Восточный Казахстан 2012. Часть 1.

Apr 25, 2013 00:53

Продолжаю смаковать последнюю большую поездку в Восточный Казахстан. Дописал и опубликовал полный отчет для портала Drom.ru. Пусть полежит и в моем журнале. Тем более, что часть материалов здесь не публиковалась.

В 2011 г. наш семейный экипаж пополнился штурманом, который начал диктовать направления и маршруты наших путешествий сначала в животе у матери, а потом и разместившись в автолюльке на заднем сиденье автомобиля. В 2011 г. он позволил совершить только небольшую поездку в Хакасию. На 2012 г. у нас были планы более интересные. Хотелось расширить географию маршрутов на запад до Черного моря. Основная поездка планировалась на июль. Чтобы оценить возможности дальнего путешествия с десятимесячным ребенком, в мае мы на пять дней съездили в Красноярск. 1 400 км дороги в обе стороны, 600 км за день (около 10 часов в пути). По ее результатам было решено сократить маршрут, ограничившись близлежащими регионами. После сложных раздумий выбор пал на Горный Алтай с южным берегом Телецкого озера и долиной Чулышмана. Довольно красивое и излишне популярное место, но в 2008 г. оно ускользнуло от нашего внимания. Запасным вариантом рассматривался Восточный Казахстан.

В путь отправились в первый день отпуска, т.к. терять время не хотелось. На весь отдых у нас был выделен 21 день.

Место старта - город Томск. Экипаж четыре человека: Я, жена, девятилетняя дочь и десятимесячный сын. Машина Toyota Hilux Surf, 2,7, 2001 г. в.

Дорога до Барнаула особого труда не вызвала. По пути успели даже покупаться и позагорать на песчаных берегах Чумыша.

В самом Барнауле по плану было две ночевки и прогулка по городу. До этой поездки здесь мы не были (если не считать мои посещения города в детстве). Однако еще при поиске жилья от исторической части города остались негативные впечатления. Создалось впечатление, что ее не благоустраивали со времен СССР. Дополнила негатив гостиница и дождливая погода.

На следующий день, после небольшого знакомства с деревянным зодчеством города, было принято решение больше не задерживаться в городе, а продолжить путь на юг. И не на Горный Алтай, где в дождливую погоду с грудным ребенком делать нечего, а в Восточный Казахстан.

По пути не могли оставить без внимания деревянный небоскреб в с. Поспелиха. Построенная в 1916 г. пятиэтажная мельница выглядит и сейчас масштабно.

Пересекать границу с Казахстаном в этот день мы не стали, а остановились на Колыванском озере (Саввушка).

Озеро находится на границе степи и отрогов Алтайский гор у подножия Колыванского хребта. Скалы в его окрестностях - первое, что бросается в глаза после бесконечных степных пейзажей по дороге из Барнаула.

Озеро пресное, проточное. В него впадает и вытекает река Усть-Колыванка. Помимо реки озеро подпитывается подводными источниками. Дно илистое. Берега невысокие с песчаными пляжами, которые местами заболочены или переходят в скалы.

Но больший интерес, чем само озеро, представляют скалы в его окрестностях. Благодаря выветриванию образовались причудливые неповторимые формы из камня.

Близость озера к Змеиногорску (25 км), автомагистрали Барнаул-Змеиногорск (2 км) и границе с Казахстаном (80 км), делает его очень популярным у транзитных туристов и местных отдыхающих. В жаркую погоду на берегу проблематично найти уединенное место. Наибольшее скопление туристов на западном и северном берегах.

Песчаные пляжи северного берега облюбованы автотуристами. Там мы побывали на обратном пути из Казахстана. О чем будет рассказано позже.

Западный берег (ближайший к поселку Саввушка) застроен турбазами, состоящими из деревянных домиков. Здесь их около 5-8 штук.

Комфортом они особо не блещут. Обстановка деревянных домиков аскетична и состоит из кроватей и стола. Вода привозная, свет от генератора по вечерам.

В одной из турбаз мы остановились на ночевку. Трехместный домик обошелся в 1 600 руб. за сутки.

Холодная погода с дождем не располагала к купанию в озере и прогулкам. Поэтому на следующий день нас ничего здесь больше не держало.

Границу с Казахстаном в Михайловке прошли за два часа, больше простояв в очереди на российской стороне. В настоящее время ее прохождение максимально упрощено. При себе нужно иметь российские паспорта, свидетельства о рождении детей с печатями о российском гражданстве и свидетельство о регистрации транспортного средства. В киоске у границы нужно оформить казахскую страховку на автомобиль, на казахстанском переходе заполнить миграционную карточку. Сейчас без регистрации на территории Казахстана можно находиться до 30 дней. Досмотр транспорта, если вы не приглянулись пограничникам, символичен. Деньги можно поменять в банках Шемонаихи или Усть-Каменогорска. Курс в районе 1 рубль/5 тенге. Но если границу пересекаете в ночь, то с обменом денег выручат только круглосуточные обменники в Усть-Каменогорске. В городе есть офис «Сбербанка» и «ВТБ-24» с банкоматами. Там деньги с карты можно сразу снимать в местной валюте.

