Из Анталии без пляжей и шопинга. Карийская тропа. Остатки древней Гераклии в горах Латмос

Nov 23, 2022 07:30

Встретив рассвет на озере Бафа и отлично позавтракав ( турецких завтраков нам обычно хватало ещё и на обеденный перекус в походе), собираем рюкзаки и отправляемся в поход по Карийской тропе. Прямо из деревни.
Маршрут: Капыкыры - Гераклия - монастырь Йедилер - Гёляка - Капыкыры (вот нитка маршрута).

А с фотографиями этого дня - засада. Не в том плане, что их нет, наоборот - их слишком много.
Горы Латмос меня просто очаровали своей необычной красотой, ещё когда я впервые увидела их на фотографиях buzatu, который много ходил по Карийской тропе. Собственно, именно из-за них нас и понесло в такую даль от Анталии.

Но я даже не представляла, насколько это невероятно красиво в реальности!
Даже каждый отдельный камень и скала в горах Латмос сам по себе - это произведение искусства и буйство фантазии.

В общем, чтобы не валить все фотографии в одну огромную кучу, разделю их на несколько отдельных.

Часть первая - остатки древнего города Гераклия в горах Латмос на Карийской тропе.

Решаем, что идти почти 3 км по дороге между деревнями Капыкыры и Гёляка лучше уже в конце похода (когда устанешь), а сначала со свежими силами и отличной погодой (после полудня рисует возможность дождя) отправимся в наиболее интересную часть - древнюю Гераклию.
Красивые камни начинаются прямо в деревне.

Трек скачали на МапсМи в телефоны, разметка тоже присутствут (бело-красная - впрочем, бело-красным размечены все тропы в Турции). Вдруг в начале тропы ( а мы специально на тропу пораньше вышли, пока ещё туристы на машинах в поселок не начали приезжать) нас догоняет какая-то бабулька с узелком и начинает что-то тарахтеть на тему, что мы не туда идем. А вон в той стороне (машет рукой куда-то в сторону) есть такое чудесное сооружение, как театр. И тут же начинает сообщает информацию о том, что раньше тут был античный город Гераклия, а теперь здесь деревня Капыкыры ( всё таки, Kapikiri, хоть это звучит и чудовищно для нашего уха  - это Капыкыры, бабка именно так произнесла несколько раз).
Когда планировала наш маршрут, то всю информацию об этих местах собирала на турецких сайтах. Так вот в одной ветке местные же туристы очень жаловались на настырных бабок в Капыкыры, которые буквально преследуют туристов и довольно агрессивно пытаются что-то продать).

Завела нас, таки, бабка к театру.
И это всё, что от него осталось. Нет, не после нашего визита. Это ещё до нас...

Собираемся идти дальше, но бабка не отстает, уже и узелок со своим товаром развязывает и явно претендует претендует на роль личного гида по историческим местам капыкырщины. Дали ей какую-то денежку, только, чтоб отвязалась, и разошлись довольные каждый своей дорогой.
Возвращаемся туда, откуда и начинали.

Капыкыры прочно врос в Гераклию. Тропа идет между стеной древнего города и забором чьего-то дома.

Остатки какой-то башни.

Вид на Капыкыры и озеро Бафа сверху. Даже Храм Афины, где мы были утром, виден на горке. Это самое хорошо сохранившееся строение античного города.

Вон ещё какая-то башня видна. Судя по всему, это остатки башни городской стены.

Радует, что в некоторых местах под деревьями, под скалами вдоль тропы стоят канистры с водой. Непонятно - то ли для туристов, спустившихся с хребта Латмос после длинного перехода из Багарджика, то ли для коз - но видеть их  на маршруте отрадно.

Озеро Бафа и остатки порта Гераклии на мысу, выдающемся в когда-то морской залив.

Так лучше видно?

В Анталии и окрестностях уже вовсю громыхают грозы. Нас же задевает только крылом непогоды. На небе натягивает красивые облака, слегка скрывающие солнце. Для долгого похода - самая отличная погода.

Идти нужно только по разметке - она блуждает среди нагромождений огромных валунов. А вылезешь куда-то в сторону - потом не знаешь, как с той каменюки слезть, приходится на тропу возвращаться.

Неплохо сохранившийся участок городской стены. Камни здесь огромные, потому их и не растащили за века на постройки в деревне.

Залажу наверх.

О, да там и продолжение есть. Причем, с использованием элементов ландшафта.

Чудесно же.

А это уже, похоже, достаточно современный заборчик - там местные огораживают молодые оливковые деревья, чтобы козы не сожрали и не вытоптали.

Снова остатки мощной старинной стены.

Первое название Гераклии, расположенной в древней бухте Латмос, было Латмос, и она была названа по названию горы Латмос, которая возвышалась на 1300 метров над городом.

Латмос - эллинское слово. В древности этот край был известен под таким названием в честь богини-матери Лады.

В 8 веке до нашей эры в эллинистический период название края Лада сменилось на Латмос, это же имя дали городу. Точная дата его основания не известна. Как и соседние города эллинов Милет и Приена, прибрежная Гераклия была построена по плану города Гипподама, где реализован план участка в форме сетки и улицы, пересекающие друг друга перпендикулярно. На трех оставшихся улицах Капыкыры это ещё видно.

