Из Тибета получены новые подробности о самосожжениях и других уличных протестах тибетцев

Nov 29, 2012 07:41

На официальном сайте центральной тибетской администрации (ЦТА) сообщается о втором огненном протесте 27 ноября, произошедшем в уезде Сангчу (кит. Сяхэ, тибетский автономный округ Ганьнань, провинция Ганьсу).

18-летний Сенге Таши (Sangay Tashi) около 11 вечера по местному времени совершил самосожжение в субрайоне Сангкок (Sangkhog), на том же самом месте, где 26 октября сгорел 23-летний Тхубванг Кьяб (ранее упоминавшийся как Цепак Кьяб). Охваченный пламенем, oн выкрикивал призывы к возвращению Далай-ламы в Тибет, к освобождению Панчен-ламы XI и других политических заключенных.

Тело юноши, скончавшегося на месте, было доставлено в один из соседних домов. В семье Сенге Таши остались отец и четверо братьев.

По данным Центральной тибетской администрации, это был 87-й акт протестного самосожжения с февраля 2009 года. Только за ноябрь зафиксированы 25 огненных протестов.

Ранее в тот же день, 27 ноября, в Дзоге исторической провинции Амдо предал себя огню у входа в здание правительства города Кангца (Jiangzha) 24-летний пастух Калсанг Кьяб. До самой своей кончины он продолжал выкрикивать пожелания долгой жизни Далай-ламе и Кирти Ринпоче. Местные жители доставили его тело домой, где у него остались отец Тхогьял и мать Ачо. Прощальный молебен для умершего провели монахи монастырей Дренпа (Drenpa) и Гьялге (Gyalgey).

На независимом информационном сайте Phayul размещены снимки и дополнительные сведения, касающиеся самосожжения 17-летней монахини 25 ноября. Сенге Долма из монастыря Гоншул, расположенного по соседству с монастырем Сангак Миндрол Дхаргьелинг, подожгла себя примерно в 7 вечера перед зданием правительства в Цеког, неподалеку от Ребконга (кит. Тунжэнь). На сложенном в конвертик листке бумаги, в котором была ее фотография с надписью “Тибет, независимая страна”, она оставила стихотворение ‘Он вернулся’, посвященное мечте о скором возвращении Далай-ламы.

Обращаясь к “возлюбленным детям снежного льва, сыновьям и дочерям земли снегов” (символы, изображенные на тибетском флаге), она написала: “Мой лама вернулся... и Тибет стал свободным и независимым”. “Его Святейшество Далай-лама, когда жил вдали от нас, ездил по всему миру, молясь за прекращение страданий краснолицых тибетцев, он освободил нас от тьмы”, говорится в стихотворении. И далее, “Панчен-лама в своей тюремной камере молится за рассвет мира и счастья над моей страной снегов”.

Панчен-лама, заключенный в тюрьму, это родившийся 25 апреля 1989 года в уезде Лхари тибетский мальчик, которого в мае 1995 года Далай-лама признал в качестве перерождения Панчен-ламы Х. В ноябре 1995-го однопартийный режим в Пекине принял решение похитить его и внедрить в жизнь сомнительный ритуал с золотой урной.

Также получены сведения, касающиеся 27-летнего тибетца по имени Цегью (или Цегьял), который поджег себя 7 ноября в деревне Тингсер (Tingser), административно подчиненной городу Бекар в районе Дриру (кит. Бижу) округа Нагчу Тибетского автономного района. После этого протеста, о котором было известно совсем немного, он был задержан солдатами вооруженной милиции и помещен в тюрьму Нагчу. Как сообщает Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD), он получил серьезные ожоги, но вплоть до своей смерти 18 ноября был лишен медицинской помощи. Дома у него остались двое детей: шестилетний ребенок и восьмимесячный младенец.

Напомним, что 7 ноября, в канун открытия XVIII съезда компартии в Пекине, внутри Тибета произошли сразу пять актов самосожжения за один день. В Ребконге подожгла себя и скончалась 23-летняя Тамдинг Цо из скотоводческой семьи. В округе Нгаба перед входом в отделение милиции подожгли себя три юных монаха из монастыря Нгошул (Ngoshul). Позже представители властей передали семье пепел 15-летнего Дордже, однако состояние двух других монахов, которых забрали и увезли служащие китайской милиции, остается неизвестным.

Как сообщалось, вечером 26 ноября в различных частях Тибета примерно 60 тибетцев - сотрудники университетов, писатели, монахи, предприниматели - начали голодовку солидарности с предавшими себя огню и страдающими в мрачных застенках пекинского режима. Эта необычная акция прошла в нескольких местах - в сводке ЦТА упоминаются Лхаса, Дракго, Джомда, Дзачукха, Триду, Сертхар, Силин (Синин, столица провинции Цинхай), Карцзе и Чэнду (столица провинции Сычуань), и продолжалась с 22 часов 26-го до 8 утра 28 ноября.

По последним данным радио Free Asia (RFA), 28 ноября в Чабча (кит. уезд Гунхэ, тибетский автономный округ Хайнань, провинция Цинхай) учащиеся технического училища Цолхо вышли на улицу и собрались перед комплексом правительства округа, скандируя "свободу" и "права для тибетского языка". Прибывшие на место солдаты вооруженной милиции применили силу для разгона демонстрантов - по словам очевидцев, в толпе взрывались гранаты со слезоточивым газом и чем-то еще. Многие получили ранения в голову и другие части тела, пятеро учащихся задержаны.

Это была вторая массовая манифестация тибетских подростков в Чабча с 26 ноября, когда на улицу вышли учащиеся тибетского медицинского училища. Четверо юных тибетцев были задержаны; пятеро в критическом состоянии отправлены на лечение в крупную больницу провинциального уровня.

Специалист по Тибету Джеймс Лейболд (James Leibold), занимающийся исследовательской работой в Пекине для австралийского университета Latrobe, отметил в интервью VOA, что последние протесты охватили широкие слои тибетского общества. "Мы видим, что в последние пару месяцев самосожжения имели место во всех провинциях, окружающих Тибетский автономный район, что в них вовлечены самые разные люди - по возрасту и по занятиям. В этих самосожжениях [учaствовали] простые люди, монахи и монахини. Нет никаких сомнений в том, что достигнута критическая отметка", - сказал он.

"К сожалению, мы слышим, как из Пекина раздаются прежние высказывания, как китайские власти постоянно проклинают горстку [врагов] с 'черными руками', сотрудничающих с Далай-ламой и тибетским сообществом в изгнании, которые порождают беспокойство и наносят ущерб этническому единению и гармонии в Китае. И, похоже, нет ни малейшего желания признать провал [нынешней] политики", - подчеркивает эксперт.

Тибет, самосожжение, протесты, тибетцы

Previous post Next post
Up