m-активность (4) серийный вариант ("очередями") В
записи о гуморальном заражении мы пометили sic'ом мелькнувшее наблюдение о песнях и плясках как серийных формах m-активности на фоне гуморов типа восторга.
Просто пара уточнений из
любопытства ("куда кривая вывезет") и для упражнения в
Деконструкции.
Ограничимся плясками.
***
На уровне индивида одно из первичных внешних проявлений восторга -- некий спазм мышц, производящий отдельное движение:
прыжок, thrust, хлопок себя по ляжкам ... возможно, в сопровождении визга или гуморально нагруженного локвационного жеста.
Дальше развилка:
Репликация создаёт менее естественные, но
попъективно устойчивые формы вроде хлопка в ладоши или стандартного возгласа.
С другой стороны, прыжки, thrust'ы, возгласы etc. естественно приобретают
серийные формы.
В игру включается механика -- телодвижения и возгласы приобретают некую естественную ритмичность.
(Народное "брейк на пузе" подмечает глубокое нейральное родство разных видов такой ритмической активности.)
Естественная ритмичность способствует синхронизации в стае, что -- в силу действия зеркальных нейронов и радости быть среди своих и т.п. -- поднимает интенсивность гумора на новый уровень.
В число ритмизуемых движений могут попасть, как уже говорилось, визги и возгласы -- но и удары с соответствующими звуками.
И то, и другое, возбуждая партиципантов через
средний мозг или
квази-врождённую когнитивную оснастку, создают обратную связь, поддерживающую стайное колебание.
(По поводу квази-врождённости: кричалка "Кто не скачет ...", хотя и кажется новоделом, но на самом деле заассоциирована на глубокую квази-врождённую протоценность "запад как солнце", в первую очередь
ослепляющую, как обычно,
младоприматов.)
Гуморальное возбуждение фацилитирует фиксацию в памяти спонтанно возникших двигательных форм, которые в стайных условиях подвергаются
стохастическому автоструктурированию и
попъективизации -- тот же по сути механизм, что и в глоттогенезе.
Естественно возникают
m-ритуалы вроде балов, дансингов и дискотек.
Пентада, конечно, подчиняет себе эти m-ритуалы, проходящие в атмосфере мощного гуморального возбуждения, приаттачивая вторичные функции, какие тут можно приаттачить: еду к пляскам пристегнуть трудно, но запросто -- секс/матримониум и конкуренцию за доминантность (от простого мордобоя на деревенской дискотеке до соревнований уличных плясунов в Бронксе -- и далее действует общий механизм
моды).
Вот ы вся деконструкция.
Возможно, стоит ещё заметить, что прочная, гуморально закреплённая связка впечатлений позволяет такой форме m-поведения разряжаться (при условии заряженности батареек) в ответ на частичный искусственный сигнал.
***
"Антропология will never be the same."