(no subject)

Sep 24, 2007 18:10

Здравствуйте вам. Сегодня Меломан средней руки выступит с экспериментальной передачей.

Идею ее мне подала larniker: когда-то давно она предложила мне сделать "монографическую" передачу о Пьяццоле. Я отказался: не моего дилетантского ума это дело. Перевести статью из Википедии и перечислить альбомы мне по силам, но неинтересно, а сказать что-нибудь от себя и по делу я не смогу. Но осадочек остался.
А тут в комментах к предыдущей передаче та же larniker сказала, что моя неустанная пропаганда группы "Зимовье зверей" начала на нее (Ларникер) действовать. И тут я подумал: про Пьяццолу или там про Бетховена я действительно ничего интересного сказать не в состоянии. Но вот про то же "Зимовье" - почему бы и попытаться?
Последней каплей стал субботний концерт "Зимовья" в Домжуре. По дороге домой я и решил попробовать написать нечто по образцу тех статей о разных экзотических группах, какими нас балует tiger99. Если публика будет снисходительна к моему первому опыту в новом жанре, можно будет и продолжить.

Жил-был в городе Санкт-Петербурге исключительно талантливый юноша с неправдоподобным именем Константин Арбенин. Он писал стихи (если вас не пугают еры и яти - два стихотворения можно прочесть в моем журнале: тут и тут), странные сказки и песни, которые иногда напевал в дружеских компаниях - без сопровождения, потому что играть ни на чем не умел, только иногда прихлопывая в ладоши или прищелкивая пальцами.

Годы на дворе стояли девяностые. Культура вообще и рок-культура в частности вымывались и форматировались, становился на ноги наш родной отечественный шоу-бизнес… ну, в общем, сами помните. Среди немногих положительных последствий этого безобразия было разве что падение труднопроходимого прежде барьера между роком и бардовской песней. Поэтому в ранних песнях Арбенина (да и в поздних тоже) влияния Гребенщикова, Башлачева, Высоцкого, Бродского и Вертинского не мешают друг другу, а мало-помалу кристаллизуются в очень узнаваемый поэтический язык.

Группа "Зимовье зверей" родилась в 1994 году, когда Арбенин встретился и подружился с гитаристом Александром Петерсоном: собственно, они и суть минимальный состав "Зимовья". Петерсон - музыкант высокопрофессиональный, до встречи с Арбениным играл в основном джаз. Это слышно по его манере аккомпанемента - хитрые обращения аккордов и другие гармонические вычуры, одновременное ведение басовой, аккордовой и мелодической линий и т.п.

Поначалу "Зимовье" хотело быть нормальной рок-группой, поэтому Арбенин и Петерсон находят себе барабанщика Анатолия Смирнова и при помощи приглашенных музыкантов за 20 часов студийного времени записывают свой первый альбом "Города, которых не стало" (1995). Первую песню с этого альбома я вам ставил - долгое время "Зимовье" любило начинать ею свои концерты. Сверх того, на альбоме было еще аж 4 хита: заглавная песня, "Когда ты станешь маленьким", "Выпадая из окна", "Романс" и "Заходи" . Музыкальный разнобой (от жесткого блюза до стилизации под Вертинского), актерское начало ("Когда ты станешь маленьким" в концертах каждый раз превращается в целый спектакль, причем каждый раз разный), и арбенинская барочная поэтика - все это навсегда определило облик группы.

Слово "барочная" здесь значит вот что: Арбенин строит текст так, что практически каждая строка содержит собственный прием: каламбур, хитро вставленную цитату, резкий образ, виртуозную рифму или еще что-нибудь. При этом "ударная сила" отдельной строки важнее, чем связь между строками: В любой песне некоторые строки врезаются в память, но текст в целом запоминается с трудом (так же строятся оды Ломоносова и шекспировские монологи). Иногда (в не самых удачных песнях) складывается впечатление, что эту словесную игру можно длить вдвое дольше, а можно сократить пополам, и в целом ничего не изменится.

"Города" попали на питерское радио, песни зазвучали в эфире, группа начала обрастать поклонниками и поклонницами. Благо готовых песен у Арбенина было много, вскоре за первым альбомом последовал второй, под названием "Число человека" (1996). Половина песен оттуда тоже стали хитами: "Дом на заказ", "Город-стол", "Пых-пых", "Поросенок", "Ночи без мягких знаков" и "На всякий случай".

Стилистически "ЧЧ" ровнее предыдущего альбома: почти все песни (кроме, разве что, "Поросенка") укладываются в понятие "рок" - во всяком случае в российском его значении. На большем объеме становится виднее еще одна особенность арбенинских текстов: выбор тем и слов. Его песни иногда (редко) бывают резкими, но не бывают грубыми; любую можно петь в присутствии юных барышень. В отличие от рокеров старшего поколения, его герой нормально вписан в социум. Поэтому у него не представимы ни натуралистические картинки à la Высоцкий или Майк Науменко, ни политизированные "гимны поколения" à la Шевчук или Кинчев. "Старшие" все время поют о том, куда они прячутся от действительности (в наркотики, в алкоголь, в музыку, в любовь) - Арбенина эта действительность как будто не досягает.

Пожалуй, хватит пока. Если понравится - будет продолжение.

меломан средней руки

Previous post Next post
Up