[тезаурус] размерность когнитивная

Feb 19, 2012 17:08

Есть слова (и понятия) "знания", "кругозор" и т.п.
Это, по-грубому, синонимы, но всё-таки передают разные и важные оттенки смыслов.

Мы хотим ввести ещё один концепт из этого ряда, но со специфическими смысловыми оттенками. Кои выявятся в дальнейшем употреблении.

С одной стороны, совсем уж точное определение дать не легко.

Это только в относительно примитивных системах, таких как математика, можно говорить о точных определениях; чем сложнее объекты, с которыми мы работаем, тем они, эти объекты, менее определённые, и тем менее возможна "математическая строгость".
Этого в дым не понимают физики-математики, пытаясь что-то понять у гуманитариев, хотя последние, надо признать, тоже хороши в своём словоблудии. Врочем, теорфизическое гипотезоблудие даже хуже своей мимикрией под научность с помощью математических обозначений.
С другой стороны, мы не хотим уподобляться и философам, определяющих свои какие-нибудь "дискурсы" через словоупотребление на протяжении целого тома без начала и конца.

Поэтому оттолкнёмся от примера:

Вот лягушка (которую мы вспоминали в первой записи о среднем мозге): она (вне периода размножения), по-грубому, распознаёт два типа объектов: маленькие движущиеся -- и большие движущиеся.

Мы скажем, что когнитивная размерность у лягушкиного мозга довольно маленькая.

Размерность когнитивная -- по-грубому, это количество элементарных концептов, которые конкретный мозг способен распознавать в разных ситуациях.
Например, физик, в отличие от лягушки, наблюдая некоторую пространственно-временную область (например, свой рабочий стол на протяжении пары недель после очередного наведения порядка), может со вздохом констатировать: "Да-а-а... нарастает энтропия!"
Хотя формально-лингвистически тут два слова, но концепт -- один.

Во всяком случае можно сказать, что когнитивная размерность содержимого мозга данного физика побольше, чем у любой лягушки.

***

Можно также сказать, что вдумчивое прочтение хорошей книжки может увеличить когнитивную размерность индивида.

Скажем, Чапаев и Пустота -- увеличивает (хотя бы только на стишок "Сила ночи, сила дня ..."; но там есть и кое-что еще, без чего, скажем, не было бы хундуя).

***

Раз уж речь зашла.
Внедрение юниорам иностранных языков -- мощная пропедевтика увеличения их когнитивной размерности в дальнейшем процессе разнообразного учения (чем страннее язык, тем мощнее пропедевтика).

***

Целенаправленные систематические усилия по увеличению когнитивной размерности содержимого своего мозга -- необходимый признак хорошего учёного.
(Необходимый в строгом логическом смысле.)

Если таких усилий нет
(или если дело пущено на самотёк, или чел жалуется, что ему некогда читать, а когда возможность появляется -- не находит ничего лучшего, как взять в руки редкостную (ф)уйню, и при этом ещё обвиняет в дремучести гуманитариев, каждый из которых по крайне мере продрался сквозь огромные списки обязательного чтения, получив как минимум острое ощущение громадной сложности Мира... как говорится, "чья бы корова мычала...")
-- то это значит, что примат всю жизнь просто "трясёт" в смысле известного анекдота.
И в отношении Науки всего лишь нормальный ученый -- в лучшем случае настоящий (см. в словарике), в худшем -- мимикриаст.

***

Важная констатация: интерпретация мозгом сигналов из внешнего мира имеет проекционный характер.
Или чуть по-другому: мозг выполняет проекцию внешнего мира на "базис концептов" внутри своей головы.

В частности, как мы уже упоминали, Несравнимое новое проецируется мозгом в бессмысленный шум, играющий в данном случае роль нуля.

***

Это (проекционный характер) важно хорошенько прочувствовать.
И для каждого оснащённого мозгом существа, с которым приходится иметь дело (не обязательно примата; может, и голавля), важно попытаться понять, на какие элементарные концепты это существо проецирует окружающий мир.

Вот, скажем, лет пять назад, когда мы последний раз попытались -- после большого перерыва в несколько лет -- что-то содержательно пообсуждать с Тензорком (ведь он завязал на себя огромную массу административных рычагов), мы были поражены тем, насколько убитая у него выходила "проекция" того, что мы пытались ему сообщить. И зареклись пытаться.

***

Метафора проекции будет индуцировать ассоциацию с линейностью.
Но это, пожалуй, уже будет чрезмерным упрощением.
Про линейность тут вспоминать не стоит, по-видимому.

***

Мы пока говорили о когнитивной размерности применительно к индивиду.
А можно иметь в виду целую стаю.
Или даже общество.
Тут возникают важные нюансы, но мы отложим их обсуждение.

(Продолжение: пространство когнитивное.)

эластичный_витя_(матвеев_ва), когнитивное_пространство, проекция_в_нуль

Up