Фактически Гераклия (Ираклия) находилась в Ионии, но всегда носила черты карийского города и исторически разделяла судьбу карийских городов.

Во времена персов карийский сатрап Мавсол хитростью захватил город и изменил его название.

Город был назван в честь известного мифологического героя Геракла, и получил название «Гераклия ад Латмос», что означает Гераклия под горой Латмос, чтобы отличить его от многих других городов с таким же названием (Гераклия).

А куда это Валик показывает?

Что там такое наверху в виде знака V?

А там тоже какие-то остатки защитных сооружений на перевале, ведущем через хребет из Бараджика в Капыкыри - Карийская тропа там и проходит.
А скалы, какие скалы!

В результате азиатской экспедиции Александра Гераклия попала под власть Александровской империи, а затем Селевкидов.

Город находился 10 лет под властью Плейстарха из династии Птолемеев и в этот период назывался Плейстархией, но это название не просуществовало долго, как и власть Плейстарха над городом.

В 287 г. до н.э. город был завоеван полководцем Лисимахом, и переименован в Александрию на побережье Латмоса, но и это название не прижилось.

В то же время вокруг Гераклии, завоеванной полководцем Лисимахосом, были построены городские стены, частично сохранившиеся до сих пор во всей своей грандиозности.

Древний город, возведенный на очень пересеченной и скалистой местности, был окружен городскими стенами длиной 6500 м.

Эти стены поднимались на высоту около 500 метров от уровня озера и были укреплены 65 башнями.

Залезли на остатки одной из них.

В каменном основании башни выдолблены колодцы для сбора дождевой воды, сейчас прикрытые камнями и ветками, чтоб никто не ввалился.

С башни отлично просматриваются остатки соседней башни на соседнем пупыре.

И виды (а в древности - стратегический обзор) - на все 4 стороны.

А вот на этом фото не стены, а скалы Латмоса. Кусочек стены виднеется там где-то среди деревьев вдали.

Даже находясь там, тяжело порой разглядеть следы древней человеческой деятельности среди эти причудливых камней. Я тщательно просматривала все фотографии с увеличением, чтобы собрать в этот пост те, где есть остатки Гераклии.

Строили-то и стены и башни, встраивая их в лабиринтоподобный ландшафт,  из материала тех же скал, что вокруг.

За века, когда город пришел у упадок и начал разрушаться от времени и землетрясений, все камни, что помельче, да поближе к деревне растащили на заборы и дома.

А остальные, все ещё валяющиеся вокруг - абсолютно сливаются с местностью. Ровные сколы камней Латмоса порой выглядят более искусственными, чем обработанные камни древнего города.

Ну, а как же сюда не залезть?

Почувствуй себя стражем города!

В конце I века до н.э. из-за наносов реки Мендерес Гераклия потеряла связь с морем и полностью утратила свою морскую торговлю со знаменитым городом Милетом, расположенным на торговом пути Эфес-Милет.

Гераклия, потерявшая свое былое значение после того, как была прервана связь города с морем, и в него стало проблематично добираться, стала убежищем христианских монахов.

В этой долинке, куда мы спустились, заканчиваются развалины древней Гераклии. Те, кто хочет маршрут покороче, могут отсюда выйти к дороге и вернуться в Капыкыри.

Вот, например, маршрут.
Скачайте его в телефон, если хотите пройти по короткому маршруту только по Гераклии. Сверху-то. конечно, хорошо просматривается долина, в которую нужно выйти, чтобы попасть к дороге. Но вот пробираться через лабиринт скал без трека проблематично - поблудить придется.

А мы из долины поднимаемся наверх на соседний склон. Заговорили же про монахов-христиан - нужно и до монастыря Йедилер добраться.

Продолжение следует...

Все посты о путешествии: Из Анталии без пляжей и шопинга.

Бельдиби - Капыкыри
Карийская тропа. Дорога в Багаржик
Карийская тропа. К крепости Багаржик
Карийская тропа. Скальные лабиринты крепости Багаржик
Карийская тропа. В поисках короткой тропы через каменный хаос...
Древний карийский город Стратоникея
Акьяка - медленный город
В Сиде
Тропа Святого Павла. На перевале меж двумя ущельями
Тропа Святого Павла. Каменные люди Adam Kayalar
Тропа Святого Павла. Каменные исполины деревни Ballıbucak
Тропа Святого Павла. Ballıbucak - Deli Sarnıç.
Тропа Святого Павла. Deli Sarnıç-Selge, в обратный путь...
Тропа Святого Павла. Амфитеатр Сельге
Тропа Святого Павла. Синие подземные воды Каньона Кёпрюлю
Тропа Святого Павла. Каньон Тазы
Зеленый каньон - через год после пожаров
Античный город Лирбе (Lyrbe)
"Застёгнутые" дома в Таврских горах
Пещера Алтынбешик с подземным озером
Каньон Ахметлер - неожиданная находка!
Природные бассейны на пляже в Газипаша
Утро. Из Газипаша в каньон Сападере
Каньон Сападере
Горы Западного Тавра и долина реки Дим Чай
Сталактитовая пещера Дим
Термессос (1). Нижний северный некрополь.