В
каментах к предыдущей статье предложили рассмотреть понятие "эксплуатация"; других идей по статьям пока что нет, так почему бы не заняться. Не совсем типичная статья с ещё более нетипичными выводами. В этот раз не будет обличений, это скорее лингвистика, чем философия.
Недавно разбирал понятие "
мракобесие"; регулярно занимаюсь подобными очищениями смысла слов; слишком часто они у нас используются не по назначению. И в этот раз тоже хотелось бы показать, что тут не всё так однозначно; и за понятием "эксплуатация" может скрываться не только паразитизм.
Для начала следует сказать, что у термина "эксплуатация" как минимум три различных смысла.
Эксплуатация механизмов - это одно;
эксплуатация природных ресурсов - другое; и эти два смысла сегодня мы рассматривать не будем. Сегодня речь пойдёт про т.н. "социальную эксплуатацию" (хотя такого термина я не нашёл), т.е. эксплуатацию в социальном смысле:
Эксплуата́ция - присвоение результатов труда другого человека без обмена или с предоставлением взамен товаров (услуг, денег), стоимость которых меньше, чем стоимость, созданная трудом этого человека за рабочее время.
Это определение в терминах
трудовой теории стоимости; и для адептов "свободного рыночка" смысла не имеет, ибо для них цена определяется спросом и предложением. Дескать, если у нас не рабство, то ты свободен не меняться, если не хочешь. Степень адекватности этого подхода мы можем лицезреть в любом магазине или на бензоколонке - не хочешь покупать по такой цене, не покупай; но из-за особенностей
мышления в категориях денег понять это могут не только лишь все.
Но самое интересное в данном случае, что даже с "трудовой" точки зрения "эксплуатация" в общем случае не равно "паразитизм". Как ни странно, но для иллюстрации этого можно использовать биологический смысл слова "паразитизм", и это не социал-дарвинизм, а всё то же ковыряние в смыслах.
Далеко не все в курсе, что паразитизм - это одна из
форм... симбиоза. "Даладна!" - воскрикнет обыватель, который всю жизнь считал, что симбиоз - это взаимовыгодное существование; ан нет:
Обоюдно выгодный, обязательный вид симбиоза называют
мутуализмом.
Комменсализмом называют отношения, полезные одному, но безразличные другому симбионту,
аменсализмом - отношения, вредные одному, но безразличные другому. А кооперацией называют необязательные взаимовыгодные отношения. Форма симбиоза, при которой один организм (паразит) использует другой (хозяин) в качестве источника питания или/и среды обитания, называется
паразитизмом.
То есть симбиоз - это взаимное продолжительное со-существование организЪмов; а вот его взаимная полезность - тут уже возможны варианты. То, что обыватель понимает под "симбиозом", на деле == мутуализм, и паразитизм - тоже форма симбиоза.
К чему вот этот биологический отскок? К тому, что эксплуатация - это существование одного человека (или общества) за счёт другого человека (или общества), и это существование может быть также взаимно выгодным, или по крайней мере добровольным, в полном смысле этого слова (а не в "рыночном" ;))).
У правоверных мраксистов от таких раскладов может и бомбануть, но, как верно подсказывают в каментах, давайте рассмотрим понятия "иждивение" или "дарение" в контексте данного определения. Вам подарили нечто, при этом вы дословно присвоили результаты чужого труда без предоставления бла-бла-бла. Или вы воспитываете малолетних киндеров (или содержите старых родителей) - они постоянно присваивают результаты вашего труда, не отдавая эквивалентной стоимости взад; вас в буквальном смысле эксплуатируют.
Как нетрудно видеть, здесь упущен важный критерий - добровольность процесса эксплуатации. Звучит несколько странновато - добровольная эксплуатация - но исходя из определений, это вполне возможно, и, скорее всего, лично вы в той или иной степени ежедневно или периодически в ней участвуете.
Означает ли это, что клятые большевики нам всё врали? Нет; плазменные мраксисты обычно упоминают не просто эксплуатацию (что может подразумевать и природу и механизмы), а эксплуатацию человека человеком. Да, это всё ещё может быть добровольной эксплуатацией, но тут уже надо сильно придираться; словосочетание "эксплуатация человека человеком" подразумевает принудительность этого процесса.
Может ли быть эксплуатация человека обществом? В общем случае да, когда под "обществом" мы понимаем неравноправное сегрегированное общество, с делением на классы, расы и т.д.; когда ты получаешь заведомо меньше благ, чем другие, при прочих равных. В более-менее равноправном и социально справедливом обществе любая эксплуатация возвращается человеку либо его потомкам; недоплачивая сегодня, вернём всё сторицей завтра.
Поэтому-то так болезненно общество реагирует на социальное неравенство; когда одним можно больше, чем другим, это означает именно означенную выше эксплуатацию человека обществом. Налоги платим все, социальные ограничения соблюдаем все, но только одним всё, другим ничего; значит, привилегированная прослойка живёт за счёт эксплуатации дискриминированной части населения. И ладно бы эта эксплуатация была бы добровольной - пенсионерам и ветеранам всё без очереди - так нет же. "
Правые" нас убеждают, что подобная сегрегация по денежному признаку - для нашей же пользы, что-де Илоны свет Маски нас спасут, а дно всё равно не имеет смысла; но без добровольности данного процесса это однозначно эксплуатация
в плохом смысле этого слова, сиречь паразитизм.
Скорее всего, без эксплуатации мы не сможем жить никогда; по крайней мере, в нонешней биологической форме мы будем всегда вынуждены эксплуатировать природу, механизмы и друг друга. Но и без вознесения в высшие слои бытия процесс эксплуатации можно сводить к добровольному обмену, а не к паразитизму. Об это, скорее всего, будет в следующих сериях.