По мотивам статьи
про разделение труда возникла идея развернуть один из аспектов этого самого разделения - отчуждение труда. Про разделение говорят много, а вот про отчуждение, по сути, кроме марксистов, никто не говорит, хотя оно является постоянным спутником разделения труда и неизбежно, как мировая революция. Просто для доминирующей сейчас
идеологии монетаризма оно совершенно естественно и нормально, тогда как в более справедливых общественных системах его пытаются сглаживать. Про это сегодня и поговорим.
Отчуждение - отделение от людей процесса и результатов их деятельности, при котором процесс и результаты деятельности становятся неподвластными человеку и даже господствуют над ним, делая чуждыми друг другу человека и создаваемый им мир.
По Марксу у термина "отчуждение" есть 4 разных смысла; ну вот, например, прошедший в 2014-й Майдан есть отчуждение Украины от России - были одним организмом, стали двумя разными; оба в пролёте, но заинтересованные граждане потирают ручки. Но мы сегодня будем гутарить сугубо про отчуждение труда, которое сложнее всего понять из всех остальных видов отчуждения. Отчуждение людей друг от друга - понятно; а вот как понять отчуждение человека от собственного труда? Вопрос интересный, и поэтому в монетаристской культуре он не поднимается вовсе; в ней вообще многое не рассматривается, несмотря на декларируемую "продвинутость" - уровень философии нонче отстаёт от просвящённого 19-го века, такое моё мнение. Всё заменяет
пропаганда,
лозунги и прочий примитив - обо что буквально
недавно писал; если вы думаете, что в Расее в этом плане как-то лучше, чем в Пресветлом Рейхе, то огорчу я вас до невозможности. Надо исправляться.
Ещё раз напомню, что отчуждение труда есть неизбежный и вечный спутник разделения труда; в обществе имени натурального хозяйства его нет. Например, пошёл охотник на охоту, забил оленя или там свинью, зажарил и сожрал сам - где тут разделение труда? И отчуждения никакого - добыл-съел. Точно так же с выращиванием кореньев и бобов - пока ты потребляешь то, что производишь сам, отчуждения труда нет - как нет и разделения труда.
Правда, надо сказать, что отчуждение труда появляется уже на стадии семейных отношений - правда, пока оно происходит между не-чужими людьми, оно является мягкой версией самого себя. Например, тот же самый охотник принёс оленя, отдал жене, а сам лёг с устатку спать - тут уже в принципе возможны варианты. Возможно, всё будет хорошо, а может быть, жена всё сама съела, а из шкуры себе шубку пошила - какой такой олень-шмолень? Единичные случаи, понятно, не в счёт - но в больших семьях уже возможны ситуации, когда добытчики не распоряжаются собственной добычей - это уже практически полноценное отчуждение труда - принёс и отдал в общую кассу; но пока это самое отчуждение идёт в пользу не-чужих людей - то есть твои интересы учитываются в любом случае, даже в отчуждённом продукте - то мы имеем дело с мягкой формой отчуждения.
Отчуждение бывает и вполне жёстким, даже при натуральном хозяйстве - если принесённого оленя мы отдаём не жене, а, например, вождю или жрецу. Те им могут распоряжаться уже как угодно - например, под предлогом жертвы духам отдать фавориткам не очень тяжёлого поведения, то есть даже без каких-либо товаро-обменных операций может складываться ситуация, когда добытчик отчуждается от своего труда уже фактически насовсем - в семье он всегда может потребовать свою долю, и обычно даже и требовать ничего не надо; а в большом племени такие требования фактически означают бунт, то есть затраты, сопоставимые с затраченным трудом. В случае отсутствия разделения труда - то есть добытчик сам добывает себе пропитание - подобных конфликтов можно избежать, перекочевав на новое место - зачем кормить дядю, если можно работать на себя? Но с появлением разделения труда всё меняется.
Теперь мы уже не являемся непосредственными добытчиками всего нужного, мы участвуем в обмене товарами и услугами - наша производительность, разумеется, вырастает, но также и появляется зависимость от остальных участников трудового процесса. Например, мы переходим с копий на луки, но при этом луки делать сами не умеем, а мастер просит за свою работу половину добычи - без луков охотиться уже не умеем (например), вот и приходится раскошеливаться - хотя мастер на охоту не ходит и сидит в деревне, ничем не рискуя. Отчуждение нарастает - за возможность использовать орудие труда приходится отдавать часть добычи чужому дяде.
С появлением рыночных (
товарно-денежных) отношений ситуация снова меняется - теперь добыча не является ценностью сама по себе, её сперва нужно ещё продать. Тот же изготовитель оружия уже просит от вас не оленину, а золотишко - а где его взять в лесу-то? Появляется торговец - ты ему оленя, он тебе деньги. Отчуждение делает новый виток - теперь ты окончательно теряешь контроль над собственным продуктом, потому что цену определяешь не ты, а какой-то мутный рынок, и торговец может предлагать тебе за работу форменные гроши. Может, всё и будет нормально - но когда деньги становятся необходимым условием существования в обществе, торговцы начинают управлять процессами производства, хотя изначально они появляются для распределения, то есть обслуживания разделения труда.
