Неделя императоров Японии. День второй. Предки императоров. (Вторник, 15)

Jun 21, 2011 13:23

1. Стихи японских императоров
2. Предки японских императоров
3. Неделя императоров Японии. Современная императорская семья
4. Гагаку - церемониальная музыка японского императорского двора
5.1. Прогулка по императорскому дворцу в Токио. Ч.1
5.2. Прогулка по императорскому дворцу в Токио. Ч.2 (видео)
5.3. Прогулка по императорскому дворцу в Токио. Ч.3 (восточные сады)
6. Seda - императрица Митико
7. Наследный принц Нарухито и Масако
8. Принц и принцесса Акисино
9. Саяко и Ёшики Курода
10. Фотографии правящей японской семьи, ч.1
11. Фотографии правящей японской семьи, ч.2
Справочные материалы

Завтра, едва рассветет,
Снова идти мне придется
Через вершины гор.
Месяц уходит по небу
В белые облака.
Фудзивара-но Иэтака
переводчик: В. Маркова

Монархия, видимо - естественная форма правления, поскольку проходят ее практически все государства мира. Япония тут тоже не исключение.
Однако, учитывая национальные особенности и сложную географию, было бы чрезвычайно странным обнаружить, что у них "все как у всех". Хотя при этом сходства оказываются еще более интересными, чем особенности.
Я начну свое повествование с середины. Как ни странно, этот путь кажется мне более правильным, словно мы лагерем встанем в одном интересном месте, а дальше будем каждый день ходить вправо и влево, узнавая окрестности.
Итак...

Однажды император Японии повелел составить о нем родословную так, чтобы он происходил от богов, ну, и заодно описать хронику правления императоров Японии с древнейших времен до 697 года н.э. За эту задачу взялись двое: принц Тонэри и Фудзивара-но Фухито (Фудзивара - это фамилия, точнее целый клан, выдавший множество императоров и... поэтов. В эпиграфе нашей мини-лекции японские стихи - танку - одного из членов этого клана).


Так появилась многотомник «Нихон сёки» или «Нихонги» («Анналы Японии»), в котором первые 2 тома описывают мифы, тома 3-30 действительно описывают хронику, в том числе выдержки из официальных записей, документов, корреспондентские хроники и многое-многое другое. Последний 31 том, содержащий геральдическую информацию, утерян (надо понимать, не случайно).

К слову сказать, и это важно, официальным языком в те времена был китайский, и вся книга написана на нем. (Отсюда некоторое разногласие в названиях).

Спустя некоторое время появился «Сёку Нихонги» («Продолжение анналов Японии»), где описывался период с 697 г. по 791 г. (40 томов). Многотомники похожи, но второй намного подробнее и содержит биографии выдающихся людей того времени.

Процитируем фрагмент предисловия переводчика А. Н. МЕЩЕРЯКОВА

В 8-й луне 794 г. Правый министр Фудзивара-но Асоми Цугутада (2-й младший ранг), а также старший помощник (дайфу) министра народных дел (минбусё:) Сугано-но Асоми Мамити (верхняя степень 5-го старшего ранга) и младший государственный советник (сёнагон) Акисино-но Асоми Ясухито (нижняя степень 5-го младшего ранга) получают приказ государя Камму составить хронику "Секу нихонги".

Существовали еще две книги, из которых мы узнали о мифологии Древней Японии - это «Кодзики» (записи о делах древности) и «Фудоки» (описание обычаев и земель), где перепутаны мифы и реальные истории.

Эти и еще множество других, интересных книг можно посмотреть в Восточной Библиотеке.

Согласно той легенде, что оставили всему миру два высокопоставленных молодых человека, императоры Японии являются прямыми потомками богини солнца Аматэрасу.
Признайтесь, первая половина из вас вообще не знает, кто такая Аматэрасу, а вторая половина смутно помнит, что это богиня Солнца?
Это послужит мне моральным оправданием для ухода в сторону мифологии :)
И тут я начну с начала. Ин и Ё еще не разделились (да, вы правильно предположили, что это - аналог Инь и Ян), Земля не была отделена от Неба.
В отличие от большинства мифологий, подразумевающих начальный Хаос, в Японии было всего лишь нечто бесформенное - масса, содержащая зародыши и похожая чем-то на яйцо. Вскоре она пробудилась к жизни, и прозрачная и чистая часть яйца отделилась вверх - так образовалось Небо, а тяжелые части - вниз, и так получилась Земля. Земля была похожа на рябь от плывущей рыбы на поверхности воды.

