(no subject)

Nov 23, 2007 01:52

Здравствуйте вам. В эфире Меломан средней руки со своей очередной передачей.

Когда-то очень давно я вам ставил знаменитую "Павану на смерть инфанты" Равеля в исполнении моего любимого гитариста Джулиана Брима. Это, как легко догадаться, было переложение: насколько я помню, Равель для гитары не писал. А сегодня мы послушаем оригинальную, фортепианную версию этой же паваны в исполнении великого немецкого пианиста Вальтера Гизекинга. Вам какая больше нравится?

Джаз, как и рок, любит изобретать новые стили: если перечислять все, что придумали музыкальные критики, их будет очень много. Если же выбрать только те из них, что действительно отмечали эпохи развития этой музыки, - таких стилей будет меньше десятка. И самый ранний из них - тот, что чаще всего называют "диксилендом".
Звучание диксиленда определяет взаимодействие трех инструментов: узоры кларнета поверху, "квакающий" тромбон внизу и труба посередине. Можно добавить вокал, скрипку или саксофон по вкусу. Все это опирается на ритм-секцию: обязательно - какой-нибудь бас: туба, сузафон, контрабас или бас-гитара, обязательно - ударник, к ним часто добавляют фортепиано, банджо или гитару.
Диксиленд определял лицо джаза почти до конца 1920-х, а потом отошел на второй план, время от времени переживая очередное бурное возрождение. Во время одного из этих возрождений, послевоенного, в Париже 1953 года ансамбль п/у американского кларнетиста Мецца Меццроу записал несколько сессий, изданных впоследствии под названием "Белый ниггер". Мы послушаем один из номеров с этой пластинки - один из самых ходовых джазовых стандартов, мелодию популярной песенки "Я вся твоя".

В конце 1960-х - начале 1970-х в Англию зачастили великие черные блюзмены: Хаулин Вулф, Мадди Уотерс, Би Би Кинг… Каждый раз поиграть с ними собиралась вся элита английского блюза и рока (и очень забавно слышать, как этих звезд учат негры, большинству британской публики вовсе неизвестные, а они искренне стараются сыграть как их просят). Например, в лондонской сессии Би Би Кинга участвовали гитаристы Питер Грин и Алексис Корнер, барабанщик Ринго Стар и другие известные музыканты.
Мы послушаем записанную во время этих сессий песенку "Кальдония". Краткое содержание: "Я иду со своей женщиной, большеногой, длинной, тощей, голодной и злой. Но она - моя, и я люблю ее. Ее зовут Кальдония".

Даже странно, что мы с вами до сих пор умудрились ни разу не послушать Эдит Пиаф. Вина в том, полагаю, всецело моя, и я спешу ее загладить. Слушаем песню "Синéе глаз твоих". Пиаф записала ее в 1951-м, а в 1966-м ее позаимствовал Азнавур: "Нет ничего синее глаз твоих, даже небо не столь сине; даже золото колосьев уступает твоим волосам, даже августовский ветерок не так свеж, как твое дыхание, и даже штормовое море не так сильно, как моя любовь".

В России большинство групп - "текстовые", их музыка - лишь опора для слов. Именно поэтому у нас рок-музыканты крайне редко умеют играть и петь, и еще реже - музыкально мыслить. Исключения можно перечесть по пальцам, и одно из самых приятных (по-моему) - группа "Вежливый отказ". Я вам поставлю песенку "Далеко не на каждой планете" с их первого альбома "Опера-86", а затем распрощаюсь до новых встреч в эфире странного радио. Приятных вам музыкальных впечатлений.

меломан средней руки

Previous post Next post
Up