И финальной стадией отчуждения труда является капитализм - когда владельцы финансовых состояний формируют рынок труда. Ты уже не можешь пойти в лес и забить оленя для себя - всё поделено и формализовано; а главное, за не-лицензированный товар никто не даст денег. В денежном плане ты не сможешь конкурировать с большими корпорациями, потому что в них разделение труда выше, и производительность, соответственно - тоже. А без денег уже на предыдущем шаге, в рыночной экономике, ловить нечего. Мелкий "бизнес" - добыть оленя и кому-нибудь продать - пасует перед крупным, и может лишь временно занять нишу, в которую крупный капитал ещё не пришёл - так в 90-е годы ларьки заняли место советской торговли, и затем их смели супермаркеты и торговые сети - был рынок, да весь быстро кончился; классика жизни (с).
В крупном бизнесе ты уже не можешь работать "на себя" - то есть либо ты встраиваешься в цепочку производства, либо гуляй. При встраивании в цепочку ты становишься наёмным работником - то есть ты работаешь на чужом оборудовании, и твой труд в дальнейшем используют другие люди - ты получаешь денежку за твой труд, и никак на процессы повлиять не можешь - ни до, ни после своего участия.
В принципе, возможно, конечно, самому устроить свой бизнес - особенно в какой-нибудь инновационной сфере - но, как показывает практика, лишь от 50% до 10% всех стартапов выживают до коммерческого состояния, то есть когда они начинают приносить прибыль (даже ещё не окупаются). Даже в условиях государственной поддержки
сейчас в России выживают 27% стартапов (и это в инкубаторах-то!). Но самое главное - для того, чтобы продукт был успешным, нужно использовать разделение труда - то есть даже если лично ты хорошо устроишься, кто-то должен для этого отдать тебе часть своего труда. Фактически при капитализме отчуждение труда - необходимое и естественное средство извлечения
прибыли; то есть чем его больше, тем лучше.
Отчуждение труда не победить, покуда используется разделение труда - так или иначе мы делегируем часть своего труда кому-то другому. Но его можно сгладить, путём налаживания родственных отношений между участниками трудового процесса - чтобы отчуждаемый труд не уходил совершенно левому дяде без учёта интересов работников, а продолжал использоваться на благо всему трудовому коллективу - в идеале всей стране, а то и всему миру.
Разумеется, это противоречит концепции
частной собственности - когда владелец производящей компании забирает себе прибыль - и намекает на то, что в условиях капитализма (для которого частная собственность является основным принципом) отчуждение труда будет только нарастать и приводить к всё большему ухудшению жизни трудящихся, а через это и всего остального населения, кроме прослойки
паразитов-собственников. Вон, мы можем лицезреть на примере Европы, к чему это приводит - даже
ограбление всего мира не приводит к повышению уровня жизни; Грецию уже можно смело вычёркивать, да и в остальных странах юга и востока Европы ситуация ухудшается с каждым днём - не в плане лоло-ВВП, в плане жизни. Про нашу с вами РФ и вовсе молчу - помог вам ваш капитализЪм? 25 лет кровавые коммуняки уже не строят козни и не мешают строить пресветлый Рынок - а бакс по-прежнему скачет туда-сюда, коммуналка взлетает как тот Гагарин, кризис не прекращается уже 9-й год, и кто ж вам виноват?.. Дотянулся проклятый Сталин, не иначе.
Многое, если не всё, из вышеизложенного, проистекает от разделения труда: люди работают, а вот для чего и куда оно всё потом девается - это всё делегируется каким-то мутным товарищам, от собственников до финансовых биржевых воротил - то есть людям, которые не участвуют в процессах производства и лишь манипулируют результатами чужого труда. А мы послушно киваем - да, так и надо, а тебе просто завидно. Как говорят в среде программистов,
РТФМ.
Можно биться в истерике по поводу кровавых коммуняк, но без построения социального - то есть с приматом общественного над частным - общества мы так и будем жить всё хуже и хуже, в долгосрочной перспективе. Понимаю, что если завтра бакс упадёт до 50 рублей, все сразу вздохнут с облегчением и будут радоваться полчаса - хотя при этом всё равно мы будем жить в полтора раза хуже, чем в 2014-м, зато пэрэмога! В этом плане мы ничем не отличаемся от украинской
биомассы, увы.
Православие,
соборность, славянское единство, козни Запада - это может сплотить нацию на какое-то время, но без решения главных вопросов в экономике всё опять скатится туда, где мы все с вами лежим - хотя это, конечно, далеко не дно, будет и хуже. Кто про что, а я про
Красный Проект - надо изменять самые основы общества, чтобы справедливость по отношению с трудовому народу была не на уровне подачек со стороны паразитов, а базовым элементом построения общества.
>>> Про отчуждение при социализме и капитализме >>>