Далее, на Такама-но хара - равнине высокого неба - появились первые три бога: Амэ-но минака-нуси-но ками - Бог-Правитель священного Центра Небес («ками» означает бог), Така-ми-мусуби-но ками - Бог Высокого Священного Творения, Камимусуби-но ками - Бог Божественного Творения. Но они не дали себя увидеть.
После них появился Умасиасикаби-хикод-зи-но ками - Юноша-Бог Прекрасных Побегов Тростника и Амэ-но-токотати-но ками - Бог Навечно Утвердившийся в Небесах. Но и они не дали себя увидеть, говорится только о том, что нечто, похожее на побег тростника, внезапно появилось между Небом и Землей и превратилось в бога Куни-но-токотати-но ками (Бог, Навечно Утвердившийся на Земле).

Далее, появлялись еще пары богов - братьев и сестер, которые были ответственны за природные явления - Всплывание грязи и Осаждение песка, например. И было их 8 пар.

В конце появились Идзанаги (Призывающий муж) и Идзанами (Призывающая жена), и от них пошла вся история.

Идзанаги и Идзанами по поручению предыдущих богов взяли копье и стали месить воду, а когда подняли копье, с его конца падала вода, которая сгустилась и стала островом Оногородзима, что значит "Сам собой сгустившийся остров". На нем Идзанаги и Идзанами воздвигли небесный столб и, обойдя вокруг него, заключили брак. Причем первый раз, когда они встретились, Идзанами первой сказала «Поистине, прекрасный юноша!» У них родился ребенок, но он был страшен и похож на пиявку, норовившую всех сожрать. Тогда его посадили в тростниковую лодку и пустили плыть. Старшие подсказали, что это из-за того, что женщина заговорила первой. Тогда обряд был совершен вновь, и остальные дети были безупречны. В числе детей были Японские острова и всевозможные божества природы - Земли, Воды, Ветра, Огня, Моря, Гор, Тростника, Жилища и т.п. Кстати, в японском пантеоне, говорят, аж 8 миллионов богов, что говорит о безусловном влиянии древнейших шаманских верований.

Бог Огня - Хи-но-ягихая-о-но ками или Кагуцути родился последним, и при рождении так опалил Идзанами, что она умерла. Но с божествами все всегда обстоит не просто, поэтому даже мертвая она все равно продолжала производить множество богов (но уже не слишком хороших). А Идзанаки убил Кагуцути, снеся ему голову, и отправился в царство мертвых: Ёми. Он нашел там свою возлюбленную, но оказалось, что она уже вкусила еды страны Ёми и не может жить среди живых.
Она ушла отдыхать и велела Идзанаки ее ждать, и ни в коем случае не смотреть на нее. Но тот не послушался, вошел к жене и зажег зубец со своего гребня. Он увидел, что тело жены давно разложилось и из него рождаются отвратительные чудовища. Идзанаки в отвращении ушел.
Жена возмутилась тем, что он не выполнил ее просьбу и увидел ее в таком состоянии, после чего отправила за ним Восемь Уродливых Женщин, которых Идзанаки остановил тем, что бросил наземь головную повязку. Та превратилась в виноград, пожирая который, задержались Женщины.

Потом ему пришлось бросать гребень, и на этом месте вырос тростник…

В конце концов, Идзанаки убежал и перед тем, как выйти из страны мертвых, он обернулся и сказал, что расторгает брак. Идзанами пообещала за это убивать тысячу людей в день. Идзанаки сказал, что построит полторы тысячи домов для рожениц, и население все равно будет увеличиваться (кстати, с тех пор так и заведено - рождается больше, чем умирает). Идзанами пообещала мстить вечно.

Идзанаки произвел на свет еще множество богов и, после того как выполнил божественную миссию, построил жилище Мрака на острове Ахадзи, куда ушел и где пребывает в тишине и тайне по сей день.

Честно говоря, историю эту можно было пропустить, поскольку нас интересуют дети этой пары, но мне показалось, что она достойна того, чтобы ее рассказали полностью.