В Усть-Каменогорске не без трудностей нашли свободную двухкомнатную квартиру посуточно. Для ночлега большой семьей, да еще и с грудным ребенком, это наиболее оптимальный вариант. Цена 1 100 руб./сутки. В ней мы провели две ночевки, отдохнув с дальней дороги. А также переждали дождливую погоду. За это время успели погулять в парках Жастар (Кирова) и им. Джамбыла, а также посетили Восточно-Казахстанский областной краеведческий музей.

Усть-Каменогорск - промышленный город. Однако, попав на его улицы с бесконечными клумбами и многочисленными декоративными формами, быстро забываешь об этом. Этим он сильно отличается от большинства областных центров Западной Сибири. Эпицентром же всего цветочного буйства в городе является парк Жастар (Кирова).

В дореволюционный период на территории парка размещались Покровский собор и Базарная площадь. В советские годы собор снесли, а на их месте был разбит парк, получивший название им. Кирова.

К концу XX века парк, без должного ухода, сильно зарос, дорожки разрушились. В 2001 г. он был передан Восточно-Казахстанскому областному этнографическому музею. С этого периода началось возрождение парка. За 11 лет был проделан огромный объем работы, чтобы превратить парк в самое красивое место в городе. Тогда же он получил новое имя - Жастар.

О прошлом парка напоминают только часовня Новомучеников Российских и Казахстанских на месте снесенного собора и памятник Кирову.

Другой парк им. Джамбыла находится по соседству. Но он не произвел столько впечатлений как Жастар. Дорожки из тротуарной плитки, тополя до неба, подстриженные газоны, немногочисленные клумбы, летние кафе... Подобные парки есть во многих городах России.

Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей - один из старейших музеев в Казахстане. Первая экспозиция музея была выставлена в здании Народного дома (ныне Областной Драматический театр) в 1915 г. За его почти вековую историю коллекция расширилась до 133 тысяч экспонатов. Сам же музей переместился в исторический особняк по адресу ул.Урицкого 40.

Музей работает ежедневно с 9:00 до 17:00, выходной - вторник.

На улице, перед входом в музей, разместились пушки с крепости Усть-Каменной, фрагмент трактора и каменные изваяния.

На первом этаже выставлены экспонаты, посвященные современной истории Восточно-Казахстанской области и ее природе.

Более интересные экспонаты собраны на втором этаже.

Музей оказался довольно интересным. Только учитывая объем коллекции ему бы не помешало здание просторнее.

На пятый день освободившееся от туч солнце подарило надежду на хороший отдых. Уже через два часа мы были возле Бухтарминского водохранилища - основной цели поездки. Его отделяет от Усть-Каменогорска всего 100 км дороги через горы.

За непродолжительный стаж путешественников нам довелось побывать на Куйбышевском, Новосибирском, Красноярском, Саяно-Шушенском, Братском, Капчагайском и Бухтарминском водохранилищах. Из них Бухтарминское стоит на первом месте по своей красоте. Причудливые горы с редким сосновым лесом, многочисленные песчаные пляжи, теплая чистая вода и обилие рыбы создали идеальное место для отдыха.

Летом сюда устремляются потоки туристов из Восточно-Казахстанской области и близлежащих регионов России (Кемеровской, Новосибирской, Томской и Омской областей, Алтайского края). Этим непременно воспользовались местные предприниматели, которые скупили и застроили северную часть водохранилища многочисленными турбазами и частными домами.

Учитывая спонтанность нашего решения ехать в Казахстан, домик на водохранилище заранее не бронировали. Понадеялись найти его на месте. Однако оказалось, что это сделать не просто. Большинство домов забронировано или выкуплено по путевкам.

После трех часов поисков удалось его найти на турбазе «Орлан». За семь дней с нас взяли 5 000 рублей. За эти деньги мы получили добротный брусовой домик с двухъярусной четырехместной кроватью, кухонной мебелью, холодильником и плитой, туалетом и водой на улице. В сравнении с российскими ценами аренда турбаз, квартир и гостиниц в Казахстане на порядок дешевле.

Оседлый турбазно-гостиничный образ отдыха не типичен для нашей семьи. Он был выбран в этой поездке по причине наличия в экипаже грудного ребенка.

Только это не означает, что мы предались тюленьему отдыху и провели все семь дней безвылазно на турбазе. Уже на второй день потянуло в дорогу.

Но для начала взобрались на соседнюю с турбазой гору к поклонному кресту, от которого открывается восхитительный вид на окрестности.

Ландшафт создал на Бухтарме обилие укромных бухт и протяженных песчаных пляжей, ко многим из которых можно проехать на автомобиле. Этим мы и пользовались. Ночевали на турбазе, а на день уезжали за 50-250 км в поисках безлюдных мест.

Еще не конец. Продолжение во 2-й части.

Понравился пост и хотите еще? Добавьте в друзья и следите за обновлениями журнала.

Содержание дневника "Казахстан 2012"

Алтайские кружева: Барнаул. Часть 1.

Алтайские кружева: Барнаул. Часть 2.