Продолжу тему
обывателей и активистов несколько замудрённым названием, однако ж всё просто - почему стране нужны герои, а рожают дураков. Почему от героев былых времён не осталось порой имён, а сейчас героизм выражается либо в экстремизме, либо в экстремализме - обои двое скорее диагноз, нежели подвиг и Поступок. Попробуем разобраться.
В прошлой части цикла статей приложил ролик, где докладчик между делом говорит про всплески "гениальности" - они ведь относительны остального общества. Если общество культурно, то и культурный гений будет настоящей звездой; а если оно бескультурно, то гений (по меркам этого общества) с определённой точки зрения вполне может оказаться и ниже плинтуса. Вот у нас недавно прошла некая "
национальная музыкальная премия"; так в ней победил гр. Шнур, со своими творениями за гранью пристойности. С точки зрения "музыкальной общественности" это, безусловно, гениальный исполнитель (по российским меркам, конечно); и ведь тут не поспоришь, на фоне серого уныния он действительно жжот напалмом; за одну песенку про выборы можно многое простить. Однако это скорее многое говорит за уровень самой этой "музыкальной общественности", чем за самого Шнура - по меркам традиционной и классической музыки это - фигляр, с которым стыдно присесть в одном поле по нужде. Хороший, качественный, но - фигляр. То, что фигляров сейчас награждают и им аплодируют, многое говорит не о них, а о нас, сиречь об этом самом уровне общества.
Ровно то же самое и с общественными активистами. Мне тут говорят - а где же новые трибуны, новые Ленины-Сталины-Жанны-д-Арк, где новые подвижники-передвижники? А откель им взяться, если общество в целом лежит и разве что только не воняет, разлагаясь, именно на уровне обывателя. И тут, опять же, не надо обличать самого по себе обывателя, который живёт от зарплаты до зарплаты; надо понимать, что уровень всего Общество намеренно опускается с каждым годом - и виноваты в этом не обыватели, им-то всё равно, сугубо по определению. И именно из-за снижения общего уровня общества уровень активистов-пассионариев и невысок - просто потому, что им приходится прилагать значительные усилия, чтобы выпрыгнуть из уровня общества.
До смешного доходит.
Моя банда частенько выступает в разных мероприятиях (не всегда концертного формата, всякое бывает; в последний год, например, зачастили по научным конференциям) - и там нас частенько хвалят за то, какие мы молодцы и активисты. Ага, афигенные активисты - собираемся раз в неделю и пьём чаи 90% времени, вот тебе и активность; несколько раз в год выбраться на мероприятия и фестивали тоже, прямо скажем, не великий подвиг. Однако на фоне масс обывателей это уже кажется какой-то пассионарностью. Всё от среднего считается, относительно, и в сравнении с обывателем мы, действительно, зажигаем - но тут не столько мы молодцы, сколько народу реально на всё пофиг, пивасик/бухач/телек, вот и вся культурная жизнь. Я про это
писал в старой статье, воз и ныне там.
И тут мы приходим к тому, что важен не сам по себе уровень активизма-пассионарности, а его направление, вектор. Сравнивать пассионарность героев Отечественной войны, когда всё общество было на дыбах, с болотом современной жизни, конечно, хорошо, только опять же бессмысленно - можно вспомнить того же Добробабина; панфиловца, ставшего предателем; то есть пассионарность вполне может быть с любым знаком. В годы войн пассионарность-активность общества повышается, и через это и герои соответствующие; "Русская весна" показала, что и сейчас героизм возможен почти такого же уровня, стоит лишь расшевелить Общество. А если общество лежит в грязи, то и герои у него соответствующие - вон, кому и Шнур - херой.
Ситуация усугубляется наличием большого числа суб-пассионариев - активистов с обратным знаком, которые меняют Общество не для развития, а для собственного на нём паразитизма. Это - прямое следствие
системной криминализации общества; по всему миру с утратой культурных ценностей голову поднимает гидра организованной преступности, и это в общем-то не шутка и не преувеличение. Преступность была всегда, но в большинстве случаев мировой истории всё же страны управлялись в каких-то рамках, учитывая определённые
культурно-моральные ценности - которые, возможно, с нашей точки зрения выглядят странно, и тем не менее. Современная же "
экономическая" система
игнорирует любые ценности, окромя американских денег, и фактически легимизирует преступный взгляд на мир, где украсть и воспользоваться слабостью даже не противника, а своего же гражданина, не является грехом. Вообще что такое "грех", как не пережиток прошлого; вот так кручу-верчу, и миром правят гангстеры, увы. А через это и активисты зачастую из той оперы, когда от них один вред. И это тоже не шутка и не преувеличение.
Я уже писал, что современному "либерализму"
что ломать, что строить; прямое следствие вышеуказанной одномерности монетаризма; хитрозадые пассажиры давно научились делать деньги и на созидании, и на разрушении; а так как созидать сложнее, то
основной профит давно идёт на разрушении. Через это и тянуть общество на дно - это тоже не грех, а вполне легитимное занятие; за это вполне могут и премию дать, аки твоему Шнуру. Ачо, пипл хавает.
Поэтому давайте уже смотреть не на модуль, а на вектор активистов-пассионариев. Мощно ли лабает Шнур - да,
по модулю очень даже. А вот если посмотреть на вектор (
зачем вы, уроды, всё это делаете) то тут уже выплывают совсем другие статьи УК. Именно для того, чтобы подобных вопросов не задавалось, общество плющится моралью монетаризма-либерализма, и накрывается всё это пропагандой "
свободы"; которая как раз и даёт возможность лютовать активистам-суб-пассионариям в деле разрушения общества. Когда нормальные, позитивные активисты выбегают с криками "вы чего делаете, волки?", их тут же обвиняют в не-свободе и 1000-летнем рабстве; и, например, в излюбленном примере "а чего добился ты?".
Чего бы положительные, нормальные, пассионарные активисты не добились, они этого добились на пути всего Общества и вверх. А суб-пассионарные, негативные активисты если чего и добились, то исключительно для себя, а обществу от них один вред - см. тот же
Михалков; нанесённый Обществу урон от "великого кино" не компенсируют никакие "
28 панфиловцев". То есть деяний и метаний - масса, а толку - один вред. Это - чистой воды суб-пассионарность, паразитизм на обществе и через это - просаживание всего общества вниз.
Фактически надо переставать думать в терминах "А чего добился ты?" - потому что это "добился", скорее всего, будет в обычных монетаристских ценностях, в баксах; а это, как вы понимаете, скорее во вред обществу, чем наоборот. Чтобы оценивать то и это, нужно во главу угла вернуть концепцию
Добра и Зла; важнее не то, чего ты добился или не добился, а Добро ли ты сделал или Зло. Пока же у нас нет разницы, ломаешь ты или строишь, мы вынуждены терпеть Шнуров в качестве культурных музыкальных звёзд, и вообще принимать за норму многие вещи, не-нормальные ни при каком общественном строе.
А уж уровень и рост активистов-пассионариев - это дело десятое. Главное, чтобы тянули в нужную сторону. Не себе, а Обществу в целом. И обвинять их в том, что они не дотягивают до героев былых времён, слегка наивно - а сам-то дотягиваешь хотя бы до уровня обывателя тех времён? Вот и ответ.
Click to view
В очередной разок пропиарю знакомых фольклористов - один из путей Общества кверху. Добились ли они чего-то? Вполне - собственным примером показывают, что Россия ещё жива, во всех смыслах.
А вы говорите - Шнур. Ну-ну.