Первой у Идзанаки и Идзанами родилась богиня Аматэрасу (Солнце). Вторым ребенком был Цукиюми (Луна). Третьим был Сусаноо (Порывистый Бог-Муж). Он стал мужем Аматэрасу и эта тройка стала верховными богами.

Кстати, рекомендую заглянуть сюда и посмотреть, каким был Сусаноо.

Характер Сусаноо был скверным, он часто попадался на жестоких и злых деяниях, при этом вел себя как капризный 3-х-летний ребенок: чуть что - подолгу плакал и причитал.

Родители решили его наказать и отправить в Ёми. Сусаноо пожелал сначала повидаться с сестрой. Аматэрасу правильно поняла, что на самом деле он собирается захватить ее владения, и стала готовиться к битве. Однако Сусаноо предстал в виде кающегося грешника, и Аматэрасу, хоть и подозревала его во лжи, но возразить не смогла и оставила его в своих чертогах.

Капризный бог сначала испортил рисовые поля, которыми так гордилась сестра, потом разрушил крышу в ее Ткацких Покоях, да так, что погибли ее подружки. Наконец, Сусаноо явился на пир Аматэрасу, который она решила провести, дабы сгладить впечатление от поступков брата, и нагадил на нем (дословно), никого не стесняясь. Короче, кончилось все тем, что ушла Аматэрасу в грот и наступила тьма. Боги долго думали, как снова вернуть Аматэрасу, и сделали вот что. Ну, конечно, сначала боги гадали и узнали, что все кончится хорошо, но не в этом дело. Главное, что все они стали ликовать и праздновать у нее под дверью. А когда любопытная богиня спросила чему посвящен праздник, ей ответили, что нашлась еще более красивая, чем она женщина. И тут же поставили зеркало напротив двери Аматэрасу.
Когда дверь приоткрылась, Аматэрасу не разглядела толком, кто там, и сделала шаг. Зеркало отнесли на шаг дальше. Так она и вышла из грота, а Сусаноо отправился в страну Ёми.

Сусаноо, попав в Страну Ёми, надолго выпадает из истории богов, а снова встречается как очень благородный человек, которому совсем не придет в голову мысль гадить на пиру. История о том, как прошло это удивительное превращение, покрыта мраком, но все же какие-то фрагменты до нас дошли.

Например известно, что Сусаноо, уже изгнанный с небес, оказался на берегу реки Хи в Стране Идзумо. И тут он услышал плач.

"Ничего удивительного, кто-то плачет", - можете подумать вы. Но Сусаноо был богом и ему было странно, что кто-то еще, кроме него, плачет и вообще может страдать, и решил он узнать в чем дело. Пошел на звук плача и нашел старика, старуху и девушку рядом. Оказалось, что старик - земной бог по имени Асинадзути (что означало "старец, гладящий ноги"), старуха - его жена Тэнадзути ("старуха, гладящая руки"), а девушка - их дочь Кусинада-химэ ("дева-гребень из Инада", "химэ" означает уважительное обращение к девушке). И она - последняя их дочь из восьми. Остальных пожрал восьмиглавый Дракон Ямата-но Ороти и требует последнюю. И нет им спасения.

Девушка была потрясающе красива, что сподвигло Сусаноо на подвиг. Не хуже своих западноевропейских собратьев-рыцарей, он отправился на бой с драконом спасать девушку. С условием, разумеется, что он ее заберет в жены. Родителям ничего не оставалось, как согласиться, и они начали готовиться к бою.

Будущую жену Сусаноо превратил в гребень, который воткнул себе в волосы, а родителям приказал сварить восемь бочке сакэ. Сакэ расставили по восьми столбам и стали ждать дракона, который не замедлил явиться. Был он восьмиголов, глаза были красные, как зимняя вишня. При этом у него еще и хвостов было 8, а на спине росли кипарисы и криптомерии (хвойное дерево с круглыми шишками). В длину он был «как восемь холмов и восемь долин» (и по этому сравнению сразу видно, что в Японии нет больших открытых местностей). Обнаружив сакэ, дракон напился как последний алкоголик и благополучно заснул.
Тогда Сусаноо совершил свой великий подвиг и изрубил чудовище на мелкие кусочки. Интересно, что когда он рубил хвосты, лезвие меча внезапно получило зазубрину. Оказалось, что внутри хвоста находился легендарный меч Кусанаги - Муракумо-но-Цуруги (Небесный Меч из Кучевых Облаков). Сусаноо подарил его великой Аматэрасу (пытаясь принести извинения?), и позже меч стал символом японских императоров.

