Продолжаю статью
про эксплуатацию; в прошлый раз выяснили, что она бывает добровольной и принудительной; забыл про важный случай мошенничества, когда при кажущейся добровольности по факту вас принуждают расстаться с кровно заработанными. Вот сегодня этот вопрос и рассмотрим; но не в лоб, а через призму соответствующей идеологии.
Сейчас опять обидно скажу; но все мы в какой-то мере - не просто либералы, а прям-таки
либертарианцы. Причём правого толка; это важно, ибо в своих регулярных обличениях либертарианства забываю о их левом крыле; вы не поверите, но
бывают либертарианцы, выступающие против... частной собственности на средства производства. Это крыло мы сейчас рассматривать не будем; в общественном дискурсе его не видно, и термин "либертарианство" подмяли под себя правые (впрочем, для мира
декаданса это обычное дело).
Для правых либертарианцев характерно стремление к максимизации индивидуальной свободы (это характерно для любых Л.), а также к незыблемости принципов "свободного рынка", минимизации роли государства в экономике, и прочего бла-бла, что является производными в обеспечении той самой индивидуальной свободы.
Здесь мы немедленно упираемся в понятие свобода - шо це таке и с чем её едят?.. Не то, чтобы аффтар против свободы, но хорошо бы понять, обо что речь. На тему свободы уже не раз высказывался; там далеко
не всё так однозначно, как представляется обывателю. Сегодня хотелось бы поговорить за один из аспектов свободы, который современник мнит одним из достижений современной "экономики" и вообще общества - свобода выбора; дескать, у нас есть выбор, поэтому мы свободны. А это зачастую, увы, не так.
Казалось бы, смешались в кучу кони, люди, либертарианцы и свобода; обо что речь вообще?.. Постулирую - т.н. "свобода выбора" в её современном исполнении зачастую является тем самым мошенничеством, обо что говорил в начале статьи; при кажущейся добровольности вам принуждают %бла-бла%.
Свобода выбора описывает возможность и автономию человека выполнять действие, выбранное как минимум из двух доступных вариантов, без ограничений со стороны внешних сторон.
Для самого по себе наличия свободы выбора, как видим, немаловажна автономия (что вообще крайне любят либертарианцы), но давайте же подумаем, что это такое?..
Автоно́мия (др.-греч. αὐτονομία букв. «самозаконие» ← αὐτος + νόμος) - самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов.
Внимание, вопрос - что в нашем т.н. "свободном мире" делает т.н. реклама? Ведёт ли она к самостоятельному выбору и праву субъекта следовать собственным принципам, или же работает строго в обратную сторону? Насколько свободен обыватель в своём выборе, если существует понятие
мерчандайзинга? Как я неоднократно писал, современный человек вообще
не является субъектом экономики, он сведён к объекту, которым манипулируют, оставляя лишь иллюзию выбора. Да, товар с полки он берёт сам, никакие заград-отряды его под белы рученьки никуда не ведут, но несколько его решение самостоятельно? И речь тут не просто про слова, а про работу системы, которая прямо противоречит собственным же декларациям.
Но все становится ещё хуже, когда начинаешь анализировать собственно выбор. Когда мы покупаем нечто (как правило, под напором рекламы), мы ожидаем бла-бла-бла, а по факту получаем нечто другое. Лучше всего это заметно на примере пищевой промышленности; то, что обыватель сейчас подразумевает под продуктами питания, лет 50 назад вызвало бы чувство глубокого недоумения в лучшем случае; мы когда
ездим по староверческим местам, наглядно видим, как отличается простая человечья еда от промышленной вытяжки из фекалий. Не хотите мне верить, не надо, но как часто вы разочаровывались в покупке, потому что в рекламе было про одно, а на деле оказалось другое? Это не просто единичный случай мошенничества, а целая
система полу-правды, когда вам говорят только о достоинствах, и замалчивают недостатки. Это верно и для продуктов питания, и для предвыборной ахинеи.
Но и это ещё не всё. Главная засада в псевдо-выборе обывателя заключается в невозможности корректировать цену покупки. Это те же самые либероиды привыкли страдать о временах клятых терранов, восклицая "но какой ценой?" - вы думаете, в эту игру нельзя играть вдвоём? Ещё как можно. Почему вы должны платить энцать тугриков за молоко/бензин/квартиру, хотя вот буквально вчера цена была другая и ничего не произошло? По кочану? Вот это свобода выбора, вот это я понимаю.
Именно здесь кроется главная объектность обывателя; по сути он не может влиять на цены на рынке; единственное, чем он может хоть как-то рулить, так это собственной зарплатой, и то, мягко говоря, с большим трудом. На все остальные цены он повлиять не может никак; да, он может попробовать найти дешевле, но это см. выбор без выбора.
Либертарианцы настаивают на возможность субъектности обывателя в этом вопросе - дескать, продавай сам по какой хошь цене, и этим компенсируй маразмы ценообразования на "рынке", но обыватель ничего не продаёт сам (см.
пролетариат); и кроме собственной рабсилы, ни на какое ценообразование повлиять не может. Как часто в просите (и получаете) прибавку к зряплате? Где-то в этом месте кроется вся степень вашей свободы выбора.
Теоретически в сферическом вакууме мы могли бы быть свободными, если бы мы хотя бы были экономическими субъектами, а не
винтиками системы. Если бы все были во всю голову ИП, и продавали друг другу брюкву с клюквой, тогда можно было бы поговорить за свободу выбора; но как тогда создавать сложные системы, в космос этот ваш летать и всё такое? Если каждый будет гнуть в свою сторону, то сложная система не полетит. Мир движется в сторону усложнения, а либертарианцы призывают идти от личных хотелок, по сути настаивают на хаотизации.
Все описанные выше нюансы современного прочтения "свободы выбора" указывают на узаконенность мошеннической схемы по фамилии "свободный рынок"; мы как бы сами отдаём продавцу свои деньги, получая за произвольную сумму произвольное же качество; и если что не так, то идти жаловаться дяде милиционеру бессмысленно - он тоже в доле, вся система работает как надо. И современный обыватель эксплуатируется экономическими субъектами совершенно добровольно, бессмысленно и беспощадно. И на самом деле выбора у него никакого нет. Да, можно делать вид, что между повешением и утоплением есть какая-то существенная разница, невзирая на общий смысл происходящего.
Почему я говорю, что "мы все сегодня либертарианцы"? Да потому, что мы же не против всего вышенаписанного. Для нас это нормально? Ну, поздравляю.
>>> О рекламе и свободе выбора >>>