Восточный Казахстан 2014. Часть 3. К сердцу Алтайских гор

Feb 05, 2015 23:12




Так получилось, что политическая карта мира разрезала границами Алтайские горы на 4 неравные части. Большая из них перепала России, поменьше - Казахстану и Монголии, и совсем маленькая - Китаю. России досталась не только самая большая часть Алтайских гор, но и самая красивая. Чтобы увидеть эту красоту своими глазами с каждым годом в этот регион совершает паломничество все больше и больше туристов. Поэтому найти уединение в российской части Алтая становится все труднее. На этом фоне казахская и монгольская части Алтая смотрятся куда более привлекательными для "дикого" отдыха без толп туристов и засилья турбаз. Еще одним плюсом Казахского Алтая является возможность подъехать на автомобиле к его наивысшей точке горе Белуха на максимально близкое расстояние.


Увидеть Белуху, так сказать, из окна автомобиля, я мечтаю еще с 2010 года, когда первый раз оказался на Казахском Алтае. Тогда это не удалось реализовать, как и спустя 2 года. Всевозможные препятствия в виде нехватки времени, плохой погоды или болезни ребенка только подстегивали желание добиться цели. Поэтому когда в 2014 году мы снова засобирались в эти края, маршрут к Сердцу Алтая был в списке обязательных.

В предыдущих частях рассказа о нашем путешествии по Восточному Казахстану я поведал, как мы отдыхали на Дубыгалинском озере и искали пляжи на полноводном Бухтарминском водохранилище. Последнее не удалось сделать. Вдобавок на стоянке были атакованы клещами. Поэтому когда утром следующего дня солнце заглянуло к нам в палатку, в головах уже был четко очерченный план дальнейших действий - в путь к Белухе.

Дорогу до Большенарымского от Алтайки мы выбрали вдоль побережья Бухтарминского вдхр., а не через Зыряновск. Пусть на ней нет асфальта, но пейзажи тут куда более интересные, хотя и довольно аскетичные.





Раньше этот маршрут был основным по пути на юг в Большенарымское и Курчум.



Сейчас им практически не пользуются. На всем протяжении до Большенарымского встретили всего несколько машин.

нажмите для увеличения



Эта дорога больше интересна любителям рыбалки, которые облюбовали местные заливчики и заводи, нежели путешественникам или местным жителям.



В Большенарымском ушли на дорогу в сторону Катон-Карагая.



Постепенно альтиметр перевалил за 1000, а горы приобрели более подобающий вид.



На одном из горных ручьев остановились на обед. Мы на нем уже вставали два года назад.



В отличии от множества автопутешественников, злоупотребляющих сухпайками и различными концентратами/консервантами, у нашей семьи в пути полноценное питание. В данном случае на плите варится картофель.



За Катон-Карагаем мы ушли с основной трассы Большенарымское - Урыль - Рахмановские ключи и по мосту перебрались на противоположный берег реки Бухтармы.

Здесь надо рассказать про некоторые особенности посещения тех мест, куда мы направлялись, чтобы понять некоторую авантюрность этой затеи. Дело в том, что Белуха находится на границе России и Казахстана. Соответственно на пути к ней в Урыле стоит пограничная застава. И если для граждан Казахстана оформить пропуск в приграничную зону не составляет особого труда, то россиянам необходимые документы надо высылать в ДВД Усть-Каменогорска за 1,5-2 месяца, с последующим оформлением пропусков непосредственно перед маршрутом. Так как направление маршрута у нас до последнего не было точно определено, то соответственно и пропуска не были оформлены. Можно было попробовать проехать мимо поста без пропусков. В некоторых случаях там никто не стоит. Но это не исключает возможной встречи с патрулем уже в приграничной зоне.

Еще в Томске, изучая карты этого района, я присмотрел дорогу, идущую параллельно основной трассе по противоположному берегу Бухтармы. По ней можно было миновать погранзаставу и вернутся на нужный берег уже за Урылем. Она, конечно, не избавляла от встречи с патрулем в приграничной зоне, но давала возможность туда попасть без пропуска. Единственное, что вызывало вопросы - ее качество.