С мечом этим вообще интересная история была, поскольку во время битвы дома Тайра с домом Минамото (оба клана были императорами Японии в разное время), правящий дом Тайра, убегая от наступающих Минамото, погрузились на корабль - свой последний оплот. Когда же стало понятно, что и на море они потерпели поражение, почти весь клан Тайра покончил с собой, спрыгнув в воду. Туда же ушли императорские регалии - зеркало, священный ларец с яшмой и меч. Первые две удалось выловить из моря, а вот меч пришлось заменять, но об этом мало кто знает.

Вернемся к нашим богам.

Далее, Сусаноо превратил Кусинада-химэ назад, в девушку. Они добрались до деревни Суга в провинции Идзумо. Там Сусаноо так понравился вид холма, на котором он позже построил дом в 8-и слоях облаков, что он тут же описал это в пяти строчках, положив начало одному из величайших направлений в японской поэзии, которое ныне, наверное, знает каждый из вас. Речь о пятистишии танка.
Позже Сусаноо женился на Ксинада-химэ.

Следом за Сусаноо каждый самурай Японии считает своим долгом кого-нибудь освободить от дракона, подобно западноевропейским собратьям-рыцарям. История содержит множество рассказов, о том как знатные самураи и принцы освобождали различных красивых девушек от злых драконов, изрубая их в мелкие куски.

Аматэрасу унаследовала Землю и через некоторое время послала своего внука Ниниги править Японскими островами, сотворёнными её родителями. Когда Ниниги готовился покинуть Небо, она дала ему три предмета, которые должны были облегчить ему путь: бронзовое зеркало, ожерелье из драгоценных камней и меч. Получив эти вещи, которым суждено было стать регалиями японских императоров, принц Ниниги спустился с Неба на вершину горы Такатико на Кюсю. Он женился и со временем передал регалии своему внуку Дзимму, первому земному императору Японии. Согласно легенде, император Дзимму правил ещё в 660 г. до н. э., но первое реальное документальное упоминание об императоре как главе государства приходится на начало V в. н. э.

Вы конечно можете решить, что вся эта трогательная история не имеет никакого отношения к современности, и серьезно ошибетесь. Дело в том, что японский император по сей день - главный жрец синто и проводник их душ куда-то к предкам и вообще, куда они там попадают после смерти. Таким образом, первая и главная функция современных императоров Японии прямо вытекает из этой истории - они являются связью нации с богами.
Не больше, и не меньше...

Теперь еще пару слов вне легенд, религии и политики.
Я нахожу очень любопытным фактом положение императора в Японии.
Существует пара теорий в истории, связывающих климат местности с положением жрецов и царей. Вот, скажем, Египет. Там существовала самая сильная власть царей за все времена человеческой истории. Судите сами - династии держались тысячелетиями, весь Египет ко времени Манфрона уж точно 3 тыс. лет насчитывал... (Манефрон - их жрец-историк, описавший историю Египта в 20 томах, из которых мы узнали о его царствах и периодах, но отвлекаться не буду). При этом фараон был не сыном бога, а просто богом. Долгое время жрец=фараон и наоборот.
Откуда такая невероятная сакрализация власти? Из простых вещей: разлив Нила требовал огромных усилий от всех областей-номов. Дело в том, что для развитого земледелия, которым отличался Египет, высота подъема воды в верховьях должна была достигнуть 50 метров! А это было далеко не каждый год. Приходилось строить запруды, поднимать воду вверх (замечу, что это не так-то просто сделать в те времена!). И при этом любой "пропустивший" свою работу ном мог сорвать всю продовольственную программу соседей, живущих ниже по течению.
Отсюда требование жесточайшей сельскохозяйственной дисциплины! Не зря во время разливов все обязаны были прекратить свои дела и мчаться работать на реку. Вплоть до Верховного Вождя!
Ну, а изоляция Египта пустыней привела к тому, что власть эта держалась слишком долго. Внешних нападений почти не было, отсюда идея, что Египет будет вечен, как его правители.
Обожествление происходило практически везде, где требовались централизованные усилия для посевного земледелия. Но очень важно, чтобы эти усилия были не бесплодными.
Русь не зря была "вольной" - слишком большие территории позволяли ей регулярно распадаться на кучу мелких частей, а неприятности с погодой или разливом в одном месте вызывали только необходимость откочевать на пару десятков (сотен) километров. Куда вы в Египте отойдете на такое расстояние? Только вдоль реки.
Обратным примером можно считать Китай.
Разливы Хуанхэ приводили к тому, что река "разбивала сердца". Это были стихийные бедствия, а как с ними справляться - каждый решал сам. Власть ничего бы не могла поделать - Хуанхэ разливается непредвиденно, при этом в древности она меняла русло едва ли не раз в пару лет. Лови ее, ага...
Поэтому, как странно это ни звучит, а население Китая никогда не знало власти священников и власти вообще. Император у них был Сыном Неба, и где-то далеко. Не было жесткого вмешательства в ежедневный ритм жизни, в образ мыслей. Контроля тоже не было.
И религии не было. Буддизм? Конфуцианство? Во-первых, это вполне своеобразные религии, плюс их там множество. Во-вторых, практически ни одна из них не становилась длительно доминирующей.
Поэтому китайский Император велик. Но он человек. Ну, а жрецы - вообще мелкие сошки.

