Начало Продолжение Время стабильности Генеральная уборка После бурного 1999-го началась продлившаяся больше года работа над альбомом "Конец цитаты" - целиком новым по материалу и стилю.
Он очень изящно выстроен: открывается диск инструментальной композицией "Начало цитаты", построенной как варьирование мелодии
заглавной (заключительной) песни, затем идет "бардовский" по музыке, но не по образности
"Троянский вальс", потом - "прокладка": короткое абсурдистское стихотворение (насколько я понимаю, кивок в сторону "Треугольника" БГ), потом - едва ли не самая жесткая и "рóковая" песня ЗЗ "Плывущему - море"… и так до самого конца-кольца: переклички и чередования. Я вам поставлю еще
"Никого, кроме Ницше" (эта песня открывает вторую сторону кассеты).
Обратите внимание, как в "Троянском вальсе" Арбенин играет с разрезами слов ("под подковами пар/нокопытных"), как в "Ницше" метафизика переходит в любовную лирику ("одиночество" сперва - метафизическое убежище, а потом - метонимия со значением "одинокая женщина"), как в финальной песне обыграна синтаксическая двусмысленность ("… И как-нибудь переживем". Конец цитаты" или "И как-нибудь переживем конец цитаты"?).
Где-то как раз об эту пору в гостях мне поставили незнакомую группу и сказали: "Послушай, интересно". Поскольку дело было в гостях, под чай и болтовню, то толком я ничего не расслышал, но про себя отметил, что действительно интересно и расслышать стóит. Чуть позже я сказал об этом своему приятелю, не такому ленивому, как я сам, он а он пошел и скупил все, что нашел из записей. С той поры я исправно покупаю новые диски и хожу если не на все, то на большинство московских концертов.
Зачем группа выпустила свой следующий альбом, "Антиутопия" (начало 2002), я объяснить не могу. Может быть, деньги понадобились, или просто хотели поддержать заданный было темп. Так или иначе, диск получился невразумительный: то ли "концертник", то ли "номерной", не разбери-поймешь. Общей идеи я не углядел, набор вполне беспорядочный, заметен лишь несколько юмористический уклон. Из 9 номеров - 4 песни с других альбомов:
"Романс" с "Городов…",
"Поросенок" - с "Числа Человека",
"Судьба резидента" - с "Плеч" и
"Забудь меня внезапно" (мне очень нравится опущенная в этой записи "связка", которая читается на фоне проигрыша: "Звучит соло, которое олицетворяет собой историю одной дамы, которая пыталась постичь внутренний мир одного молодого человека, который, в свою очередь, пытался постичь внутренний мир одного уже немолодого человечества. В общем, так они напостигались, что эта попытка окончилась ничем, никто ничего не постиг, и тогда он пришел к ней и сказал примерно следующее:...") - с "Конца цитаты". Из новых вещей одна - шутка, которую лучше было бы оставить для исполнения в дружеских компаниях (песня Высоцкого "Мой друг уехал в Магадан", "транспонированная" в женский род). В остатке только отличная новая песня
"Памятка стерегущему" (каламбурно обыгранное словосочетание "Памятник "Стерегущему" - одна из достопримечательностей Петербурга), еще одна неплохая полупесня-полустихотворение "Отечество Ионы", очень милые
"Куплеты про поэта" (бесконечные, Арбенин их время от времени дописывает) и отрывок из драмы (кажется, ненаписанной) - "Монолог о языке".
Как бы то ни было, "Антиутопия" в целом была разочарованием. Группа поспешила оправдаться и в том же 2002-м выпустила альбом "На Третьем Римском", в общем не уступающий "Концу цитаты". На нем впервые появляется скрипачка
Александра Савина, которая через некоторое время станет постоянной участницей группы. С этого альбома мы послушаем песни
"Пишу тебе" (едва ли не лучшая любовная лирика у Арбенина),
"Из запоя" (где шуточная стихия сливается с по-настоящему высоким трагизмом), и
"Стоп-кадр" (тут один ангельский объектив чего стоит).
Пока все. Не надоело вам? Еще на две передачи материала осталось.