморазвития коллективного организма, который позволяет максимально использовать возможности всех членов общества для индивидуального и всеобщего блага.

Солидаризм - принцип построения социальной системы, в которой ее члены (граждане, семьи, этносы, религиозные конфессии, социальные группы, политические партии, бизнес-корпорации и др.) обладают реальной правовой и социально-политической субъектностью, на основе чего их права, возможности и интересы могут быть консолидированы и солидаризированы ради достижения консенсусных целей (общего блага) в социальных рамках различного масштаба (локального, общенационального, глобального). Отвергая как либеральный индивидуализм, так и тоталитарный эгалитаризм, солидаризм пытается породить собственную «симфоническую» антропологию и онтологию, основанную на балансе индивидуальных и всеобщих интересов.

У известного на рубеже веков социолога М.М. Ковалевского разрабатывается понятие «замиренной среды»: в обществе вместо борьбы должна воцариться солидарность, понимаемая как «сознание общности интересов и взаимной зависимости друг от друга»

В идеале оно [государство] должно стать соратником и партнером для амбициозных классов, соучастником в проекте развития."

- из доклада А.Н.Окары "Социальная солидарность как основа нового «миростроительного» проекта".

Государственная идеология должна быть социал-солидаристской
- то есть, все участники должны быть равны, государство должно быть соратником, партнёром, соучастником в развитии, но при этом играть лидирующую роль , быть высшим арбитром над всеми остальными субъектами. (То есть, все равны, но государство ровнее.)

Наш академик-историк Ю.Пивоваров считает, что в наших российских традициях - постоянный передел того, чем мы так или иначе владеем, распоряжаемся. Это даже не обязательно наша собственность - владение может быть только временным. Например, это началось с передела земли в рамках сельскохозяйственной общины в каком-то лохматом веке. И к этому же Пивоваров отнес коррупцию - как разновидность передела - того же бюджета. Я вполне допускаю наличие такой национальной традиции. И потому моя теория социал-солидаризма строится тоже на переделе - на переделе через налоговую систему доходов всех членов общества. Нет, не на большевицкой насильственной уравниловке - переделе всего на всех, а на перераспределении излишков между теми, кто меньше-имущий - СОЗНАТЕЛЬНОМ ДЕЛЕНИИ ИЗЛИШКОВ.

Не расходится, не противоречит, а прямо соответствует моей теории социал-солидаризма и традиция, присущая русскому менталитету и русской истории, о которой упоминает академик Юрий Пивоваров - модель симфонии, т.е. согласия. "Смысл этой модели заключается в том, что во всех духовных делах светская власть уступает пальму первенства духовной власти. А, напротив, в светских делах… То есть, они друг другу, так сказать, уступали." - Ю.Пивоваров, лекции. Это модель, взятая нами от Византии, но наверняка изначально присущая русским. На самом деле эта модель глубже - это согласие не только между духовной и светской властью и их прерогативами, это - согласие в обществе между всеми.
Вот и сегодня нам всем нужно СОГЛАСИЕ, СИМФОНИЯ - между всеми членами общества, между обществом и властью, между обществом, властью и элитой.

Это и есть социал-солидаризм.

На каких принципах должно строится общество социал-солидаризма?
Возможный ответ даёт Джон Ролз в книге "Теория справедливости" - на принципах справедливости:
  • "Между индивидами с различными целями общая концепция справедливости устанавливает узы гражданского содружества; общее устремление к справедливости ограничивает преследование других целей."
  • "...группа людей должна решить раз и навсегда, что считать справедливым и несправедливым."
  • "...принципы справедливости становятся результатом честного соглашения или торга."
N.B.
Ролз рассматривает справедливость не вообще, а именно справедливость как честность. Оказывается, это тоже может быть существенным - как честность, а бывает и справедливость нечестная... Потому что принципы справедливости в обществе "становятся результатом честного соглашения или торга". Вот в чем суть честности в справедливости. А вот примера нечестной справедливости он не приводит... А было бы интересно - как может быть справедливость нечестной? Её должны навязать обществу? Но признает ли тогда общество такую навязанную справедливость справедливой? Сильно сомневаюсь. Хотя, как говорят либералы - они за верховенство закона - единого для всех, и, видимо, необязательно для всех честного и справедливого, главное - что единого. Я, конечно, с таким пониманием справедливости в корне несогласен!
___________________________________

Очень важный момент: не для всяких народов, этносов,
культур одинаково подходит стремление к социальной солидарности:
"По определению, в коллективистских культурах главное - это гармония, взаимозависимость, согласие; поведение формируется нуждами группы, тогда как в культурах индивидуализма доминирует установка на автономию, личные достижения, уникальность и единственность, защиту прав и нужд индивида." "...что отражает природу американского индивидуализма - он скорее «антисотруднический» - Р.Сапольски, "Биология добра и зла".
____________________________________