На месте оказалось, что дорога довольно сносная и применима к любой колесной технике. Почти на всем протяжении она имеет гравийное покрытие различного качества.



На многих участках накатаны параллельные полевые дороги, по которым можно ехать 60-80 км/ч.



По пути проехали четыре села. К ним и была так хорошо накатана дорога.



Эти места напомнили нам так полюбившуюся Тункинскую долину в Бурятии. Такие же зеленые пастбища на фоне красивых гор, такие же потерянные во времени села, такое же безлюдье.

нажмите для увеличения



Дорога по правому берегу Бухтармы дала возможность любоваться заснеженными северными склонами хребта Тарбагатай.











Село Жамбыл - последнее до перехода на другой берег. На противоположном берегу Бухтармы виднеется Урыль с белыми корпусами погранзаставы.

нажмите для увеличения



Места становятся все интересней, а дорога немного хуже.



Скалы внешним видом напоминают таковые в районе Бухтарминского вдхр. и Колыванского озера.





Осыпь из огромных валунов. Многие из них размером с машину.



Мостик через горный ручей.



На основную трассу мы вернулись сразу за поселком Берель по бетонному мосту. Это уже не Бухтарма, а ее приток Белая Берель. Хорошо виды наваленные стволы деревьев - последствия недавно прошедшего паводка.



С другим последствием паводка мы столкнулись уже через 10 км. Наш маршрут снова уходил в сторону от главной дороги на курорт Рахмановские ключи. Он пролегал  к озеру Язевому. Но для начала пришлось преодолеть деревянный мост с завалившимся на бок полотном и размытой опорой через реку Белая Берель.



Пять минут страха и мы на другом берегу.



Недалеко от моста находится небольшая деревня Язовка - последний очаг цивилизации на пути к российско-казахской границе. На ее северной окраине мы уперлись в шлагбаум. Дело в том, что озеро Язевое находится не только в приграничной зоне, но еще и на территории Катон-Карагайского национального парка. Для въезда в него необходимо оформить пропуска и оплатить взнос за "экологическую тропу". Сумма не астрономическая, но и не маленькая. Берется за каждый день пребывания на озере (для нас вышла около 1000 руб/сут). Оформлять пропуска надо в управлении парка в Катон-Карагае. Но можно это сделать и здесь - в Язовке. Заведует всем местная жительница, которую мы нашли в одном из домов. Она была удивлена тем, что мы приехали сюда без пропусков в погранзону. С ее слов, пограничники требуют передавать данные о проехавших кордон парка (что она пообещала не делать в нашем случае). Кроме этого они периодически проверяют пропуска у отдыхающих на озере. Их кордон стоит недалеко от него.



С таким грузом информации мы и отправились дальше к озеру, куда приехали только через 2 часа. На осмотр окрестностей времени уже не было. Разбив лагерь и поужинав, легли спать. Встреча с Белухой была отложена на следующий день. Но об этом уже в следующей части.

Ниже предлагаю посмотреть на карте района наш маршрут от Катон-Карагая в объезд погранзаставы по правому берегу Бухтармы (желтый). Для сравнения добавлен маршрут (красный) по основной трассе в сторону курорта Рахмановские ключи, записанный Алексеем Климовым (klimovs_travels) и Денисом Французовым (frantsouzov) в 2013 году.

Нажмите на карту для просмотра в оригинальном размере



Не забывайте добавляться в друзья, чтобы следить за обновлениями этого журнала.




Содержание альбома "Восточный Казахстан 2014":



Часть 1. Возвращение




Часть 2. От Окуньков до Бухтармы




Часть 3. К сердцу Алтайских гор


Полный каталог записей моего журнала смотрите здесь.

восточный казахстан 2014, казахстан 2014, Казахстан, путешествие

Previous post Next post
Up