Прореживание завалов книг засасывает в их чтение.
Вот, назначенная было на выброс
старая (1986) полудетская книжка оказалась неплохим внятным обзором (правда, оценить это можно только после прочтения полстены других книжек).
Жертвой стремления к простоте изложения оказываются
приматические нагромождения, и это здорово.
Отсюда -- обычно ускользающая от внимания польза поп-научных книжек для самих авторов (если автор, конечно, учёный, а не
колонновожатый какой-нибудь).
По той же причине важно читать курсы по своим темам (что на феноменологическом уровне прекрасно известно) -- а имитировать эффект чтения курса трудно -- и тут Наблюдателю нужно срочно чего-нибудь тёпленького испить, потому что [приматол. воскл.] [приматол. воскл.] [приматол. воскл.] свой курс -- это очень ценный банан, а
Первое Начало никто не отменял -- вспоминаются
академкинд с неубиваемым спецкурсом; или
автор весёлых ночных sms-ок, читающий курс, на минуточку, квантовой теории поля; да
весь Пугалкин кагал, безнаказанно
опускающий стандарты научности конвейерным методом.
***
А наблюдение такое.
Обычная психология, стремясь к научности, настаивает на недопустимости антропоморфизма в интерпретации поведения животных: у обезьян и "любопытство" в кавычках, и "нечто похожее на дружбу", и т.д., и т.п.
Приматология Науки стремится к научности ещё сильнее, поэтому ставит в центр Канон (вслед за
Жуковым и Савельевым, который, кстати, готовит
новую книжку) и в известном смысле идёт в обратном направлении, требуя отказаться от мистификации "любопытства", "дружбы" и т.п. у
многоглаголящих и признать, что в основе тут совсем не загадочные бихевиоральные формы, нередко имеющиеся уже
у каких-нибудь кур, а вся их загадочность есть результат глубокой маскировки завалами самовлюблённого
кактроцкий-ежа.
(Неёмкая запись. Но здоровье не позволяет большего.)