v.1: октябрь 23, 2017, 12:18
v.2: добавлен пример несовместимости этических систем политики и экономики
поведение = аверзии + аппетенции (фундаментальная теорема) (2) бизнес VS Наука -- на примере благотворителей (развода Дерипаски) (3) примордиальная приматическая система Начнём с довольно элементарных положений.
У многоглаголящих маммальная/приматическая система управления поведением, основанная на аверзиях-аппетенциях, выходит на эпифеноменальный уровень:
(Прото)этическая система -- врождённо,
квази-врождённо и вы(м)ученно возникающие и реплицируемые привязки различных сигнальных комплексов и бихевиоральных шаблонов к нейрогуморальным системам аверзий и аппетенций.
Можно сказать, что (прото)этическая система -- это частичная раскраска части
Мiра в цвета "хорошо-плохо".
Можно сказать и что (прото)этическая система -- это набор
(прото)ценностей (в обычном, не раз обсуждавшемся квази-алгебраическом смысле).
***
Можно говорить о врождённой общеприматической этической системе (
Франс де Вааль. Истоки морали).
Можно говорить об этических системах цивилизационного уровня (Конфуцианская этика, протестантская этика,
глистоидно-
быдлократическая этика, этика ИГИЛ, ......).
Можно говорить [Upd 2017-12-27 вслед за -- нельзя забывать -- Гербертом Спенсером] об эволюции и конкуренции этических систем на
анаприматическом субстрате.
***
Менее очевидный вариант --
технические ценности, которые есть в любом типа ремесле. Это тоже "хорошо-плохо", но без цивилизационного пафоса.
Вечерний Upd По сути речь об "эффективно-неэффективно", что проясняет, кстати, смысл и обычного "хорошо-плохо".
С другой стороны, технические ценности такого ремесленного мегакомплекса, как IT, обретают выраженный пафос (ср. феномен "религиозных войн" языков программирования, где одна сторона [пузырь на
знаменитой картинке] подчёркивает разнузданную свободу самовыражения в отношении самосочиняемого инструментария, тогда как другая [зелёненькая линия] -- аскетически-математическую самодисциплину и
подчинение вне-айтишным ценностям).
***
Можно говорить об этических системах каждой из больших сфер -- политики, экономики, науки.
И вот здесь интересно.
Если (частичная) несовместимость конкурирующих, скажем, "цивилизационных" этических систем -- явление естественное, удивления не вызывающее, то несовместимость этических систем политики и экономики с одной стороны (несовместимость которых между собой маскируется их давней притёртостью; впрочем, не в Наших Гондуrussах), и науки с другой стороны -- гораздо, похоже, труднее для понимания: hostes мыслят науку как часть политики+экономики, но не как
самостоятельную сферу.
Upd Как по заказу прошёл живой пример несовместимости этических систем политики и экономики, ставший возможным благодаря несистемному президенту Трампу:
«Здесь прослеживается привычная стилистика Трампа: он ведет себя как бизнесмен, а не как политик. В бизнесе разные высказывания и даже громкие заявления имеют гораздо меньше последствий, чем имеют высказывания в политике. В бизнесе можно - в определенных рамках, конечно - говорить практически что угодно, но значение будет иметь только подписанный документ. А в политике очень часто слова имеют даже большее влияние на происходящие процессы, чем подписанные документы.
Трамп как человек, который социализировался (и достаточно успешно социализировался) в бизнес-среде, этого не понимает.»
источникТочно так же за гранью понимания
глистоидных
фитли-коллективов -- несовместимость этики Науки и бытовой приматической этики с её
пугалками,
лизингом-и-сосингом и правотой стайного большинства (Наблюдатель не устаёт удивляться о(х)уевать от по-доброму увещевательного
"нас больше -- мы и правы").
Mos-Lex-Vis