Социализм настанет при капитализме



Подробнее - здесь

"...многие весьма разумные люди воображают, будто революционные и социалистические концепции - лишь досадное недоразумение, которое можно устранить, выработав лучшие способы организации отношений между классами. Они полагают, что весь рабочий люд воспринимает экономику с точки зрения долга, и внушают себе, что согласие будет достигнуто, если дать гражданам хорошее социальное воспитание." - Ж. Соррель.
Может быть, и я слишком наивен,
предполагая возможность достижения в обществе согласия?
Да, о идеальной социальной солидарности можно только мечтать - как о любом идеале, но солидарность как отсутствие поиска антагонистических классов и как классовая борьба между ними вполне возможна. То есть возможно существование общества с толерантностью между социальными группами и компромиссами между ними. Общество взаимного социального сотрудничества.

Ссылки по теме:
Идеология нового социализма - социал-солидаризм
ЧТО ОТ НАС СКРЫВАЛИ КОММУНИСТЫ
Безусловный базовый доход как новая идеология
Принципиальная ошибка в философии Карла Маркса
Теория кризисов
Основа социальной экономики
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА - единственный выход из кризиса
Капитализм с истинно человеческим лицом
Коммунизм по Марксу
Проблема отчуждения не решается так, как это предполагали Маркс и Келсо----------------------------------------------------------------------

ПРИМЕЧАНИЯ.

"В чем же заключается отчуждение труда?

Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это - принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность [43]. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя." - К.Маркс, "Экономическо-философские рукописи 1844 года"
______________________________________

"Концепция разумного эгоизма начала формироваться в Новое время, первые рассуждения на эту тему встречаются уже в трудах Спинозы и Гельвеция, но в полном объёме была представлена только в романе Чернышевского «Что делать?»

Разумный эгоизм - термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов. Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других." - Википедия.
________________________________________

"Первоначально, в римском праве, солидарность («obligatio in solidum») означала общественную поруку. В соответствии с формулой «один за всех и все за одного» индивид оказывает помощь сообществу, чаще всего семье, а оно, в свою очередь, оказывает помощь индивиду. К концу XVIII века строгое понятие обязательности расширяется на неправовые отношения, хотя понятийное ядро сохраняется. С того времени солидарность обозначает (1) круговую поруку, взаимные обязательства (2) в случае опасности и нужды (3) внутри групп, тесно связанных между собой частично вынужденно, например, в качестве братьев и сестер, частично добровольно вроде участников одной экспедиции, а частично в результате случайности судьбы типа природной катастрофы. Солидарные сообщества - это сообщества по причине нужды и опасностей, члены которых «сидят в одной и той же лодке» и при этом (4) выстраивают друг с другом эмоциональные связи, сильные настолько, насколько волнующей является совместно разделенная судьба." - О.Хёффе, "Справедливость. Философское введение".

«Почему в Англии не было марксизма»? Недавний номер English Historical Review заново ставит один из многолетних вопросов английской истории. Почему в первой стране, давшей все условия для массового марксистского движения, такого движения не наблюдалось? Почему в стране, положившей начало индустриальной революции, не было революции социальной? Почему в первой стране, создавшей пролетариат, заслуживающий данного наименования, само слово «пролетариат» было чужим и экзотическим? Эти вопросы были главным элементом исторического изучения по крайней мере с тех пор, как Эли Галеви в начале века пытался объяснить «чудо новой Англии»: ее способность с помощью уникальных институтов и традиций нести изменения, примирять интересы, смягчать конфликты." - из главы из книги «The New History and the Old: Critical Essays and Reappraisals» (2004) Гертруды Химмельфарб.
Ни о какой борьбе антогонистических классов нет речи. Все классы одного общества должны СОТРУДНИЧАТЬ ВО ИМЯ ИХ ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ!

Да, в школе нас учили другому социализму. Что социализм - это диктатура пролетариата, что частной собственности на средства производства быть не должно. И это неправильный подход. Социализм - это свободный труд. Коммунисты от нас это тщательно скрывали - невыгодно было. Они предпочли взять принцип протестантизма - "Кто не работает - тот не ест". Получалось, что человек живет ради работы. Что так же неправильно, как и принцип нынешнего либерализма - что человек живет ради потребления. Да и народ не всегда верил в то, что живет ради работы. Потому так много было антикоммунистов. Социал-солидаризм - это органичная социальная доктрина, которая дает человеку то, ради чего его создала сама Природа. Ради самосовершенствования, ради улучшения жизни.