В чем проявилась разница? В Египте все еще копали землю каменными мотыгами и добывали медь, как и три десятка сотен лет назад. А в Китае уже рыли 50-100 метровые шахты для добычи железа и угля. Ну, я не говорю про всем известные порох, компас и т.п.
Кстати, очень показательный пример - это были ИГРУШКИ. Применение им нашлось только в поздние времена, а для захвата чужих территорий они как-то не понадобились.

Япония - дикая смесь традиций разных народов, плюс собственные, плюс заставшие из-за изоляции. Языческая, точнее даже шаманская религия плюс буддизм. Стремление сделать императора сыном Неба и при этом он проводник к душам умерших (всем привет, такого ни Китай, ни Индия не породили). Я могу увидеть пересечения с индейцами Америки (которые безусловно проходили островами когда-то давно), с Тибетом, с Индией, с Китаем.
"Свод богов" трогательно напоминает арийские верования, которые охватили весь мир, кроме - замечу - Китая. Т.е. пришли, скорее всего, с тюркскими племенами или их противниками.
Кто же император Японии?
Практически никогда не имеющий власти человек. Рядом с ним были советники, которые захватывали власть. Потом сёгунат, который сделал из императора просто фишку. Он и сейчас власти не имеет. Но тем не менее он священный СИМВОЛ.
Почему?
Земледелие в Японии - странная вещь. Это и рисоводство Китая, и "лесное хозяйство" соседей с востока, это и рыболовство - а это вообще не так часто в мире встречалось. И все это на малой территории, из-за чего все переплелось самым диковинным образом.
Централизация власти Японии никогда не была нужна, поэтому император часто был просто сильным феодалом и только.
А вот стихийные бедствия: наводнения, цунами, тропические ливни, землетрясения, извержения вулканов и т.п. - все это привело к идее быстротечности жизни, к стремлению связи с предками (которых нередко приходилось убивать своими руками для того, чтобы остальные выжили), к памяти поколений.
Если нельзя выжить самому, может быть сможет выжить клан-род?
И нужны проводники с этими силами клана, рода, земли. Жрецы в Японии были больше, чем в Китае, хотя и меньше, чем в Египте. Они практически не сливались с властью, это делало их слабее. Но и не пропадали совсем - их поддерживал народ, которому они нужны как воздух.
Таков и император страны?
С одной стороны - просто человек, чьи функции никто не может толком означить, с другой - тот самый Главный Проводник к высшим силам?
Добавим еще легендарные японские послушание и дисциплину, которые, вероятно, тоже рождаются из стихийных бедствий и необходимости постоянной работы в сельском хозяйстве, и получим поддержку императора во все времена...

Но это домыслы, которыми я вас, вероятно, уже утомила :)
Продолжение следует.

традиции народов мира, Япония, природа Японии, история религии, море, буддизм, Китай, дзен, культура, синтоизм, экономика, японская жизнь, история Китая, японская культура, сказки, вокруг света, японские традиции, религия, история, история Японии

Previous post Next post
Up