Как
сообщает независимый тибетский информационный сайт Phayul, редакция которого находится в Дхарамсале, более 60 тибетцев внутри Тибета приняли участие в голодовках солидарности с теми, кто совершил самосожжения. Эти скоординированные по времени акции начались вечером 26 ноября и должны завершиться утром 28-го.
Голодовки прошли в Лхасе, а также в городах Дранго, Джомда, Зачукха, Триду, Сертхар, Силин, Ребконг, Карцзе, Тринду. Среди участников протеста в основном “хорошо образованные” люди из разных слоев общества, в том числе госчиновники, писатели, монахи и предприниматели.
Еще одно самосожжение произошло 27 ноября в уезде Дзоге округа Нгаба (кит. уезд Жоэргай, округ Аба, провинция Сычуань), где в ходе огненного протеста скончался 24-летний Калсанг Кьяб (Kalsang Kyab). Около 18.30 он облил себя керосином и пошел в сторону здания правительства городского поселения Кангца, выкрикивая пожелания долгих лет Далай-ламе и кьябдже Кирти Ринпоче, живущему в изгнании главе монастыря Кирти. Возле здания он поджег себя.
Местные тибетцы доставили его обугленное тело в деревню Дова Меге (Dowa Mege), где монахи из двух соседних монастырей начали читать молитвы для умершего. Калсанг Кьяб, не посещавший школу, происходит из скотоводческой семьи, где еще пятеро детей. Его знали здесь как спокойного и молчаливого человека.
По сведениям Phayul, 26 ноября Калсанг Кьяб приехал с пастбища в родную деревню, откуда утром следующего дня отправился за 3 км в Кангца.
После огненного протеста сюда прибыли дополнительные подразделения вооруженной милиции; в регионе установлены блокпосты. “Напуганные тибетцы в округе Нгаба стараются скрыться”, сообщает Free Tibet.
В Чабча (кит. Гунхэ) арестованы трое студентов медицинского училища Sorig Lobling, где 26 ноября
вспыхнул массовый протест под лозунгами равенства этнических меньшинств и свободы языка. По
информации Phayul, пятеро учащихся, жестоко избитых солдатами в ходе разгона манифестации, находятся в критическом состоянии и переведены в более крупную больницу в Цонгон (Tsongon). Еще примерно 20 учащихся остаются в больницах в Чабча. Китайская милиция не позволяет родственникам навестить их.
Стихийная демонстрация учащихся была связана с недовольством по поводу политического вопросника из 10 пунктов, предназначенного для занятий по “патриотическому перевоспитанию”. Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD) приводит цитаты-“ловушки” из вопросника под заголовком ‘Десять способов взглянуть на нынешнюю ситуацию в округе Цолхо’: ‘Кто выступает за сепаратизм и вызывает беспорядки?’, ‘Каковы причины огненных протестов?’, ‘Какой ущерб наносят незаконные публичные протесты?’, ‘Означает ли двуязычное образование ухудшение положения языка этнического меньшинства?’.
В последние недели самосожжения стали более преднамеренными,
отметил Роберт Барнетт из Колумбийского университета Нью-Йорка. По его мнению, в 2011 году началась первая фаза протестов, связанная с попытками монахов и монахинь защитить монастыри от расправ, тогда как вторая волна в нынешнем году включает жителей небольших городков, выражающих солидарность с ними. "Но сейчас мы в такой фазе, когда простые тибетцы устраивают самосожжения пучками, очень близко, в один и тот же день или в течение нескольких дней в одном и том же месте, с определенным стремлением получить ответ от китайских властей", - указывает он.