Я всегда считал буржуя буржуем, и конфликт между ним и работником - непреходящим, неустранимым по определению конфликтом интересов. Но пролетриат и капиталисты дополняют друг друга в хозяйственной деятельности, они необходимы друг другу, между ними - партнерство. И конфликты интересов между ними должны решаться и решаются в жизни компромиссами и взаимными договоренностями. Идеология социал-солидаризма - не воевать друг с другом, а находить разумные компромиссы!
_______________________________________

Вопрос принадлежности частной собственности - неактуален.
Уже Маркс писал в "Капитале": "Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства."
Сейчас же, во-первых, потому что частной собственностью может быть что угодно - вплоть до компьютера и даже пишущей ручки - все это может быть инструментами эксплуатации наемного работника и создания прибавочного труда для хозяина.
Во-вторых, потому что сегодня можно эксплуатировать работника в целях создания прибавочной стоимости и вообще без частной собственности на средства производства, и вообще не имея самих средств производства.
________________________________________

Любое распределение доходов между наемными работниками и их работодателями не решает проблемы освобождения человека от необходимости работать на кого-то. Маркс об этом прямо говорит - этого недостаточно. Более того: и передача средств производства во владение работника - тоже не решает проблемы.
Потому что все равно труд остается вынужденным - во-первых, потому что ради выживания, во-вторых, потому что для удовлетворения неестественных потребностей - то есть - излишних, надуманных, внушенных кем-то как потребности.

Социализм по Марксу - это совершенно добровольный, свободный труд в свое удовольствие и удовлетворение ЕСТЕСТВЕННЫХ потребностей человека. Маркс даже пишет - чем естественные потребности отличаются от неестественных, а завышенных, излишних.

Нет, не уничтожения труда хочет Маркс, а именно только свободной работы, на благо самого трудящегося. Он даже сравнивает человека с животными - они тоже работают - добывают пищу, строят норы и гнезда. Но делают это именно для себя. А свободное от труда время человек сможет использовать для повышения своей культуры, удовлетворения духовных потребностей. И чем больше у человека будет свободного от работы время - тем лучше.

Я же вижу освобождение труда в том, чтобы каждый человек вне зависимости от своей работы имел право на жизнь - то есть средства к существованию. Это может обеспечить только безусловный базовый доход. При нем человек и будет работать только по своему личному желанию, ради своего личного интереса. Или удовлетворяя свою потребность в общении и самовыражении, к примеру, или для удовлетворения тех своих потребностей, которые не может обеспечить ББД.
__________________________________

Размер оплаты труда тоже не решает проблемы освобождения от необходимости работать - это лишь  более толстая и крепкая цепь, которой сковывают раба: она только еще сильнее, крепче приковывает человека к месту вынужденного труда.
__________________________________

У человека МОЖЕТ БЫТЬ желание, потребность трудиться. А может и не быть. Это его свободный выбор, и он должен быть гарантирован государством того общества, в котором человек живет. Если кто-то хочет жить по минимуму потребностей - это его право. Если бы он был животным - он добывал бы себе только пищу по минимуму необходимого. Но человек лишен обществом возможности добывать самому пищу. Поэтому общество ОБЯЗАНО дать ему эту возможность. Или предоставив для этого "охотничьи угодья", или выплачивая ему средства к существованию - безусловный базовый доход.
_________________________

Уже давно идет речь о ББД (безусловном базовом доходе). Уже японцы решили, что настанет время, когда люди будут только потреблять, а работать будут роботы. Уже есть возможность многим жить при индивидуальном социализме - не работать вообще, а деньги получать и потребности удовлетворять. Это - и есть неосоциализм-2.0.
___________________________

Конечно, сейчас ББД ввести в полном объеме не получится - невозможно будет обеспечить всех даже средствами на удовлетворение тех основных потребностей, которые только и могут сделать человека независимым от необходимости работать. Но постепенно - вполне возможно уже сегодня. Например, начиная с определенного возраста, или определенным категориям населения - начиная с наименее социально защищенных.
_______________________________

Потребность иметь дополнительный доход никуда и никогда не исчезнет - люди всегда хотят большего, чем имеют.
ББД вовсе не сделает ВСЕХ людей бездельниками. Во-первых, труд для многих - необходим по разным причинам - необязательно как средство заработка, во-вторых, я уже сказал - всегда будет хотеться большего. Но человек уже сможет более свободно и независимо решать - как именно ему трудиться. Это и есть гарантия его свободы от отчуждения.
_______________________________

Ленин с огорчением констатировал, что социализм, который в прошлом третировался буржуазными политиками, ныне признается ими как цель, идеал, противополагаемый капитализму, несмотря на то что эти политики вовсе не разделяют воззрений Маркса. «Социализм» вообще, как цель, в противоположность капитализму (или империализму), признается теперь и многими буржуазными социальными политиками» (Ойзерман, "Марксизм и утопизм")
_________________________________

Социализм, Разумный эгоизм, Безусловный базовый доход, Социал-солидаризм, Маркс, Джон Ролз

Previous post Next post
Up